Мария Сеньчукова, обозреватель портала «Православие и мир», научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН
Отец Даниил никогда не был ни моим духовником, ни близким другом. Мы встречались несколько раз, иногда я через общих знакомых просила его молитв, иногда общие знакомые передавали от него привет. Впечатление он оставлял самое светлое, но мог сказать самую нелицеприятную правду прямо в лицо, с улыбкой и любовью, как верно отметил священник храма Апостола Фомы отец Иоанн в проповеди перед отпеванием отца Даниила. Видимо, именно этим он покорял души обращенных им ко Христу бывших мусульман. И именно поэтому я никогда не разделяла высказываемого некоторыми мнения, что его проповедь дурна, несет ненависть, превозношение и не имеет любви.
Впрочем, каюсь, я приходила к батюшке в ЖЖ и иногда тоже начинала его учить христианской добродетели: что же Вы, батюшка, людей обижаете, это не по-христиански, помягче надо. А он отвечал, что не может говорить помягче, а должен говорить прямо и честно, потому что он знает истину, а они ошибаются. И если он до людей эту истину не донесет, то они пойдут в вечную гибель, а он им зла не хочет, он хочет, чтобы они спаслись. И что он Господу скажет как пастырь, если будет бояться называть вещи своими именами? «Ну и самомнение!» — думала я.
Услышав о смерти отца Даниила, я, не отойдя от шока, бросилась перечитывать его журнал. Как же так, только что читала... И случилось нечто странное: я вдруг увидела те же строки иначе, как будто они осветились. Просто возникли в потоке света. Про расколы, про гнев Божий, про уранополитизм, про наказание безбожникам, то, с чем соглашалась, и то, с чем спорила, — все стало освещено
светом. Я не люблю эмоционально описывать религиозные переживания, но тут ничего не поделаешь — это было прикосновение святости, ясное, светлое и радостное, прикосновение на уровне сердца. И прорывающееся сквозь слезы: «Господи, слава Тебе! Я была знакома со святым!»
Потом настала будничная суета, а эта мысль все не отпускала, как не отпускает и до сих пор.
В субботу 21 ноября я пошла в храм на Иерусалимском подворье, стала подавать записки, заказала сорокоуст по отцу Даниилу. А в понедельник его отпевали в храме Апостолов Петра и Павла в Ясеневе. После отпевания ко мне подошла моя хорошая знакомая и говорит: «Батюшка предчувствовал свою смерть и просил заказать по нему сорокоусты на Иерусалимском и Афонском подворье. Ты закажи на Иерусалимском». А я уже выполнила просьбу отца Даниила, и так мне грустно стало, тем более что одна из наших личных встреч как раз запомнилась мне беседой о Святой Земле.
Я хорошо помню ту встречу. Отец Даниил должен был прийти на одно мероприятие в Институт философии, но сильно опоздал, и вместо мероприятия мы большой компанией просто пошли гулять, услышав, с какой любовью батюшка говорит о евангельских местах, я выразила желание когда-нибудь съездить на Святую Землю вместе с ним. По пути мы остановились у входа в магазин, и тут к батюшке подходит совершенно пьяный парень и начинает что-то спрашивать. Наши ребята попытались его отправить, а отец Даниил их остановил и очень по-доброму, вдумчиво стал отвечать, при этом сделал тактичное замечание о ненадлежащем для христианина поведении. И парень уже внимательно слушает, поблагодарил, извинился. На меня эта сцена произвела очень сильное впечатление.
Помню еще один интересный разговор: как-то в присутствии отца Даниила зашла речь о политике, и, как это часто бывает, стали ругать Америку, говорить о «Москве — третьем Риме». И тут батюшка всех останавливает: «Да что вы все «третий Рим, третий Рим»! Удерживающим, которым был Рим, уже давно являются США. Они сдерживают наступление ислама. Надо это признать и понять, что мы одна христианская цивилизация». Многие не согласились, я тоже не могу сказать, что полностью разделяю этот взгляд, но меня совершенно потрясло, до какой степени политика для него была вторична по отношению к вере. Очень четко расставлялись приоритеты — инославные христиане (а батюшка очень жестко относился к ересям и расколам) для него были все-таки христиане, а значит, хоть и заблуждающиеся в чем-то, но братья.
Еще одна замечательная «встреча» с отцом Даниилом у меня произошла после его смерти. Через несколько дней после его погребения в одном из блогов шла весьма бурная полемика по поводу взглядов батюшки. Какие-то патриотически настроенные граждане ругали его за уранополитизм, и тут одна прихожанка отца Даниила очень грамотно поддержала его взгляды — приводила цитаты из Писания, из отцов Церкви, спор вела корректно и вежливо. Я написала ей, что даже странно, что мы еще друг друга не читаем. И тогда она мне прислала личное сообщение следующего содержания: «Представляете, Маша, буквально в последнее воскресенье перед своей мученической кончиной отец Даниил благословил меня с Вами познакомиться! Я подошла ко кресту, стала что-то спрашивать, а он вдруг говорит: «Ты читаешь Машу Сеньчукову в ЖЖ? Обязательно читай». Я была приятно удивлена, что он меня хорошо помнил. Значит, молится у престола Божия за меня!
