Затем: - Слава святому, если есть
· И ныне — Богородичен или Крестобогородичен
· Свете тихий по уставу поется.
в отличие от будничной службы вне Постной Триоди, когда Свете тихий читается по Уставу — Великим Постом поется род торжественности. Затем возглашается.
· Прокимен вместо прокимна… как в обычное время года (поется на гласы) из Триоды. Каждый день 4 прокимна. Святые из всех псалмов по порядку: в Понедельник первой седмицы, поста прокимен из 1 псалма, 2, 3, 4-го. 4 прокимна в день — в субботу, нет прокимна, 30 дней — 120, псалтирь прочитывается Великим Постом 2 раза за седмицу в виде кафизм — число кафизм увеличивается Великим Постом, 3 кафизмы на Утрене, кафизма на вечерне, кафизма на часах — 7 кафизм в день — плюс еще 17 кафизма на полунощнице — 8 кафизм. Но кроме того псалтирь еще в виде прокимнов пропевается за весь Великий Пост, т.о. псалтирь самым разным образом прочитывается за весь Великий Пост полностью. Прокимен — это остаток от древнего псалма. Когда это был не просто прокимный стишок, а прокимен и целый псалом.
Затем читается Бытие. Почему читается бытие, вы уже, наверное, знаете. Почему читаются эти паремии каждый день. Мы уже обсуждали, что Великий Пост — это время подготовки ко крещению. Крещаемые должны выслушать всё самое главное о христианской вере, то, что касается Символа Веры, заповедей Господних, молитвы Отче наш — это им говорили священники во время дневного поучения. Но кроме того, оглашенным прочитывались все важнейшие книги Ветхого Завета, важнейшая законоучительная книга Бытия, важнейшая нравоучительная книга Притчи и важнейшие пророчества книги Исайи, а на Страстной седмице Исход, Иов и Иезекииль — 6 важнейших книг Ветхого Завета прочитывалась и Псалтирь в виде прокимнов и кафизм — 7 книг Ветхого Завета прочитывались. После чтения Бытия поется
· 2 прокимен
· Затем читаются Притчи; вслед за этим
· Сподоби, Господи, как обычно, читается
· Просительная ектенья и
· Стихиры на стиховне. Место стихир Октоиха занимают стихиры Триоди
· Самогласен дважды поется с повтором и
· Мученичен
· Слава святому, если есть
· Слава и ныне, — Богородичен и Крестобогородичен
· Ныне отпущаеши, читается
· Трисвятое по Отче наш.
Теперь взгляните на схему будничной вечерни и вы увидите, что Великопостная вечерня в своем порядке практически ничем не отличается. Разве что нет возгласа и есть паремии. А так все отличия сводятся к тому, что часть песнопения заменена другими — вместо Октоиха поет Триодь вместо прокимна дня поет прокимен Триоди — порядок тот же самый. После Отче наш начинаются постовое окончание вечерни.
Как оканчивается будничная вечерня? Тропарь, сугубая ектенья, возглас “Сый благословен”, краткое многолетие “Тверди, Боже”
Теперь посмотрим, как оканчивается Великопостная вечерня. Место тропаря занимают особые Великопостные тропари — “Богородице, Дево, радуйся”. Слава. Христе, всех нас помяни, И ныне. Молитесь за ны святии апостоли.
3 тропаря сопровождаются земным поклоном. 3 земных поклона. К ним прибавляется 4 дополнительный тропарь “Под Твою милость”, вместо сугубой ектеньи, читается 40 раз “Господи помилуй”, Слава и ныне.
Вместо дьяконского возгласа “Премудрость. и “Благослови”, говорится “Честнейшую Херувим” “Именем Господним благослови, Отче”. Священник произносит заключительный возглас: “Сый благословен Христос Бог наш”. И вместо многолетия “Утверди, Боже” произносится постовое многолетие “Небесный Царю, веру утверди”, вслед за чем священник читает молитву Ефрема Сирина, 16 земных поклонов. На этом вечерня заканчивается и следует отпуст Изобразительных, о котором уже шла речь. После поклонов сразу произносится конечное Трисвятое, конечная молитва Изобразительных. Пресвятая Троица, затем “Буди имя Господне”, 33 псалом, “Достойно есть” и Отпуст. Окончание Изобразительных.
Повечерие.
В Понедельник, Вторник, среду, Четверг, пятницу вечером совершается великое повечерие, в воскресенье вечером — малое повечерие.
