Глава 25. Деловые отношения, исполненные Святого Духа
Рабы, повинуйтесь господам (своим) по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, Не с видимою (только) услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, Служа с усердием, как Господу, а не (как) человекам, Зная, что каждый получит от Господа, по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия (6:5-9)
В этом отрывке Павел приводит последнюю иллюстрацию принципа взаимного повиновения, которое совершает Святой Дух, "повинуясь друг другу в страхе Божием" (5:21), что касается взаимоотношений между рабами и господами, а в общем масштабе, всех взаимоотношений между работодателями и рабочими. В наши дни борьба между работодателями и рабочими достигла огромных размеров. Между рабочими и управляющим бушует непрекращающаяся война, и каждая из сторон обвиняет другую в эгоистических устремлениях и превышении предметов разумности. Рабочие хотят иметь меньшую нагрузку, более протяженный отпуск; и требуют более короткую рабочую неделю, большую оплату и привилегии. Работодатели стремятся к большей производительности труда, к увеличению дохода и к осуществлению большего контроля в отношении устава и практики управления. Обе стороны хотят иметь для себя меньшие налоги при большей охране со стороны правительства, а иногда и денежное ассигнование.
Не трудно заметить, что движущей силой этой проблемы является алчность. Грех алчности и наживы - основное горючее, питающее спираль инфляции, взлетающую ввысь, что представляет собой обычное явление в современном обществе в большей части земного шара. Когда все хотят большего, то цены должны подняться вверх, чтобы была возможность оплатить более высокие заработки к получать доходы. А когда повышаются цены и покупательная способность денег понижается, люди хотят еще более высокой оплаты или доходов, чтобы устранить несоответствие. Когда правительство целиком погружает средства в различные субсидии и материальные поддержки, в результате этого должны возрасти налоги и национальный долг, или то и другое вместе. Если правительство печатает больше денег, не обеспечивая их покупательную способность, номинальная ценность этих денег понижается, и еще раз люди выражают свои требования по увеличению дохода, чтобы устранить несоответствие.
Ко всему этому следует добавить следующий принцип, что с умножением собственности, умножается алчность, потому что она ненасытна по своей природе. В связи с этим заметно, что западное общество отличается самой большой алчностью за всю историю человечества. Каждый хочет получить больше при меньшей отдаче, и поэтому постоянно взвивается вверх спираль инфляции, долга и налогообложения.
Каким образом можно разрешить подобные, казалось бы непримиримые проблемы? Одни ратуют за некоторые формы социализма, при котором правительство бы полностью взяло под свой контроль экономику. По мере умножения человеческой алчности и стремления к удовлетворению своих интересов, может понадобиться больший правительственный контроль для предотвращения анархии. Откровение 18 выдвигает следующее утверждение, что антихрист в последнее время придет к власти, используя несмирную экономическую систему, в которой вся власть фактически будет сострсдоточена в руках нескольких мировых лидеров, представляющих собой элиту общества.
Но Бог в Своем плане не предусматривал того, чтобы свобода человека обернулась против него. Он предназначил, чтобы мы, благодаря этой свободе, имели возможность заработать на жизнь и обеспечить материальное существование своих семей и послужить своими 'средствами другим людям. Однако, как и в других сферах жизни, человеческая греховная и порочная натура превратила Божье постановление в средство служения своим эгоистичным интересам. Точно так же, как это обстоит с вопросом взаимоотношений между мужьями и женами, детьми и родителями (Еф. 5:22-6:4), разрешение проблем рабочих взаимоотношений должно начаться с Божьего разрешения - спасения через Иисуса Христа и исполнения Его Святым Духом.
Во всех аспектах человеческой жизни Божий план предусматривает авторитет и подчиненность; и на этих двух столбах покоится основа Библейских трудовых взаимоотношений. Для предотвращения хаоса и анархии, кто-то должен вести, а другие следовать за ним. Павел преподает повиновение друг другу во взаимоотношениях господ и слуг точно в таком же аспекте, как и во взаимоотношениях между мужьями и женами, родителями и детьми. Бог предназначил авторитетные роли мужей над женами, родителей над детьми и господ над слугами, но этот авторитет не базируется на неотъемлемом превосходстве мужей, родителей или господ. Они обладают авторитетом, будучи Божьими домоправителями, для исполнения Его целей и планов и в соответствии с Его принципами. Их авторитет не отличается неограниченностью и абсолютизмом и предназначен для одной цели: для служения Богу и своим подопечным. Таким образом, повиновение является не односторонним, а взаимным процессом.