Помню, меня совершенно перевернула последняя проповедь отца Даниила. А после его погребения мы сидели довольно большой компанией, поминали батюшку, и решили еще раз послушать эту проповедь (видео уже было в Интернете). Она была посвящена преодолению склок между христианами. Среди нас был один человек, с которым я находилась в ссоре: уже много месяцев мы даже не разговаривали, чтобы лишний раз не ругаться, боясь быть отлученными от причастия. Смотрим мы проповедь отца Даниила, и вдруг мне стало так неловко за нашу глупую ссору, стало ясно, что все наши мелкие, да и крупные разногласия — полная ерунда по сравнению с настоящей святостью, которая примиряет всех, кто хочет мира. «Блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5, 9).
До сих пор мне обидно до слез, что я не успела вдоволь пообщаться с этим человеком, при жизни казавшимся слегка юродствующим чудаком. «...Будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (Кор. 3, 18-19). Человеком, без которого на земле стало так много лишних квадратных метров и даже километров. Но это нехорошие слезы, потому что никогда в жизни не было у меня такого явственного ощущения, что он тут, рядом, буквально не расстается с нами.
И это его присутствие утверждает уже не только вечное обетование: «Смерти нет!», но и радостное: «Дивен Бог во святых Своих!»
Раз с нами святые, значит, с нами Бог.
Молитвами убиенного иерея Даниила, Господи, помилуй и спаси нас.
Лилия Иванова, друг семьи
Познакомились мы с отцом Даниилом очень давно, в 1997 году.
Я живу в Коломенском, и недалеко от нас расположен храм иконы Казанской Божией Матери. В то время отец Даниил с семьей только переехали в Коломенское, и там, в храме, я повстречалась с матушкой Юлией. Их старшая дочка Устина и моя средняя дочка Зоя — ровесницы, мы подружились, после службы домой шли всегда вместе, много разговаривали, вели интересные беседы, даже расходиться не хотелось. Матушка пригласила нас к себе в гости, так я и познакомилась с батюшкой, тогда еще диаконом.
Я пришла к ним в гости, а он только вернулся из очередной паломнической поездки. Как раз тогда вокруг него собирались люди, которые в будущем стали его духовными чадами, и они часто ездили по святым местам. Распахнулась дверь, и вошел бодрый, энергичный отец Даниил, с широченной улыбкой, просто — человек-порыв! Он бурно начал рассказывать что-то интересное, при этом он не говорил, а глаголал. Он вообще выделялся своей манерой говорить, любил вспомнить смешные, казусные ситуации, даже какие-то анекдотические моменты. Хохотал, и невозможно было вместе с ним не смеяться.
Он всегда из паломнических поездок приезжал вдохновленный, окрыленный, тут же начинал делиться своими впечатлениями, хотел донести до нас все в мельчайших подробностях. Каждый раз, возвращаясь откуда-то, он собирал у себя множество гостей, и все рассказывал, рассказывал, делился своими впечатлениями, как умел делать только один он. И я каким-то внутренним чутьем каждый раз чувствовала, что надо все вбирать, надо внимательно слушать, запоминать. Каждый раз, от встречи к встрече, я понимала, что отец Даниил — человек недюжинного ума.
Надо сказать, что я действительно каждую минуту считала, что рядом со мной находится какой-то необыкновенный человек. Таких людей, как отец Даниил, сейчас очень мало, может быть, их нет совсем. После каждого общения с батюшкой коренным образом хотелось изменить свою жизнь, начать работать над собой, поднимать свой духовный уровень. Понимала— нужно срочно что-то делать, так дальше жить нельзя, необходимо ежедневно читать Библию, изучать Евангелие. Я брала Библию, начинала читать, могла читать ночь напролет. Я изучила житие своей святой — ветхозаветной Лии, полюбила читать про ветхозаветных Патриархов. Когда я что-то не понимала, отец Даниил многое объяснял, он всегда находил время объяснить, растолковать.
Хорошо помню батюшкино возвращение из паломнической поездки в Переславль-Залесский. Едва войдя в дом, он начал рассказ о святом Никите-столпнике, о том, как его вериги несло против течения реки. В тот день он подарил мне иконку Никиты-столпника, она и сейчас стоит в нашем святом уголке.
