Quot;Для того, чтобы пройти в Совет Божий, надо стать "депутатом" от Бога, а не устроителем теплых местечек для себя самого"

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец

Слова. Том II

Духовное пробужение

© Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта

© Москва. 2001

Содержание

Предисловие переводчика

Предисловие

Введение (из слов Старца)

"Для того, чтобы пройти в Совет Божий, надо стать "депутатом" от Бога, а не устроителем теплых местечек для себя самого".

Бог укажет выход

"Проклят творяй дело Господне с небрежением"

Будем помогать людям духовно

Часть первая. Ответственность любви

Глава первая. Равнодушное поколение

Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному

Сегодня люди вращаются вокруг самих себя

Мы ответственны

Я вижу, что нас ожидает, и поэтому мне больно

Оправдания неведению нет

Глава вторая. О том, что само присутствие христианина есть уже исповедание веры

Народ стараются усыпить

Пример говорит сам за себя

Бог терпит нас

Защищение праведного

Противостояние сквернословам

Глава третья "Вся чиста чистым"

Духовный человек "огнь поядаяй есть"

Не будем создавать соблазнов сами

Как любят некоторые создавать соблазны

Предание грехов огласке

Глава четвертая. О том, что действовать подобает с благоразумием и любовью

Работа над самими собой

Добро должно делаться по-доброму

Поведение с рассуждением

Духовная искренность отличается любовью

"Буква закона убивает"

Что бы ни делал человек, он должен делать это ради Бога

Нам нужно приобрести орган духовного чувства

Божественное просвещение — это все

Часть вторая. О подвижничестве и благоговении

Глава первая. "Подвиг добрый"

Борьба за освящение души

Что помогает духовно преуспеть

Духовное чтение

"Истинные поклонницы..."

Спасение нашей души

Глава вторая. О том, как действует диавол

Диавол старается вывести подвижника из строя

Диавол делает нам обезболивающий укол

Диавол делает все для того, чтобы человек не получил пользы

Крыло [человеческой] воли

Глава третья. О пользе, происходящей от доброго общения

Братские отношения

О духовном родстве

Осмотрительность в общении

Материнская любовь

Глава четвертая. О том, что благоговением приводится в умиление Бог

Что такое благоговение

О том, что благоговение передается

О благоговении внешнем

"Не дадите святая псом"

Благоговение во всем

О том, какое благоговение было раньше

Благоговение к иконам

В приношение Богу должно отдавать наиболее чистое

Глава пятая. О том, что даяние содержит в себе божественный кислород

Люди забывают о тех, кто страдает

Критерий любви

Дающий приемлет божественную радость

Сребролюбец собирает для других

Доброе расположение — это все

Милостыня весьма помогает усопшим

Милостыня "втайне"

"Сие творя углие огнено собираеши на главу его"

Часть третья. О духовной отваге

Глава первая. О знамениях времен

Антихрист

Земной царь евреев

Печать 666

Новые удостоверения личности

Коварный способ введения печати

Печать равна отречению

Толкования пророчеств

Глава вторая. О том, что жертва доставляет человеку радость

В нашу эпоху жертвенность является редкостью

Мой собственный покой рождается от доставления покоя другому

Насколько мы забываем себя, настолько Бог помнит о нас

Те, кто умирают геройски, не умирают

Тот, кто не берет в расчет себя, приемлет божественную силу

Вся жизнь монаха является жертвой

Глава третья. О том, что отвага рождается от доверия Богу

В отваге нет варварства

Какая отвага была в старину

Естественный страх является тормозом

Смерть боится того, кто не боится смерти

Значение дерзновения велико

Дисциплина

Бог смотрит на расположение человека и помогает ему

Будем противостоять опасностям духовно

Глава четвертая. О том, что для человека верующего мученичество является торжеством

Для того, чтобы положение исправилось, некоторым нужно будет пасть в бою

Тот, кто решился на смерть, ничего не боится

Отступление от веры смывается мученичеством

Мученичество и смирение

Какая отвага была у святых

Монах и мученичество

Часть четвертая. Зависимость от неба

Глава первая. О том, что Бог промышляет о человеке

"Ищите прежде Царствия Божия"

