Большая советская энциклопедия

А. Н. Чанышев.

Источник:

http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC/

[27] Англика́нство, англиканская церковь государственная церковь в Англии, одна из протестантских церквей, возникла в 16 в. во время реформации.

«Новый словарь иностранных слов», by EdwART, 2009

Источник:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/43086/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

АНГЛИКА́НСТВО — одно из направлений протестантизма, развившееся в ходе английской Реформации. Нередко его характеризуют как "средний путь" между протестантской традицией и реформированным католицизмом.

Поводом к реформационным действиям в Англии стал конфликт короля Генриха VIII с папой римским Климентом VII. Не имея наследника мужского пола, король требовал от понтифика признать его брак с Екатериной Арагонской недействительным. Племянник королевы, германский император Карл V, принудил папу римского воспротивиться этому. Тогда король прибег к помощи кембриджского теолога Томаса Кранмера (1489—1556). Начиная с 1529 г. тот объехал ряд европейских государств и привез согласованное мнение университетских теологов о неправомерности папского запрета и свободе монарха в решении такого вопроса. В 1532 г. король назначает Кранмера на место архиепископа Кентерберийского. Оба они, каждый по-своему, восприняли идеи развернувшейся на континенте протестантской Реформации и способствовали их реализации в Англии.

Поворотным событием стало провозглашение парламентом в 1534 г. независимости английской церкви от римской курии. Принятый тогда "Акт о Превосходстве" утвердил единственным верховным главой этой церкви короля, хотя богослужебные дела в его компетенцию не вошли. Резких перемен в доктрине и обрядах на первых порах не произошло. Однако началось закрытие монастырей (парламентские акты 1536 и 1539 гг.) и развернулась секуляризация церковных земель.

Источник:

http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/

[28] ГУГЕНОТЫ, приверженцы кальвинизма во Франции 16 - 18 вв. Борьба гугенотов с католиками вылилась в так называемые религиозные войны (Варфоломеевская ночь).

Источник:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/15054

Гугено́ты (фр. Huguenots) — название французских протестантов (кальвинистов), происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или, по другим мнениям, искажённое немецкое Eidgenossen (англ.) (самоназвание швейцарцев).

Источник:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%82

[29] Е́ресь жидо́вствующих — православно-церковное название для ряда еретических, с точки зрения официальной православной церкви, сект. Используется преимущественно применительно к отколовшейся религиозной группе, возникшей в Новгороде в последней четверти XV века.

Жидовствующая ересь существовала в Болгарии в XIV веке при царе Иоанне-Александре. Многие исследователи указывают на связь между жидовствующими и раннехристианскими гностиками. В особенности отмечалось влияние манихейства.

Старейшей из жидовствующих сект в России считается секта Схарии XV века. Другие секты появлялись в позднее время, вплоть до XIX века, хотя связь между ними и жидовствующими XV века не прослеживается. Название «жидовствующие» обычно присваивалось оппонентами этих движений.

Характерная черта такого рода сект — следование некоторым иудейским предписаниям и обрядам.

В частности, «жидовствующими» в XVIII — начале XX веков называли «субботников» (не путать с молоканами-субботниками), соблюдавших все ветхозаветные предписания и ожидавших пришествия Мессии (Христос не признавался мессией и Сыном Божьим). Этнически субботники были русскими и жили в пределах Астраханской, Ставропольской и Тамбовской губернии, а также на Кавказе. При императоре Николае I против них принимали суровые меры. В XX веке некоторые из них эмигрировали в Израиль.

Источник:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Жидовствующие[от слав. "иудей" — "иудействующие"] — в Русской Православной Церкви — обозначение ереси, распространившейся в России в 15—16 вв. и обнаружившей некоторую близость к иудаизму, а позднее — сходных явлений в России в 18—19 вв. Подобное обозначение ("иудействующие") и ранее применялось Христианской Церковью, особенно в Византии, по отношению к различным еретическим сектам, в которых усматривали близость к иудейской традиции.

Ересь жидовствующих зародилась в Новгороде в конце 15 в., когда, по свидетельству летописи, в 1471 в город прибыл в свите киевского князя Михаила Олельковича (Александровича) некий Схария Жидовин и "совратил в жидовство" новгородских священников Алексея и Дениса, которые и стали главными распространителями ереси. Далее великий князь московский Иван III назначил этих священников на высокие церковные посты в Москве. Так возник новый центр ереси, к которой примкнули невестка великого князя Елена и дьяк Федор Курицын, имевший большое влияние при дворе. Борьбу с "жидовствующими" начал новгородский архиепископ Геннадий. По его приказу были арестованы члены секты, и у них обнаружились тетради, по которым они, как сказано было в отчете, "молились по-жидовски", т. е. на иврите. Как предполагают, эта была "Псалтырь Федора Жидовина", являвшаяся русским переводом еврейского праздничного молитвенника. Как свидетельствует летописец, жидовствующие также праздновали еврейскую Пасху (Песах). После ареста некоторые участники секты под пытками отреклись от ереси, другие бежали в Москву под покровительство самого великого князя. Все это вызвало тревогу Церкви, и в 1490 Церковный Собор осудил жидовствующих, обвинив их в якобы осквернении икон, надругательстве над крестом, в том, что они "хулы изрекали на Иисуса и Марию" и "чли субботу паче воскресения Христова". Тем не менее, влияние ереси жидовствующих росло и достигло апогея в 1490-е. В 16 в. борьба с ними переплелась с борьбой за престол: жидовствующие поддерживали Дмитрия, сына княгини Елены, однако Иван III назначил в 1502 наследником своего сына Василия, а после смерти Курицына в 1504 начал репрессии против жидовствующих. Некоторые из еретиков были сожжены, некоторые бежали в Литву, где приняли иудаизм. С ересью жидовствующих было покончено, но остались существенные плоды ее культурного влияния: появились переводы с оригинала (с иврита) некоторых книг Библии (см. Танах), а также отдельных сочинений еврейских мыслителей и ученых по логике, астрономии и астрологии (в связи с тем, что необходимо было доказать правильность еврейского летосчисления и исторической традиции в противоположность византийской). Так, был переведен трактат Маймонида "Миллот ѓа-ѓигайон" ("Слова логики", или "Термины логики"), трактат по астрономии и астрологии Иммануэля бен Йаакова Бонфиса "Шеш кнафаим" ("Шестокрыл", 1365) и др. Сама полемика между жидовствующими и Православной Церковью способствовала оживлению духовной жизни России. Однако историки предполагают, что резко отрицательное отношение к евреям и иудаизму в Московской Руси, дотоле там не известное, было вызвано официальной борьбой с ересью жидовствующих.