Как-то весной мы все вместе поехали к моему духовному отцу — отцу Адриану, насельнику Псково- Печерского монастыря. Я позвонила матушке Юлии и предложила ей поехать в монастырь. Матушка легка на подъем, она любила посещать святые места и с радостью согласилась ехать. Когда отец Даниил узнал, куда мы собираемся, то заявил, что обязательно поедет с нами. Матушка была за рулем, батюшка же был штурманом. Он рассказывал обо всех городах и селениях, мимо которых мы проезжали, о святых, которые подвизались в том или ином месте, кто и когда в этом месте рожден, рукоположен, какие здесь были святыни, храмы. На меня вылился шквал интереснейшей информации, и я понимала, что обязательно надо запоминать все, что я слышу, и тогда-то я поняла, что передо мной — человек энциклопедических знаний.
Встречи с отцом Адрианом всегда для меня были сопряжены с большим волнением и большой радостью. Так было и в тот раз. Я очень волновалась — хотелось поговорить с духовным отцом, исповедаться, излить свои горести и переживания. Но сразу же нас не приняли: батюшка отец Адриан плохо себя чувствовал. Необходимо было ждать, и мы стояли и ждали. Волнение мое нарастало. На руках маленький ребенок, жара, страшно хочется пить. Опять вышла келейница, сообщила, что батюшке не легче. Я чуть не плачу, смотрю на отца Даниила, но он тих и кроток, на лице полное спокойствие. Вновь выходит келейница и сообщает, что именно нас батюшка отец Адриан примет во второй половине дня, и никого больше в этот день принимать не станет.
В назначенное время мы все стоим у кельи отца Адриана, молимся. Я стою в жутком напряжении, а отец Даниил опять спокоен. И вот нас впускают в келью, и счастью моему нет предела. Я помню, как старец посмотрел на отца Даниила. В этом взгляде я увидела и любовь, и кроткую нежность, и строгость. Отцу Даниилу было дано наставление, как потом стало ясно, на всю оставшуюся жизнь. Казалось, были сказаны самые простые слова, но с течением времени, когда я стала все больше узнавать семью отца Даниила, их быт, уклад, самого батюшку, я поняла, что каждое слово старца имело огромное значение.
Отец Адриан одарил нас просфорами, а отцу Даниилу вынес просфору просто огромную, и я тогда почему-то подумала, что это совсем неслучайно. Мы выпили у святого источника воды, съели просфоры, и вдруг меня окутало состояние тишины и покоя.
Мы хотели покинуть монастырь на следующий день, рано утром, а отец Адриан не благословлял уезжать, несколько раз сказал, чтобы мы оставались. Однако отец Даниил очень торопился на службу, он тогда служил на Болгарском подворье, и ему было просто необходимо быть на всенощной.
Утром мы проснулись очень рано. В эту весеннюю пору в Печорах стоят белые ночи, и было ощущение, словно мы не спали совсем. Вышли из ворот — яркое ясное солнце, кругом ландыши, птицы поют. И по дороге мы попадаем
в жуткую аварию... Перед этим у нас был привал, разожгли костерок, достали съестные припасы. Отец Даниил резвился с моим старшим сыном, тоже Даниилом, он умел перевоплощаться в возраст того человека, с которым общался. Они бегали, смеялись, играли во что-то, а мы сидели у костра, наслаждались тишиной леса, отдыхали. И не знали тогда, что как раз в этот момент отца Даниила укусил энцефалитный клещ, которого обнаружили только в Москве. Едем дальше. Мы находились около Ржева, когда вдруг ощутили сильный толчок. Помню страшный шум в голове, покореженную машину, что-то валится со всех сторон, но все живы. Села на обочину, кормлю Антония. Вдруг останавливается машина, а в ней люди, которые едут на богомолье в Псково-Печерский монастырь, и оказывается, что они знают священника Алексия Сысоева — родного отца батюшки! Они сразу же бросились нам помогать, остановили какую-то машину, посадили в нее меня с детьми, мы уехали, а отец Даниил с матушкой остались ждать милицию.
На следующий день я помчалась в храм заказать благодарственный молебен. Подходит ко мне монахиня Ирина, я ей радостно: «Матушка, мы живыми из такой страшной аварии выбрались!» А она: «Это кто ж у вас там святой в машине ехал?» Отец настоятель с большой теплотой и пониманием отнесся ко мне, отслужили молебен, выхожу из храма, а навстречу — матушка Юлия, тоже хочет отслужить молебен!
Мы разъехались на лето, а осенью, вернувшись с дачи, узнаю от матушки Юлии, что отец Даниил был укушен энцефалитным клещом и очень сильно болел, и то, что он вообще остался жив — просто чудо. С тех пор у него начались сильные головные боли.
Помню именины матушки Юлии, 31 мая. Их дом всегда был полон людьми, батюшкиными духовными чадами, которые приходили просто побеседовать с батюшкой, решить свои сложные духовные вопросы, а в дни семейных торжеств и праздников квартира просто ломилась от гостей. Люди шли, шли, шли... Честь и хвала матушке — вынести такой народный натиск может далеко не всякая хозяйка. Нам-то всем очень нравилось, что нас встречали, привечали, угощали, а матушка несла все на себе.