Человек часто пытается устроить все без Бога

Благословения чудесного Божественного промысла

Вверение себя божественному промыслу

Бог использует все во благо

Божии благодеяния пробивают брешь в сердце

Благодарность Богу за малое и многое

Глава вторая. О вере в Бога и доверии Ему

Нужно любочестно уверовать в Бога

"Приложи нам веру"

Сила веры

Матерью доверия Богу является вера

Вера и любовь

"Без Мене не можете творити ничесоже"

Придет время, когда уверуют все

Глава третья. О том, что Бог помогает там, где не хватает человеческих сил

Бог помогает в том, что нельзя сделать по-человечески

Бог печется обо всем для нашего блага

"Просите и дастся вам"

Благодать Божия привлекается смирением

Помощь в начале духовной борьбы

Божественные силы всемогущи

Благое расположение

Часть пятая. О духовном оружии

Глава первая. О молитве, оружии крепком

Необходимо много молитвы

Прошения в молитве

Помощь, оказываемая посредством молитвы

Достоинство имеет качество молитвы

"И нуждаста Его"

Молитва с болью

Божественное утешение

Опасность бесчувствия

Состояние боевой готовности

Глава вторая. О том, что монастыри — это крепости Церкви

Монах есть маяк, утвержденный на скалах

Бесшумная проповедь монаха

Монах и возрождение мира

Наша духовная скромность изменяет других

Монастыри имеют духовное предназначение

Духовное состояние — духовная крепость

Молитва, правильная жизнь, личный пример

Монашество находится в опасности

После себя мы должны оставить наследие

Глава третья. О глубочайшем смысле жизни

Будем готовиться к жизни иной

Мы должны осознать добро необходимостью

Поможем миру в покаянии

Покаяние содействует исчезновению зла

Предисловие переводчика

Блаженный Старец схимонах Паисий Святогорец родился в Каппадокии в 1924 г. Вырос в Греции. С детских лет вел подвижническую жизнь. В 1950 г. стал монахом, подвизался по большей части на Святой Афонской Горе, а также в монастыре Стомион в Конице и на Святой Горе Синай. Нес исключительные аскетические подвиги и был щедро наделен от Господа многообразными благодатными дарованиями. После божественного призвания духовно окормлял тысячи людей, был одним из благодатнейших и рассудительнейших Старцев нового времени. Почил о Господе 29 июня/12 июля 1994 г. Похоронен в основанном им женском монастыре Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в селении Суроти, неподалеку от Салоник.

В 1998–2001 годах на греческом языке были изданы первые три тома "Слов" Старца Паисия. Перевод "Слов" на русский язык было решено начать со II тома, поскольку его тематика сегодня особенно злободневна. Последние тревожные события в России и во всем мире еще раз подтверждают справедливость, важность и остроту сказанного Старцем Паисием. Мы надеемся, что эта книга поможет русским людям воспрянуть от сна равнодушия и уныния и будет добрым оружием в противостоянии лукавым стараниям вновь погрузить их в этот греховный сон.

В предисловии к I тому Всечестная Игуменья Филофея подробно рассказывает о том, каким образом ведется работа над изданием "Слов" Старца Паисия. Кратко повторим ее пояснения. Старец окормлял Иоанно-Богословскую обитель с 1967 года и до своей блаженной кончины.

В обители остался его духовный фонд: письма монахиням — всем вместе и каждой в отдельности, магнитофонные и стенографические записи общих бесед с ним, записи сестер, которые по благословению матушки-игуменьи непосредственно после каждой личной беседы, со Старцем записывали ее содержание. Это духовное наследие было систематизировано и сейчас издается в виде отдельных тематических томов, объединенных в серию "Слова" Старца Паисия Святогорца. При необходимости фондовый материал может дополняться отрывками из ранее изданных книг, написанных Старцем Паисием при его жизни (см. перечень в конце настоящего тома).

Таким образом, в греческом издании каждый следующий том не является продолжением предыдущего, а может считаться отдельной книгой. Поэтому первоочередность издания II тома в русском переводе не создаст для читателя затруднений. Если же Богу угодно, то в ближайшее время будут изданы русские переводы I, а затем III тома "Слов" Старца Паисия, после чего каждый том русского издания встанет на свое место.

Язык "Слов" Старца Паисия — удивительно живой, образный, изобилующий диалектизмами, фразеологическими оборотами, поговорками и т.п. В некоторых случаях их стилистически адекватный перевод на русский язык был невозможен. Следует учесть и то, что при составлении книги в один контекст часто включались отрывки разных жанров: эпистолярного, агиологического, устной беседы и других. При работе над переводом это составляло дополнительную сложность.

