О борьбе против помыслов. победным венцом. Когда это произойдет, брань прекращается уже насовсем
победным венцом. Когда это произойдет, брань прекращается уже насовсем. Ведь брань [страстей] — это исступленные проявления внутреннего разлада, которым пользуются наши враги.
— То есть, Геронда, люди, имеющие добрые помыслы, добились этого посредством борьбы?
— Это зависит от человека. Одни имеют добрые помыслы с самого начала своей духовной жизни и продвигаются вперед. Другие, поначалу имея добрые помыслы, впоследствии теряют бдительность и начинают поддаваться помыслам «левым». Третьи имеют вначале «левые» помыслы, но, следя за собой и видя, сколько раз они оступаются, перестают себе доверять и впоследствии имеют помыслы добрые. У одного человека половина помыслов может быть доброй и половина — злой. У другого могут преобладать добрые помыслы, у кого-то, наоборот — злые. К примеру, человек собирается стать монахом. В зависимости от обстановки, от условий, в которых он жил в миру, у него имеются различные добрые и недобрые помыслы. Он может иметь десять-двадцать и даже восемьдесят процентов недобрых помыслов. Начав внутреннюю работу и наблюдая за собой, такой человек старается изгонять злые помыслы и возделывать помыслы добрые. Продолжая стараться, он спустя время достигает того, что имеет одни только добрые помыслы. Количество времени, необходимое на то, чтобы ушли злые помыслы, будет зависеть от того, как долго он имел их в миру. По истечении еще какого-то времени добрые помыслы тоже мало-помалу прекратятся и человек достигнет состояния некой опустошенности. На этой стадии у человека нет ни добрых, ни недобрых помыслов, и это даже приносит в его душу некое беспокойство. Находясь в таком состоянии, человек начинает задаваться вопросом: «Что это? Что сейчас происходит? Сперва у меня были помыслы злые, но они ушли, уступив место доб-
рым. Но вот сейчас у меня вообще нет помыслов — ни плохих, ни хороших». А после этой опустошенности ум исполняется Божественной Благодатью и приходит божественное просвещение.
— Геронда, а какое оно, это исполнение Божественной Благодатью?
— Человеку, который не видел даже звезд, невозможно объяснить словами, как выглядит солнце. Дать приблизительное представление о солнце можно тому, кто видел хотя бы звезды.
— Геронда, что помогает достигнуть того состояния опустошенности, о котором Вы упомянули?
— В этом помогут духовное чтение, непрестанная
молитва, молчание и любочестное подвижничество — аскеза. Человек, горячо борющийся против злых помыслов,
может достичь более хорошего состояния, чем тот, у кого злых помыслов почти не было. То есть такой человек,
имея в начале своей духовной жизни девяносто злых и
десять добрых помыслов, может достичь лучшего состояния, чем тот, у кого было девяносто помыслов добрых и
десять злых.
Очищение ума и сердца
— Геронда, как приходит очищение ума и сердца?
— Я уже говорил вам о том, что для того, чтобы ум и сердце очистились, человек должен не принимать тех лукавых помыслов, которые приносит ему тангалашка, а также сам не должен мыслить лукаво. Нужно всегда стараться включать в работу добрый помысл, не соблазняться с легкостью [чужими недостатками], но смотреть на проступки других со снисхождением и любовью. Когда умножаются добрые помыслы, душа человека очищается, он ведет себя с благоговением и умиротворяется. Жизнь такого человека становится