Внезапно отцу Даниилу стало плохо, приступ сильнейшей головной боли, поднялось давление. Матушка быстро среагировала, она ведь врач, сделала внутривенный укол. Через какое-то время батюшка вышел к гостям, как ни в чем не бывало, балагурил, смеялся, шумел, шутил, и все это с детским, только ему свойственным задором. Я сама рядом с ним в такие минуты превращалась в ребенка, и жить становилось легче. Был гостеприимный дом, близкие люди, и — никаких бед.
Помню, был конец апреля, Страстной Четверг. К нам в гости пришла Устина, дочка отца Даниила. Они с Зоей смеялись, играли, прыгали и опрокинули вазон. Земля рассыпалась по полу, я стала собирать землю, остатки разбитого вазона, и на чтение 12 страстных Евангелий опоздала, осталась без огонька. Звоню отцу Даниилу, и говорю: «Батюшка, я без огонька осталась...». Он, конечно, пожурил меня, но по-доброму, как будто и не поругал вовсе. «Ну, приходи, получишь огонек». Пришла к батюшке с матушкой, а у них так хорошо, мирно, спокойно, и уже Пасхой пахнет. Уходя, говорю: «Хорошо у Вас тут, батюшка!» А он: «А ты приходи к нам чаще!» Ничего особенного, все просто, только на душе от таких простых слов тишина наступала, и домой я шла в таком настроении, словно на службе побывала.
Как-то в очередной раз они с матушкой собрались в паломничество на Святую Землю, и отец Даниил говорит мне: «Лия, а ты? Когда к своей святой поедешь? Собирайся с нами». Но я не сумела поехать, теперь, конечно, очень жалею, уверена — эта поездка была бы незабываема.
Первая его книга, которую я прочитала, была «Летопись начала. Шестоднев». Книга мне очень понравилась, я и теперь время от времени ее перечитываю. И каждый раз я спрашиваю себя: «Откуда один человек может столько знать? Как можно вместить столько знаний, держать в голове столько информации?» Потом мне стало ясно, что это — необыкновенный, особый дар от Бога. Как мне хотелось, чтобы эту замечательную книгу прочитали буквально все! Однажды к нам домой пришел преподаватель физики моей дочери, я и дала ему «Летопись начала». Пришел-то он материалистом, но после того, как книгу прочитал, перестал так рьяно отстаивать свои материалистические идеи, изменился в своих взглядах.
Огромное количество своих книг отец Даниил писал как бы мгновенно, они словно рождались — это, конечно, Божия благодать. Господь ему помогал, реализовывал его идеи, замыслы. Господь его очень любил, это правда. Отец Даниил сам как-то сказал: «Я чувствую, как Господь стоит совсем рядом, Он мне руку помощи протягивает!»
Наверное, поэтому батюшка вообще не боялся бесов. Я-то жутко боялась всякой нечисти, просто панически, куда бы я ни приехала, все святой водой окроплю, к ночи мне совсем страшно, я и молитвы все прочитаю — все равно страшно. А батюшка мне говорит с такой усмешкой: «А чего их бояться-то? Лия, надо себя воспитывать». И рассказал, как, будучи семинаристом, пошел к кому-то на свадьбу, возвращался в семинарию поздно, ворота монастыря уже были закрыты, ничего ему не оставалось, как лечь под березками у стен Троице-Сергиевой лавры. «Среди ночи просыпаюсь, а на меня такая рожа смотрит страшная, окаянная. Я ее перекрестил, перевернулся на другой бок и опять уснул». Я таких вещей не вмещала в себя, не понимала.
Он рассказывал, как ночью трижды слышал голос Матери Божией: «Подними меня, подними меня!» «Я встал, — рассказывал батюшка, — пошел в детскую комнату, а там икона Божией Матери на полу, поднял ее, поставил в иконный уголок и лег спать».
Однажды, по дороге к дому, он задержался в нашем дворе и громогласно заявил на всю округу, что собирается поехать куда-то далеко, в Казахстан или в Киргизстан, в миссионерскую поездку. Вскоре он возвращается из поездки и так же громогласно, на весь двор, радостно сообщает, что там он крестил огромное количество людей. И так было не один раз, он каждый раз называл какие-то тысячи. «А мне часовню разрешили построить!» — восклицал батюшка радостно. Речь шла о часовне где-то в Киргизстане. Ведь надо же, никому не разрешили, а ему разрешили! К сожалению, невозможно передать ту радость, то вдохновение, с каким он говорил.
Помню, как-то, тоже в нашем дворе, мы стояли и разговаривали с директором православной гимназии, в которой учился мой старший сын. Идет отец Даниил, радостно нас приветствует и сразу же начинает рассказывать о своей очередной идее, об очередной книге, которую он собирается написать. Вдруг появляется какой-то пьяный человек, заговаривает о чем-то с отцом Даниилом, спорит с ним, и тут батюшка буквально «на пальцах» объяснил ему, почему Бог есть, почему Его надо бояться и почему нехорошо иметь такой неблагообразный вид. И пьяница ушел даже пристыженный...