Наставление Павла к господам и рабам продолжается в сфере домашнего, семейного окружения. В Новозаветние времена, подавляющее большинство коммерческих предприятий и ремесел управлялось семьей и происходило в семейном кругу, где большинство слуг являлись как бы членами этих семейных предприятий. В сельской местности слуги или рабы работали на полях или выращивали скот. Если господин содержал мастерскую, то слуги трудились там как ремесленники или помощники. Если он был купцом, то они трудились там, где это требовала необходимость, выполняя различные поручения. Во всяком случае, глава семейства также представлял и главу предприятия. Он играл роль рабовладельца, а его слуги - наемных рабочих.
В этом отрывке Павел продолжает рассматривать практические следствия жизни, исполненной Святым Духом (5:18), без которых не может быть осуществлено ни одно требование Божьей праведности, включая и те, которые регулируют рабочие взаимоотношения. Стихи 5-8 содержат наставление относительно повиновения рабов или рабочих; а стих 9 учит о повиновении господ или работодателей.
Повиновение рабочих
Рабы, повинуйтесь господам (своим) по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, Не с видимою (только) услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, Служа с усердием, как Господу, а не (как) человекам, Зная, что каждый получит от Господа, по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный (6;5-8)
Слово рабы является переводом с греческого douloi и обозначает подчинение и обычное состояние зависимости. В Библейские времена рабство было типичным явлением и отличалось беспримерной жестокостью. В Греции и Риме рабы не имели никаких законных прав, и к ним относил ни. как к предмету торговли. Римские граждане считали труд занятием ниже своего достоинства, и вся империя полностью держалась на рабском труде. Рабов покупали, продавали, обменивали, пользовались ими и списывали за негодностью таким образом, как будто они были рабочим скотом, или инструментом. Добрые и заботливые господа, такие как, например, Плиний Старший, который сильно горевал по поводу смерти одного из своих рабов, были редким исключением.
Один римский писатель разделял сельскохозяйственные орудия на три разряда: обладающие человеческой речью -рабы, нечленораздельными звуками - скот, и безгласный -инструменты и повозки. Единственное отличие раба от скота и инструмента состояло в том, что он мог говорить! Римский государственный деятель Катон сказал: "Рабов-стариков следует списывать, а когда раб заболевает, не давай ему есть. Нечего тратить на него средства, он не заслуживает этого. Освобождайся от больных рабов, ибо они ничто иное, как ненужный инструмент". Август подверг раба распятию за то, что тот по нечаянности убил его домашнюю куропатку, а человек, по имени Поллио, бросил раба в пруд, где водились смертельные миноги, за то, что тот разбил хрустальный кубок. Ювеналий писал о рабовладельце, который испытывал "сладостные звуки, издаваемые рабами во время физического истязания" (Предшествующий материал заимствован из книги Уильяма Баркли ("Серия ежедневного Библейского разбора: Послания к Галатам и Ефесянам", Филадельфия: Уестмистер, 1958, стр. 212-214).
Хотя Писание и не выступает против рабства, как такового, оно ясно высказывается против похищения человека с целью закабаления его (Исх. 21:16). Поэтому, европейская и. американская работорговля, длившаяся до середины девятнадцатого века, была явным нарушением Писания, несмотря на рационалистическое обоснование многих христиан, вовлеченных в нее.
В Ветхом Завете разрешались и, даже, отстаивались некоторые формы ненасильственного и покровительственного рабства. Например, вор, который не мог возвратить похищенное, попадал в рабскую зависимость до тех пор, пока не отрабатывал стоимость похищенного. Этот план намного превосходит современное тюремное заключение, которое не обеспечивает возмещения собственности, или средств, похищенных, у пострадавшего, а также и не восстанавливает достоинство похитителя. Израильтянам разрешалось покупать рабов у окрестных языческих народов (Лев. 25:44), но израильтянина не позволялось ни покупать, ни продавать в рабскую зависимость до юбилейного года (ст. 39-40). Во время его службы к нему должно было быть отношение как к наемному работнику, а не как к рабу (ст. 40-41). Даже к рабам -язычникам запрещалось жестоко относиться, а в случае серьезного увечья от руки их господина, они получали свободу (Исх. 21:26-27). Если раб убегал от жестокого господина, то ему должны были представлять убежище и защиту (Втор. 23:15-16). Израильтянин не мог использоваться в качестве раба больше шести лет: в конце этого срока он должен получать щедрую оплату за свою службу (Исх. 21:2; Втор. 15:13-14). Каждые пятнадцать лет, в юбилейный год все рабы подлежали освобождению и последующему возвращению к своим семьям (Лев. 25:10). Раб, который любит своего господина и предпочитает остаться у него, может добровольно остаться в услужении ему на всю жизнь, и, при этом, его господин протыкает ему ухо в знак этого решения (Исх. 21:5-6). Рабство, контролируемое Библейским учением, было благословением, как для работодателя, так и для работника, создавая полноценные и удовлетворяющие взаимоотношения между ними.
