И я пребуду в доме господнем многие дни
Псалом начинается радостным, гордым высказыванием «Господь-Пастырь мой». И заканчивается он также решительным и уверенным утверждением: «И я пребуду в доме Господнем навсегда». Так гласит текст в оригинале а не «многие дни». Здесь мы имеем овцу, которая полностью согласна со своей судьбой и благодарна за все оказанные eй заботы. Со своим пастухом она чувствует себя так «дома», что не стремится к какому-либо изменению. На простом, не много грубоватом языке фермеров это гласит примерно так: «Никто и ничто не выдворит меня больше отсюда, здесь всё просто замечательно!" Но пастух тоже полюбил своё стадо. Он никогда не будет думать о том, чтобы расстаться хотя бы с од- ной из своих овец. Здоровые, довольные, часто приносящие хороший приплод овцы являются его светлой ра- достью. Между ними теперь настолько прочные узы, что они нерушимы. Слово «дом» имеет в этом псалме бо- лее глубокий смысл, чем это на первый взгляд многим кажется. Обычно мы говорим о «доме Господа», если говорим о храме, церкви или месте собрания народа божьего. В известном смысле и Давид думал об этом. Это, безусловно, приятная мысль, что есть такие, которые хотели бы постоянно пребывать в доме Господа. Но мы не должны забывать, что пишущий с точки зрения овцы псалмист имеет ввиду всю годовую программу стада. Он увёл нас от зелёных пастбищ и тихих вод домашних полей к горным тропам, к летним пастбищам на высо- когорье. А затем пришла осень и вместе с ней дождевые и снежные штормы. Они согнали овец назад в долину, в домашнюю усадьбу, где они должны провести длинную трудную зиму. В определённом смысле их возвраще- ние означает: возвращение на поля, к загонам и овчарням их хозяина. Во все времена года с их опасностями, рисками и волнениями пастух бдительно и энергично обеспечи- вал и охранял овец. С величественным спокойствием произносится предложение: «… я пребуду в доме Гос- поднем постоянно». Под словом «дом» подразумевается семья, домашнее общение или стадо доброго Пастыря. Овца находится в стаде, которому она принадлежит. Своим пастухом она так довольна, что она не имеет и ма- лейшего желания что-нибудь изменить. 36 Это предложение так звучит, как будто бы овца, наконец, пришла домой, стоит у плетня и хвастается перед теми менее счастливыми овцами за оградой. С гордостью она рассказывает о прекрасном времени, кото- рое она прожила и восхищается своим добрым пастухом, у которого она была так хорошо обеспечена. Иногда я думаю, что мы, христиане, должны чаще себя так вести. Мы должны гордиться тем, что при- надлежим Иисусу Христу. Почему мы не можем набраться смелости, чтобы перед другими славить нашего Господа за Его доброту? С благодарностью нам следует оглядываться на нашу жизнь и вспоминать о том, как верно и постоянно Он заботится о нашем благополучии. С большой радостью нам следует сообщать о трудно- стях, в которых Он нам помогал. Нам следует так же постоянно с радостью и охотно давать свидетельство о нашем доверии к Иисусу Христу. Мужественно и бесстрашно нам следует признавать, что мы принадлежим Ему. Удовлетворённость и спокойствие должны отмечать нашу жизнь, как доказательство того, что принадлежность к Его домостроитель- ству», к Его стаду, является неоценимым преимуществом. Рассматривая последний отрезок нашего псалма, я вспоминаю многие события из моей ранней овце- водческой деятельности. При наступлении зимы с её холодными дождями и ледяными ветрами болезненные овцы моего соседа, сбившись в кучу, стояли у плетня. Обратив свои хвосты в сторону шторма, с тоской смот- рели на сочные пастбища, на которых мои овцы могли пастись. Эти бедные, одряхлевшие и запущенные жи- вотные принадлежали бессердечному владельцу, о котором я вначале сообщал. Ведь год напролет они только страдали. В течение всего лета они переносили гложущий голод. Они были тощими, поражены паразитами, чесоткой и другими болезнями. Их мучили мухи, они подвергались напа- дению хищников. Поэтому некоторые из них были так слабы и жалки, что их тонкие ноги едва таскали поху- девшее тело. Постоянно казалось, что в их глазах тлеет слабое пламя надежды, что, быть может, они будут иметь счастье прорваться через плетень или пролезут через какую-нибудь дыру и смогут ускользнуть на свобо- ду. Изредка им это удавалось. Особенно в рождественские дни. Вследствие чрезвычайно сильных отливов, море далеко отступало за пределы ограды. Тогда открывался проход между морем и концом ограды. Отощавшие и голодные овцы моего соседа ждали именно этого момента. Тогда при первой лучшей возможности они при отливе уходили на берег, про- шмыгивали вокруг конца ограды и выходили на наши пастбища, чтобы насладиться сочной, зелёной травой. Но их состояние было настолько жалким, что этот неожиданный и необычно тучный обед часто имел для них ужасные последствия. На них нападал сильный понос, который приводил иногда к смерти. Я хорошо вспоминаю, что в один дождливый день я нашёл три овцематки моего соседа. Беспомощно