Переводчик выражает глубокую признательность всем потрудившимся над настоящим изданием и надеется, что духовное семя Старца Паисия найдет добрую землю и даст обильный плод в отзывчивых сердцах русских читателей, "иже слышат слово и приемлют и плодствуют" (Мк. 4, 20). Аминь.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Иеромонах Доримедонт Святая Хора, Пасха Христова, 2001

Предисловие

Начиная с 1980 года Старец Паисий говорил нам о наступающих тяжелых временах. Он часто повторял, что, возможно, и нам доведется пережить многое из того, что описано в Апокалипсисе. Своими наставлениями он стремился пробудить в нас добрую обеспокоенность, чтобы мы усилили духовную борьбу и противостали духу равнодушия, который, как было видно Старцу, исподволь проникает и в недра монашества. Своими беседами Старец старался помочь нам избавиться от себялюбия и победить немощи, чтобы возымела силу наша молитва. "От немощей, — говорил он, — становится немощною молитва, и потом мы не можем помочь ни себе, ни людям. Связисты приходят в негодность. А если не работают связисты, то остальных бойцов захватывает враг".

В предисловии к I тому "Слов" блаженнопочившего Старца, озаглавленному "С болью и любовью о современном человеке", пояснено, каким образом появился, был собран и систематизирован материал, из которою начало складываться собрание "Слов" Старца Паисия Святогорца. Настоящий II том "Слов", озаглавленный "Духовное пробуждение", включает в себя слова Старца на темы, имеющие отношение к сегодняшней действительности. Эти слова призывают нас к постоянному бодрствованию и готовности, подготавливают к тем непростым ситуациям, в которых нам, возможно, придется оказаться. Ведь нам уже пришлось увидеть то, о чем часто говорил Старцу. "Мы пройдем через грозы — одну за другой. Теперь несколько лет так и будем идти: общее брожение повсюду".

Настоящий II том разделен на пять частей. В первой части речь идет об общем равнодушии и безответственности, распространившихся в нашу эпоху, и о том, что в сложившемся положении долгом сознательного христианина является помощь другим через исправление самого себя, благоразумное поведение, исповедание веры и молитву. "Я не призываю брать плакаты, — говорит Старец, — но воздеть руки к Богу". Во второй части книги отец Паисий, не ограничивая читателя призывом только к одному подвигу, возжигает ревность к духовному деланию, после чего каждому остается соответствующая его силам и любочестию борьба, направленная к тому, чтобы жить в земном раю, то есть жизнью во Христе. В третьей части говорится о непродолжительной по времени диктатуре Антихриста, которая даст христианам благоприятную возможность еще раз, после Святого Крещения, сознательно исповедать Христа, пойти на подвиг и еще заранее возрадоваться Христовой победе над сатаной. Как говорил Старец, такой возможности позавидовали бы и святые: "Многие из святых просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху, чтобы совершить подвиг. Но это выпало нам... Мы недостойны, по крайней мере, признаем это". Для того, чтобы такое нелегкое время было прожито нами как должно, требуется особо развить в себе храбрость и дух жертвенности. О том, из какого источника следует черпать силы для преодоления любых трудностей, идет речь в четвертой части настоящего тома, посвященной Божественному Промыслу, вере, доверию Богу и подаваемой от Него помощи. И, наконец, в пятой части книги подчеркнута необходимость и сила сердечной молитвы, "еже есть оружие крепкое" на попрание все более и более расползающегося зла. Старец призывает монахов к состоянию полной боевой готовности, подобному готовности солдат в военное время. Он побуждает иноков непрестанно помогать миру молитвой и стараться уберечь от изменения подлинный дух монашества, сохранить закваску для грядущих поколений. В заключительной главе дано определение глубочайшего смысла жизни и подчеркнута необходимость покаяния.