Но все это было так мирно, тактично, беззлобно, даже с шутками, батюшка вообще умел делать замечания, не обижая человека. Он умел отругать, но так по-доброму, что после этого хотелось исправиться раз и навсегда, на всю жизнь.
Какое-то время мой старший сын Даниил алтарни- чал на Крутицком подворье, когда отец Даниил служил там, и мы часто ездили туда на службы. Дело было на Пасху, заканчивалась Литургия, а сын заснул в алтаре. Отец Даниил уже вынес Чашу, вскричал «Христос Воскресе!», а потом добавил, глядя в алтарь с улыбкой: «И Даниилы все пускай просыпаются!» Запомнилось, что в тот год батюшка велел украсить храм яблоневыми ветками — Пасха была поздняя, весна стояла теплая и уже цвели яблони. Окна храма были распахнуты настежь, и служба проходила, словно в саду...
А однажды в храме забыли Устину, на Рождество. Все после службы вывалили дружной гурьбой на праздничный фейерверк. Не сразу обнаружили, что Устина отсутствует, не сразу нашли ключи от храма, но всей ситуации батюшка сумел придать шутливый тон, вызволили Устину и все дружно смеялись, всем было весело. Это была сказочная рождественская ночь.
Отец Даниил всегда после лекций, бесед устраивал совместные чаепития. Он подчеркивал, что совместная трапеза объединяет христиан, люди ближе узнают друг друга. На самом-то деле это он всех объединял, он умел сближать людей. Он имел такой дар — объединять. Мы любили у него собороваться, народу набивалось в их квартиру огромное количество. Соборование всегда проходило легко, непринужденно, было замечательно находиться в атмосфере любви. Ну и, конечно же, все ждали совместной трапезы, на которой батюшка, как всегда, рассказывал много интересного.
Отец Даниил дружил с моим мужем Кириллом, они любили встречаться и беседовать. Это были такие посиделки «без галстуков», домашние, за столом, со вкусными яствами — мой муж умеет и любит вкусно готовить. С отцом Даниилом они могли засидеться за разговорами и беседами до утра. Особенно нравилось им собираться летом, когда семьи уезжали на дачи, они вдоволь общались.
На Крутицком подворье работал Центр помощи больным людям, страдавшим алкогольной зависимостью, наркоманам, пострадавшим от тоталитарных сект. Отец Анатолий Берестов, организатор Центра, призвал на помощь отца Даниила, и батюшка, с присущей ему энергичностью, с головой окунулся в эту нелегкую работу, потому что помогать таким людям было крайне тяжело. У этих двух прекрасных отцов были очень разные проповеди: у отца Анатолия они были горячие, хлесткие, он просто кричал: «Люди, идите на помощь, создавайте организации по борьбе с наркоманией и алкоголизмом! Не будьте безразличны!» Он взывал, он бился как истинный воин, выходил на бой с огненным мечом. И в противовес отцу Анатолию — проповеди отца Даниила были, прежде всего, о Боге, они были тихие, спокойные, даже с тонким юмором, этим-то они и были прекрасны. Запомнился зимний морозный вечер, всенощная на Крутицах на праздник Иоанна Кронштадтского, и проповедь отца Даниила, которая сильно запала мне в душу. Еду домой, холодно, мороз, а на душе тепло, светло, тихая радость.
Когда я в очередной раз собралась ехать к отцу Адриану, отец Даниил уже хотел строить храм, но слабо верилось в осуществление его замысла. Где брать деньги? С чего начинать? Но батюшка ни минуты не сомневался в том, что в храм будет построен, и его уверенность меня потрясала. Он попросил меня взять у отца Адриана благословение на строительство храма, благословение от Владыки уже было. И отец Адриан сказал мне тогда: «Храм-то он построит, да кто служить в нем будет?» Я вернулась домой и, как услышала, так и сказала. Матушка Юлия растерялась, она всегда очень сильно переживала за отца Даниила. А он, как всегда, с шуткой, с юмором: «Да это меня убьют!» Я вскричала: «Батюшка, да как Вы можете говорить такое! Как можно!» Но он уже тогда смерти не боялся, и потом, год от года, все чаще говорил: «Да убьют меня». И при этом был совершенно спокоен, интонация уже изменялась, он уже утешал нас... Я же этого не вмещала.
Как-то раз мы сидели у нас на кухне, он и заявляет: «Мне опять угрожали, опять обещали убить». И Юля уже не сказала, как обычно: «Да брось ты, отец Даниил, хватит тебе!», а только спросила: «На кого ж ты нас оставишь?» — «Ничего, ничего, все будет у вас хорошо. Матерь Божия не оставит вас» — таков был его ответ.