они лежали под од- ной сосной, как старые, дряблые, насквозь промокшие мешки. Их высохшие, тощие ноги не могли их больше нести. Я погрузил их на тележку и привёз обратно хозяину. Владелец обнажил острый нож для заклания и про- сто перерезал всем троим горло. Более хладнокровно он не мог совершить это дело. Это очень меткий прообраз сатаны, который так много людей держит под своим бичом. При этом я вспоминаю образное сообщение Иисуса, в котором Он сравнивает Себя с дверью, через которую овцы должны пройти в овчарню. Те бедные овцы прошли на мою ферму не через дверь. Я не впускал их. Они никогда не были моей собственностью, иначе они не должны были бы так страдать. Даже если бы я принял их в свою собственность, то я применил бы к ним особый уход. Прежде всего я предписал бы им су- хой и ограниченный рацион. Затем они постепенно могли бы перейти на зелёный корм, пока не привыкнут к новой пище и образу жизни. Короче говоря, они попытались на собственный риск и страх проникнуть на нашу сторону. Особенно печальным было то обстоятельство, что они на старой расстроенной ферме той зимой так или иначе погибли бы от голода. Подобным образом случается с теми, которые живут без Иисуса Христа. Этот мир подобен сильно расстроенной ферме, а сатана является его безжалостным владельцем (2Кор.4:4). Он совершенно не беспокоится о душах или благополучии людей. Под его господством живут мил- лионы несчастных людей, которые тоскуют по домостроительству Господа, Его любви и заботе. Однако в Его овечий загон существует только одна дорога. Эта дорога ведёт через владельца, через Са- мого Иисуса Христа, доброго Пастыря. Он говорит об этом недвусмысленно: «Я есмь дверь. Кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт и выйдет, и пажить найдёт» (Иоан.10:9). Смотри также Деян.4:12 и 1Тим.2:5. Почти ежедневно я встречаюсь с людьми по «ту сторону «плетня». Какое впечатление я оставляю у них? Излучает моя жизнь столько спокойствия, мира и радости, чтобы они стали завидовать? Видят они на мо- ём примере, что это большое преимущество стоять под господством Иисуса Христа? Могут ли они увидеть в моём характере и поведении что-нибудь о помышлении Иисуса Христа? Я ведь хожу, говорю и живу с Госпо- дом Приведёт ли их моя жизнь и моё свидетельство к Нему - к вечной жизни? Если это так, то я могу быть убеждён, что некоторые из них тоскуют о том, чтобы навсегда остаться в доме Господа. И нет причины, кото- рая могла бы помешать этому, если они придут под Его господство. В завершение всего находим ещё один пункт, который указывает на то, что псалмист говорил с точки зрения овцы. Это особенно ясно выражено в английском расширенном издании Ветхого Завета. Там это по- следнее предложение так переведено: «Я останусь в присутствии Господа навсегда». Это моё личное убежде- ние, что в этом заключительном предложении, гимне прославления Божией заботы, нашла своё выражение са- 37 мая важная мысль Давида. Здесь нам сообщается представление о постоянно присутствующем пастухе. Но од- новременно и мысль о том, что и овца желает постоянно пребывать на глазах пастуха. Эта тема красной нитью проходит через всё наше исследование. Только осмотрительность, бдительность и неустанная забота Учителя гарантируют овце первоклассное обеспечение. Уверенность в непосредственной близости пастуха означает для овцы безопасность. Она даёт гарантию в том, что не возникнет никакой неожиданности, что постоянно будет достаточно свежей, зелёной травы и чистой воды и что обеспечение всем необходимым в течение лета на высо- когорье будет гарантировано. Те же самые мысли и принципы применимы в жизни христиан. Если в отношении практической жизни всё необходимое сказано и сделано, то конечный результат можно обобщить одним предложением: «Живи в постоянном сознании присутствия Господа». «Внутреннее» сознание присутствия Иисуса Христа может быть очень реальным и живым. Оно возбуждается живущим в нас Святым Духом. Он ясно и недвусмысленно уве- щевает, предупреждает и обличает нас. От нас зависит - слышать этот голос и слушаться его. Если я приучу себя постоянно считаться с присутствием во мне Иисуса Христа, то моя жизнь станет богатой и плодовитой. В той мере, насколько я буду в Нем пребывать и в Его воле действовать, я обнаружу, что жизнь осмыслена. Невозмутимое спокойствие и веселье будут исходить из меня. Моя жизнь станет необычай- ным творением. Но это произойдёт лишь тогда, если я разрешу Святому Духу управлять всей моей жизнью и определять мои ежедневные решения. Я сам должен сознательно просить о Его водительстве во всех мельчай- ших делах. Но есть ещё другое, более глубокое, но так же реальное сознание присутствия Господа, в котором я ос- таюсь на Его глазах. Я стою перед Ним, как открытая книга. Он знает все мои обстоятельства. Он обеспечивает меня всем, так как я Его собственность. И это останется так во веки. Какая славная уверенность! Я постоянно пребуду в присутствии и под покровительством Господа! Да славится имя Его!