Мерилом слов и поступков Старца является, как и всегда, мерило рассуждения. В нижеследующих главах мы увидим, что в одном случае отец Паисий не прерывает молитвы, сколь ни стучат нетерпеливые паломники в клепальце у калитки его кельи, крича: "Кончай молиться, Геронда, Бог не обидится!", а в другом — выезжает в мир, потому что его отсутствие на народной демонстрации протеста может быть неверно понято и принести вред Церкви. В какой-то ситуации Старец, воспламененный по Богу негодованием, противостает богохульствам, в другой же — он лишь молча молится за хулителя. Поэтому читателю не следует торопиться с выводами до тех пор, пока он со вниманием не прочитает книгу до конца. Нам следует быть особенно осторожными в использовании цитат из поучений Старца, ибо, вырванные из контекста, они могут привести наших собеседников к ошибочным заключениям. Следует иметь в виду: поводом к тому, что говорил отец Паисий, всегда был какой-то конкретный случай или вопрос, и речь Старца была обращена к конкретному человеку, спасение души которого являлось конечной целью говорившего.

Знавшие Старца Паисия помнят ту нежность, которая появлялась в сердце от его слов, какими бы строгими они ни были подчас. Это происходило потому, что задачей Старца всегда было уврачевание зла, а не заклеймение его стыдом. Он не ставил к позорному столбу страсть своего собеседника, но помогал ему освободить от нее душу. Поэтому одни и те же слова Старца могут иметь иное и, возможно, не исцеляющее действие, если их лишить изначальной взаимосвязи с сердечной болью и любовью к собеседнику. Вместо божественного утешения и чувства надежности они могут всеять в сердца сомнения и страх или же привести к крайностям. Но наш Старец не был человеком односторонности или крайностей, его заботило то, чтобы добро делалось по-доброму — так, чтобы оно приносило пользу. Он, разумеется, никогда не колебался говорить истину, но говорил ее с рассуждением; видя осквернение святыни, он мог быть захвачен пламенем божественного негодования; он предвозвещал те грозные события, которым предстоит произойти, но образ его поведения не вызывал страха или тревоги. Наоборот, его речь передавала тебе пасхальную надежду и радость, однако это была радость, следующая за жертвой, радость, сродняющая человека со Христом. Если же ты сроднен со Христом, если ты соучаствуешь в таинственной жизни Церкви и соблюдаешь Его заповеди, то тебе уже ничего не страшно: "ни диаволы, ни мучения". Как в своем обычном светлом и жизнерадостном тоне говорит сам Старец: "Когда ты выбрасываешь из себя свое "я", в тебя бросается Христос". Задача всей духовной жизни состоит именно в этом, поэтому особое внимание отец Паисий обращает на одну из подстерегающих христианина опасностей: не развив в себе духа жертвенности, общником жизни Христовой стать невозможно. Без жертвы можно стать лишь формальным христианином, человеком, не имеющим внутренней жизни.

Кого-то из читателей, возможно, смутит то, что в своих повествованиях Старец часто ссылается на собственную жизнь, что он, как кажется, легко и непринужденно рассказывает о чудесных событиях, которые ему довелось пережить. Но следует иметь в виду, что, воспроизводя устную речь Старца на бумаге, невозможно передать то, с каким трудом он говорил о самом себе, а также то давление, которому он ради этого подвергался. Иногда бывало и так, что Старец урывками и с разными подробностями говорил об одном событии разным сестрам, и впоследствии, при возможности, мы очень робко старались "выудить" из него сведения, дополняющие недостающее в его повествовании. Таким образом, Старец Паисий в течение тех двадцати восьми лет, когда он духовно окормлял монастырь, открывал нам (для того, чтобы нам помочь) некоторые из чудесных событий своей жизни. Это было для нас "духовным донорством". Поэтому, не видя ожидаемого духовного преуспеяния, он весьма огорчался, так что даже иногда говорил: "Я удобряю песок".

Мы благодарим всех, кто с уважением к слову Старца прочитал нижеследующие поучения перед их изданием и выразил в связи с этим свои замечания, а также тех, кто своими словами о том, что учение Старца обращено ко всей полноте Церкви, воодушевлял нас продолжать начатое дело.

Мы желаем, чтобы молитвами блаженнопочившего Старца Паисия, который, по свидетельству многих, день и ночь следит за нами и помогает нам своей божественной любовью, его слова, собранные в настоящем томе, вселяли в нас добрую обеспокоенность, дабы мы с любочестием подвизались, а зло отступило, и на земле воцарился мир Божий. Аминь.

Успение Пресвятой Богородицы, 1999

Игумения обители Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
монахиня Филофея с сестрами во Христе

— Геронда, а почему Вы уходите из каливы и идете в лес?