Надо сказать, что я неоднократно говорила ему, что боюсь смерти, что я не готова к ней, для меня это страшно. Сначала он меня утешал, успокаивал, говорил, что ничего страшного, просто подготовиться надо. Как-то посоветовал приходить на его беседы, велел почаще исповедоваться. Проходило время, а я все жаловалась на боязнь смерти. И вот, помню, он как-то воскликнул: «Ну неужели за все эти годы ты так и не перестала бояться смерти, Лия, как же можно!? Ты христианка или кто? Читай мою книгу, она скоро выйдет — «Инструкция для бессмертных»!» Последняя моя встреча с отцом Даниилом была 7 июня 2009 года. Это была неделя Троицы, он и матушка Юлия были у нас в гостях, и «Инструкция для бессмертных» как раз вышла в свет. В тот вечер я увидела, что передо мной сидит человек, который абсолютно не боится смерти, который давно уже перешел грань всякой боязни и ушел далеко вперед, он как будто даже ждал того момента, когда это все-таки свершится. Как много я всего почувствовала в тот вечер! Вот матушка Юлия, вот дети его, еще маленькие девочки. Как так можно? Для меня, женщины, существуют важные земные ценности: детей вырастить, поставить их на ноги, дать им основы жизни, веры, а тогда можно и помирать. А тут я вижу человека, которому слова «не боится смерти» совсем не подходят, он даже не подсмеивался надо мной, как раньше, а просто жалел меня, что я все еще боюсь.
А он давным-давно уже считал себя гражданином Неба. Тогда я поняла, что нужно, наконец-то, полюбить Небесное гражданство, Небесное Отечество. Однажды мы говорили с батюшкой о патриотизме, и он сказал, что у христианина нет национальности, наша национальность — православный христианин. Богу совершенно неинтересно, какого мы происхождения, какое у нас лицо и какие глаза. Я, конечно: «Батюшка, ведь надо Родину любить, нашу землю...». А он мне ответил: «Лия, наша Родина на Небесах». И в тот вечер, 7 июня, словно был подведен какой-то итог, потому что он говорил о Небесной Родине так, будто он уже и есть гражданин Небесной Родины. Отец Даниил все повторял: «Я — уранополит, гражданин Неба».
Больше я отца Даниила не видела, с моим мужем они еще встречались, куда-то ездили, но со слов мужа знала, что и с ним отец Даниил говорил о своей скорой кончине, говорил совершенно спокойно. Он был готов.
Дня за два до 19 ноября мы вдруг включили наш окружной телевизионный канал, обычно мы его никогда не смотрим. Видим отца Даниила. Ему задают вопросы, он отвечает. Собрались всей семьей перед телевизором, стали смотреть. А несколько лет назад я была на исповеди в Свято-Даниловом монастыре. Обычно я исповедовалась у ныне покойного иеромонаха Александра, к нему всегда стояло много народа, а рядом исповедовал иеромонах Никон, очередь к нему была значительно меньше. Думаю, не пойти ли исповедоваться к отцу Никону, посмотрела в его сторону, и меня пронзил его взгляд. Это был даже не взгляд, он смотрел внутрь тебя, насквозь. А через неделю отца Никона не стало, он умер. И вот тогда, у телевизора, я думаю: «Как батюшка изменился.... стал совсем другим человеком, что-то в нем новое появилось...». Скорее всего, дело было в том, что в нем совсем не осталось того бунтарского духа, который когда-то переполнял его целиком. Кротость, нежность, теплота исходила от него, он и говорил теперь иначе, чувствовалась совершенно особая любовь к людям. Это был совсем другой отец Даниил.
А потом настала пятница, 20 ноября. Рано утром я ушла из дома, и где-то в городе получила сообщение от моего мужа: «В храме вчера поздно вечером был убит отец Даниил».
Как будто кто-то вышиб у меня из-под ног землю, охватила сильнейшая слабость. Я позвонила матушке Юлии, что-то ей говорила, что-то говорила мужу. В полном оцепенении поехала к сыну в больницу, сказала ему, что отца Даниила убили, вернулась домой и заболела, отнялись ноги. Наверное, это все плохо, неверно, христиане не должны так переживать, нельзя так реагировать. Но, видно, такая уж я христианка. Муж мой вообще не мог говорить, онемел. Они как раз собирались на днях встретиться с батюшкой, только что созванивались. Как будто все перевернулось с ног на голову, грязными, погаными лапами у меня вырвали из жизни светлое и дорогое. «Кто, кто посмел?!» — стучало в голове.
Мы жили как у Христа за пазухой. Жили и знали, что, когда назреют вопросы, тут же позвоним батюшке и все поймем, все решим. Отец Даниил говорил: «Вы всегда звоните, когда есть вопросы, хоть ночью». Мы и звонили всегда, так все и шло. По любому, даже незначительному вопросу обращались к батюшке, мы просто избаловались. Я оправдывала себя, говорила себе: «Он же пастырь овец православных, а я пасомая овца, кто меня поведет, если не пастырь?» Я и считала, что раз батюшка сказал, значит, право имею, не стеснялась — звонила, спрашивала. Ведь отец Даниил знал все, мог ответить на все вопросы. Вот с такой радостью мы и жили, легко и непринужденно, горя не знали.