Великое повечерие должно быть вам знакомо по службам Рождества Христова, состоит из 3-х частей, каждая часть начинается с “Приидите, поклонимся”; в состав 1-ой части входит шестопсалмие вечернее, в отличие от утреннего шестопсалмия, песня пророка Исайи “С нами Бог”, еще некоторые песнопения.
В состав второй части входит псалом 50, 101, некоторые покаянные тексты, в состав третьей части входят те же псалмы, что и в состав малого повечерия — по сути это и есть малое повечерие — третья часть великого, кроме того песнь “Господи Сил с нами буди, далее следуют поклоны, конечное Трисвятое, заключительные молитвы повечерия. Ничего сложного в составе великого повечерия нет.
Во время третьей части великого повечерия должен петься канон одного из рядовых святых, тех, которые попадут на Страстную или Светлую седмицу, поскольку в Страстную или Светлую седмицу службы святым отменяются, отменяются службы святым также и в особые дни Великого поста, которые мы узе записывали.
Вот эти отмененные службы должны петься по Уставу на повечериях в 3-ей части за исключением повечерия первых четырех дней Великого Поста, когда вместо канона рядовому святому поется канон Андрею Критскому. По новому уставу он читается сразу, а по старому уставу и по афонскому он читается во время третьей части. То, что его читают вначале — это на самом деле ошибка, но она настолько укоренилась, что уже не ошибка, а русская особенность.
Полунощница.
Великим Постом полунощница почти ничем не отличается от будничной полунощницы, разве что дополнительные земные поклоны, а перед Двупсалмием читается дополнительное Трисвятое — фактически конечное Трисвятое полунощницы.
Часы 1, 3, 6, 9.
Порядок часов тот же, что и в обычное время года, но после трех начальных псалмов читается кафизма рядовая, на всех часах, кроме 1 часа в Понедельник и 1 и 9 часов в пятницу. В пятницу на 1 и 9, а в Понедельник на 1 часе кафизмы нет. Во всех остальных часах кафизма есть. После кафизмы поется тропарь часа, на каждом часе свой, поется трижды, сопровождается земным поклоном, перемежается стихами. Вам должен быть знаком, например, тропарь третьего часа: “Господи, иже Пресвятого Твоего Духа”, который очень поздно в XIV в. был включен в состав анафоры православной литургии. Называется он тропарем 3-го часа, потому что на самом деле это тропарь 3-го часа — к анафоре отношения не имеет. А на 3-м часе он совершается на месте
· затем Богородичен
· затем стихи часа, на всех часах, как обычно, стихи читаются, на 1 часе стихи поются. Стихи 1 часа — “Стопы мои направи по словеси Твоему” не читаются, а поются. В этом особенность стихов 1 часа. Поются специально с повторениями. 3 первые строчки по дважды, последняя 4-я строчка трижды. Это рассчитано на 2 клироса;
· на 6 часе после Богородична вставляется тропарь пророчества и паремии. Тропарь пророчества поется по уставу дважды: 1 раз его поет чтец, который читает паремии, Слава и ныне, хор.
· затем Прокимен
· чтение Исайи
· второй Прокимен
· после этого стихи 6 часа.
Наличие чтений на 6 часе обусловлено следующей причиной: в Византии Великим Постом вместо часов по уставу великой церкви совершается особая служба — 3, 6 (перевод). Как во время этой службы священники произносили огласит… Это не что иное как паремии на трисепти (?) После стихов часа Трисвятое по Отче наш, вместо кондака — специальные тропари из Часослова, на каждом часе — свои; на 1 и 6 часе. Тропари варьируются в зависимости от дней недели. На 3 и 9 часе не варьируется, в Понедельник, среду, пятницу, Вторник, Четверг — разные тропари.
· 40 раз “Господи, помилуй”
· Иже на всякое время
· Слава и ныне
· Честнейшую Херувим
· Именем Господним благослови, Отче
· На всех часах возглас: Боже, ущедри ны (в отличие от обычных часов).
Затем 16 поклонов (кроме 9 ч, где 3 поклона).
Затем заключительная молитва часа. Если, например, после 1 часа будет отпуст, то перед молитвой прибавляется конечное Трисвятое, когда будут поклоны, конечное Трисвятое, молитвы и отпуст; если отпуста нет, то конечное Трисвятое не прибавляется.
Изобразительные
Состоят из поющихся нараспев
· заповедей блаженства, с припевом “Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Своем” , затем 3 стиха:
· Помяни нас, Господи
· Помяни нас, Владыко
· Помяни нас, Святый с земным поклоном.