Источник:

http://relig.info/zhidovstvuyushchie

Жидовствующих ересь занесена была в Россию из Литвы и была смесью иудейства с христианством. Ее принес в Новгород, в XV веке, киевский еврей Схария, образованный по своему времени человек, знакомый с астрологией и кабалистикой. Учение жидовствующих состояло в рационалистическом отрицании догматов о Троице, Божестве Иисуса Христа и искуплении, в предпочтении Ветхого Завета Новому, в отрицании писаний отеческих, почитания св. мощей и икон, церковной обрядности и таинств, в отвержении монашества как образа жизни, будто бы противного природе. Первыми прозелитами Схария были священники - Дионисий и Алексей, софийский протопоп Гавриил и самые образованные люди из новгородских жителей. Ересь нашла себе многих последователей и в Москве, при великокняжеском дворе в лице дьяка Феодора Курицына и невестки Иоанна III Елены; по некоторым данным предполагают, что к ереси принадлежал и Симоновский архимандрит Зосима, впоследствии митрополит. Против еретиков было несколько соборов. В 1504 г. еретики были окончательно осуждены на соборе; главные из них были сожжены, другие разосланы по монастырям. Но ересь не была истреблена совершенно и продолжала существовать в народе из поколения в поколение и существует в настоящее время; последователи ее признают себя преемниками новгородских еретиков. Особенно сильно стала распространяться ересь жидовствующих со времени царствования имп. Екатерины II, когда дозволено было баптистам и меннонитам, а вместе с ними и "жидам", свободно селиться в России по Заволжью и губерниям Екатеринославской, Таврической и Саратовской. Евреи увидели для своей пропаганды удобную почву среди русского населения, особенно у молокан. Последние, охотно принимая воззрения жидовствующих, во множестве становились последователями секты. В настоящее время жидовствующие разбились на разные толки и находятся преимущественно в Закавказье, в Ставропольской и Астраханской губ., а также в Екатеринославской. Полтавской, Киевской, Харьковской, Тамбовской губерниях и в Сибири.

Источник:

http://azbyka.ru/religii/sektovedenie/bulgakov_spravochnik_po_eresyam_i_sektam_091-all.shtml

[30] Здесь цитируется Коран в переводе И.Ю. Крачковского:

Сура 5 Трапеза

50. (46). И отправили Мы по следам их Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором - руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных.

51. (47). И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах. А кто не судит по тому, что низвел Аллах, те - распутники.

В других переводах Корана эти же аят будут под номерами 46 и 47 соответственно (как и указано в скобках):

Перевод Кулиева Э.Р.

46. Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных.

47. Пусть люди Инджила (Евангелия) судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами.

Перевод М.Н. Османова

46. Вслед за пророками Мы отправили 'Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что было до него в Торе. И Мы даровали ему Евангелие, а в нем - свет и праведный путь в подтверждение тому, что в Торе, и ниспослали наставление для богобоязненных.

47. Пусть последователи Евангелия судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. А кто не будет судить согласно тому, что ниспослал Аллах, тот - грешник.

Перевод Абу Адель

46. И отправили Мы по следам их [пророков из потомков Исраила] Иису, сына Марьям, как подтверждающего истинность того, что было до него в Торе [исполняющим ту часть Торы, которую не отменяла Книга, которая была ниспослана ему], и даровали Мы ему Евангелие, в котором (содержится) руководство (к Истине) и свет, и как подтверждающее истинность того, что (было) до него в Торе, и как руководство и увещание для остерегающихся (наказания Аллаха) [тех, которые исполняют Его повеления и отстраняются от того, что Он запретил].

47. И пусть судят обладатели Евангелия [те, к которым был послан пророк Ииса] по тому, что Аллах низвёл в нём. А кто не судит по тому, что низвёл Аллах, такие (являются) непокорными.

Перевод Шидфар Б.

46. Мы шли по следам пророков, за Исой, сыном Марьям, подтверждая Тору, что была ниспослана до него, и даровали ему Евангелие, в котором указание правой стези и свет, как подтверждение Торы, бывшей до него, указание правой стези и для богобоязненных увещание.

47. И пусть судят люди Евангелия согласно тому, что ниспослал в нем Аллах, а те, что не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, — это нечестивые, неверные.

Бытие, глава 16

1 Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.

2 И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары.

3 И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.

4 Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.

5 И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.

6 Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.

7 И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.

8 И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.

9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.

10 И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.

11 И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое;

12 он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.

13 И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.

14 Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом.

15 Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил.

16 Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.

Бытие, глава 21

Наши рекомендации