Только после того, как в третий раз поехала опрощаться с ним, приложилась к его руке, стало чуть легче, отпустило немного. За год до смерти отца Даниила умер наш духовник, отец Сергий. Мы с мужем его очень почитали, любили, он нас венчал и был нам дорог. Но его смерть мы пережили совсем по-другому. Тогда была тихая грусть, печаль, а теперь крик души, вопль: «Как можно? Кто посмел? Кто?!» Как вопрос Архангела Гавриила (у отца Даниила есть книга с таким названием): «Кто, как Бог?», этот вопрос рвался из души.
Он — на Небесах, он за нас молится, но его не хватает нам. Хочется, чтобы как раньше, выглянуть в окно, — а он идет по дороге, на ходу книгу читает, подрясник развевается. Или во дворе, гуляя с детьми, вдруг услышать: «А-а-а, Лия, здравствуй! А я сегодня стольких людей крестил!» И услышишь невероятную цифру, и вот радость, и подойдешь под благословение...
Батюшка умел из обычной бытовой мелочи сделать праздник. Мои дети до сих пор вспоминают, как мы пришли к Устине на именины. Матушка Юлия на кухне готовила угощения, дети лепили что-то из глины, входит отец Даниил, уже в облачении, собирается молебен служить, и запел: «Как на Устинины именины испекли пирог из глины». Дети смеялись, всем было весело.
Незабываемые впечатления об одной рождественской службе, во время которой была крещен ребенок, девочка, и отец Даниил сделал оговорку, что так принято по древней традиции, именно в момент Литургии крестят человека. И без того длинная рождественская служба стала еще длинней, но это было так необычно и очень радостно, вокруг стояли близкие люди, духовные чада отца Даниила.
В одной из бесед выяснилось, что я неправильно исповедовала Духа Святаго. Батюшка все объяснил. Прошло года три, он меня спрашивает: «А помнишь, как ты неправильно исповедовала Святого Духа? Я надеюсь, ты покаялась в этом?» «Батюшка, да почему ты мне не сказал, что я должна покаяться? А если бы я за это время умерла?» Он очень растерялся, даже загрустил и говорит: «Ну
ты пойди покайся». Конечно, я в ближайшее время пошла на исповедь. Но в его глазах увидела тогда, как он переживает. Так он переживал за каждого, за любого человека.
В жизни нашей семьи был тяжелый случай: мой сын Данила сломал себе ногу, со смещением кости. Мои дети и дети отца Даниила катались на каруселях во дворе, и мой сын на большой скорости упал под карусель. Первым выскочил на помощь отец Даниил, он сгреб Данилу в охапку, на руках занес в скорую. При переломе была задета зона роста кости. Операция длилась несколько часов, и врач, сделавший операцию, предупредил, что в этом месте вполне может быть нарост или искривление, может быть замедление роста ноги. Но сложилось очень хорошо, по молитвам батюшки. Нога срослась идеально, рост не замедлился. Отец Даниил приходил к нам домой соборовать сына, причащать. Мой сын прочитал тогда отрывок из Библии, где патриарх Иаков боролся с Богом, у Иакова была повреждена бедренная кость, и он стал после этого хромать. Сын сильно впечатлился этим сюжетом, а отец Даниил долго беседовал с ним об этом, что-то объяснял.
Мой старший сын болел очень тяжело. Было благословение прочитать над ним специальные молитвы, проще говоря, совершить отчитывание. Отец Даниил легко и без боязни согласился сделать это, взял на себя такой подвиг. Он помогал всем моим детям, дочке Зое помог попасть на консультацию к отцу Анатолию Берестову, который мгновенно поставил диагноз, который затем подтвердился медицинскими исследованиями. Моя дочь была очень тяжело больна — не ходила, плохо двигалась. Много сил тратилось на ее восстановление, постоянно доводилось сталкиваться с бюрократическими сложностями. Дела складывались очень непросто, но я была настроена очень решительно: нужно бороться, сражаться, не останавливаться, не смиряться. И как-то отец Даниил сказал: «Лия, смотри, не надорвись. Побереги силы». А я ему: «Батюшка, мне столько дел делать надо, некогда беречься!» Я считала, что надо жить на полную катушку, о золотой середине я тогда ничего не знала. А через некоторое время
силы стали меня покидать, произошел какой-то срыв, внутренний надлом. Когда же сбавила темп, немного успокоилась, подавила свою горячность — и проблемы стали решаться как-то иначе. Батюшка-то со стороны видел, понимал, в каком я состоянии, и он просто дал мне понять, что то же самое можно делать по-другому — спокойнее и с молитвой.