— Где там найдешь безмолвие, в каливе! Один оттуда стучит, другой отсюда. На одном склоне я нашел хорошее место. Если буду здоров, то устрою там молитвенный дзот, радар. Место очень хорошее, для лета — то что нужно, с деревьями... Смогу и на ногах стоять. Если я могу исполнять свои монашеские обязанности, то это моя радость, моя пища! Приезжайте как-нибудь!..

Введение (из слов Старца)

quot;Для того, чтобы пройти в Совет Божий, надо стать "депутатом" от Бога, а не устроителем теплых местечек для себя самого".

— Геронда[1], как вы смотрите на то, что происходит?

— А вы как смотрите?

— Нам что сказать, Геронда?.. Это вы нам говорите. Меня беспокоит царящая безмятежность. Что-то готовится. Мы еще не поняли как следует ни того, в какие годы живем, ни того, что умрем. Что из всего этого выйдет, не знаю, положение очень сложное. Судьба мира зависит от нескольких человек, но Бог еще удерживает тормоз. Нам нужно много и с болью молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее. Возьмемся за это с жаром и станем жить духовно. Время очень сложное. Скопилось много пепла, мусора, равнодушия — и для того, чтобы все это улетело, нужно, чтобы сильно подуло. Старики говорили, что придет время, когда люди станут брыкаться. [И вот] — сносят ограды, ничего не берут в расчет. Страшно! Наступило вавилонское столпотворение! Прочтите молитву трех отроков[2] и увидите, с каким смирением они молились. И в 82 Псалме: "Боже, кто уподобится Тебе, не премолчи...". Вот это нужно, иначе хорошего не ждите. Требуется божественное вмешательство.

Появляются некоторые европейские болезни и принимают все более запущенную форму. Один глава семейства — киприот, живущий в Англии, — сказал мне: "Мы подвергаемся духовной опасности. Надо бежать из Англии со всей семьей". Смотришь — там отец женится на дочери, там мать на сыне" Такие вещи, что сказать стыдно. А мы спим, как суслики. Я не призываю брать плакаты, но обратить наше внимание на великую грядущую опасность и воздеть руки к Богу. Подумаем, как нам оборониться от зла. Нужно придерживать тормоз, потому что есть стремление все сгладить [нивелировать]. Сейчас время молиться словами пророка: "Положи князи их яко Орива и Зива и Зевея и Салмана... иже реша: да наследим себе святилище Божие"[3].

Происходит великое волнение. Такая каша, голова у народа заморочена. Народ как пчелы. Если ударишь по улью, то пчелы вылетают наружу, начинают гудеть: "Ву-у-у..." и, взбудораженные, кружат вокруг улья. Потом они возьмут направление в зависимости от того, какой ветер подует. Если северный — возвратятся в улей, если южный — улетят. Так и народ, которому дует то "национальный северный", то "национальный южный", и у него, у бедного, заморочена голова. Однако, несмотря на это брожение, я чувствую в себе некое утешение, некую уверенность. Масличное дерево, может быть, и засохло, но оно даст новые побеги. Есть часть христиан, в которых почивает Бог. Есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок. Эти люди молитвы оставляют нам надежду.

Не бойтесь. Мы, как этнос, пережили столько гроз и не потерялись. Так что же, испугаемся бури, которая должна разразиться? Не потеряемся и сейчас! Бог любит нас. В человеке есть скрытая на случай необходимости сила. Тяжелых лет будет немного. [Лишь] одна гроза.

Я говорю вам это не для того, чтобы вы испугались, а для того, чтобы вы знали, где мы находимся. Для нас это очень благоприятная возможность, торжество — трудности, мученичество. Будьте со Христом, живите согласно с Его заповедями и молитесь, чтобы вы смогли дать трудностям отпор. Оставьте страсти, чтобы пришла Божественная Благодать. И если войдет в нас добрая обеспокоенность (где мы находимся и что нам предстоит встретить), то это нам очень поможет принять необходимые меры и приготовиться. Жизнь наша пусть будет более умеренной. Давайте жить более духовно, быть более дружными, помогать тем, у кого есть боль, помогать бедным с любовью, с болью, с добротой. Давайте молиться, чтобы появились добрые люди.

Наши рекомендации