Однажды я надолго легла в больницу с больным позвоночником, отец Даниил не остался безразличным, несмотря на свою загруженность, предлагал меня посо- боровать, но в больнице, где я лечилась, была церковь, там я и пособоровалась, причастилась, батюшку Даниила не пришлось тревожить.
Еще один тяжелый период в моей жизни: у нас были соседи-наркоманы, настоящие наркоманы, а это очень страшно. Надо признаться, что ничего, кроме страха и пренебрежения, я к ним не испытывала. «За что же мне такое испытание, почему я должна это терпеть?» — задавала я вопрос отцу Даниилу. «А ты постарайся полюбить этих людей, ведь Господь их любит. Ты измени к ним свое отношение», — был ответ. Там происходили жуткие вещи, кошмарные вопли, драки, а я должна полюбить этих людей? Дети у меня маленькие, мне их надо растить, а рядом такой ужас! «Все в руках у Господа, ни на что не пытайся найти ответ, прими все это как данность, как есть», — сказал батюшка. Нет, не понимала. Зачем мне это все? И все-таки, по мере того, как понемногу менялось мое отношение к этим несчастным (как я теперь понимаю) людям, менялась и ситуация.
Отец Даниил часто говорил: «Не ищи ответа в других, ищи ответ в себе, нужно что-то изменить в себе, и изменится все». Решили мы продать эту квартиру, описать все, что было пережито, невозможно. Батюшка успокаивает: «Не волнуйся, скоро Господь все управит. Все разрешится». И вдруг в день Входа Господня в Иерусалим наш наркоман выбрасывается из окна, его, еще живого, заносят в скорую. В Страстную Пятницу он умирает. Меня, конечно, это потрясает: значит, девять дней будет в Пас-
хальную седмицу! А батюшка опять: «Что ты пытаешься в судьбы Господни лезть? Смирись и молись за него». — «Молиться?» — «Да, возьми и молись, прости его. Мы же ничего не знаем о нем, почему он такой, сколько он в жизни настрадался, что его привело к такой жизни. Задача христианина — только молиться», — отвечает отец Даниил. Тяжело было все это принять. И как раз на Пасху к нам пришли первые, они же и последние, покупатели нашей квартиры, которая была вообще непродаваемой из-за такого соседства. Мы ее продали по самой высокой цене, и сумели приобрести очень удачный вариант. Продавали же мы ее в общей сложности всего месяц, хотя люди годами мучаются, занимаясь квартирным вопросом. И все происшедшее показалось тогда просто сказкой.
Отец Даниил учил любить тех, кто действительно нуждается в нашей любви, учил христианской любви, на которой все и зиждется. Чаще в жизни случается так, что мы любим тех, кто нас любит, а убогих любить не получается. Это я только сейчас начинаю понимать, а тогда в полной мере всех его слов не вмещала. Пожаловалась как-то отцу Даниилу, что тяжело стало ходить на Литургию. Раньше — никаких сложностей, бегу легко и радостно, а теперь с трудом себя заставляю. И чувствую, что рвения того уже нет, что раньше было. Батюшка рассмеялся, говорит: «Лия, а как же ты хотела? Тогда тебя Господь за руку вел, а теперь ты должна сама потрудиться, время пришло! Надо через силу». И добавил: «Немного потрудись, скоро легче станет». Умел он спокойно все объяснить. У него хватало сил нянчиться с людьми, как с малыми детьми. Как-то он поехал в очередную паломническую поездку в Дивеево, поехали и моя мама с дочкой. Они прибыли поздно ночью, конечно же, очень уставшие. Людей не хотели пускать на ночлег, объяснили, что расселение будет только утром, что человек, ответственный за это, уже спит. Тогда отец Даниил сказал, что все сейчас сядут в автобус и поедут к этому человеку домой. Ему дали телефон, он дозвонился, договорился, всех благополучно расселили. Но ведь люди могли бы поспать и в автобусе, могли подождать до утра. Здесь важно то, что для отца Даниила люди всегда были на первом месте, и, если надо было хлопотать о людях, он просто брал и хлопотал. Он жил для людей. Никогда не стеснялся просить прощения, если был неправ, у кого угодно. Так, конечно, каждый должен поступать, мы же христиане, но не у всех это получается. В их семье всегда была ревность о Боге, я просто видела ее в нем и в матушке Юлии. Любое действие, любой шаг батюшка начинал только с молитвы, с общей молитвы начиналась самая обычная наша встреча. Когда мы познакомились, как они просто горели любовью к Богу, и как потом, с течением лет, все менялось, переходило на другой уровень, на другую степень развития. Я видела, как отец Даниил возрастал от степени к степени, от уровня к уровню, я просто видела, как идут эти стадии роста — еще, еще, еще...
Мы дружили двенадцать лет, а все уложилось в несколько страниц воспоминаний.