Хотя рабство как таковое и не осуждалось ни в Ветхом, ни в Новом Заветах, искреннее применение в жизни Новозаветних истин неоднократно приводило к устранению его жестоких тенденций. Там, где Христова любовь проявляется в жизни в силе Святого Духа, там неизбежно рушатся барьеры и взаимоотношения, построенные на несправедливости. С разделением и, в конечном итоге, с полным падением Римской империи, рассыпалась в прах и жестокая, бесчеловечная система рабства, чему в значительной мере послужило влияние христианства. В более недавние времена работорговля черными невольниками была прекращена в Европе и Америке благодаря могучей проповеди мужей, исполненных Святого Духа, таких, как Джон Уэсли и Джордж Уайторилд, и благочестивых государственных деятелей Уильяма Уелберфорса и Уильяма Тита.
Новозаветное учение не фиксирует основное внимание на реформе и перестройке человеческих систем, что никогда не было корнем всех проблем человека. Оно всегда направляет наш взгляд на человеческое сердце, которое, будучи греховным и порочным, приведет к разложению наилучшей из систем, а исполненное праведности исправит наихудшую. Если греховные человеческие сердца не подвергнутся перемене, то люди найдут способы притеснять других, не зависимо от того, имеет ли место действительное рабство, или нет. С другой стороны, верующие, исполненные Святым Духом, будут поддерживать справедливые и гармоничные взаимоотношения друг с другом, вне зависимости от системы, в которой они живут. Основные проблемы и нужды человека лежат не в сфере политической, социальной или экономической жизни, но в духовной, и именно на эту сферу Павел и обращает особое внимание.
На протяжении всей истории человечества, вплоть до наших дней, рабочий люд всегда подвергался притеснению и устрашениям экономического характера, что равносильно настоящему рабству, вне зависимости от определенной экономической, социальной или политической системы. Поэтому, учение Павла живо и действительно, и применительно к каждому работодателю и каждому рабочему.
В связи с тем, что повеление о взаимном повиновении возможно выполнить только, когда оно относится к верующему, исполненному Святым Духом, Павел обращается к рабам-христианам, точно так же, как, впоследствии, обращается и к господам-христианам (ст. 9). Он призывает их к правильному поведению, которое отражает их правильные отношения с Богом, через Иисуса Христа.
Правильное поведение
Рабам дается повеление повинуйтесь господам своим. На греческом языке слово повинуйтесь стоит в настоящем времени, что подразумевает постоянное повиновение. Верующие должны проявлять повиновение не только тогда, когда у них возникает желание, или, когда их работодатели высказывают по отношению к ним справедливые и разумные требования. Они должны повиноваться во всем и всегда, за исключением таких моментов, когда их толкают на аморальные поступки, на идолопоклонство, богохульство и тому подобное. Говоря о домашних работниках, Петр высказывал следующее: "Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно (Богу), если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу" (1 Пет. 2:18-20).
В Новозаветние времена многие рабы становились христианами, а поэтому и Божьими детьми и сонаследниками Иисусу Христу, как Павел уже упоминал своим читателям (1:5-14). Поэтому, многие рабы-христиане рассматривали, естественным образом, свои узы рабства как явление совершенно несовместимое с их новым положением пред Богом.
Они рассуждали, что Божьи дети, которые будут владычествовать с Богом вовеки, не должны подчиняться никакому человеческому существу, и, конечно, не безжалостному язычнику. Будучи духовной аристократией, они заслуживают гораздо большего, чем обычное рабство.
Однако, Павел ясно и понятно повелевает им повиноваться. Первая обязанность христианина состоит в том, чтобы угождать Господу и верно свидетельствовать о Нем. И один способ сделать это, - говорит апостол, - это проявить охотное послушание тем, кто начальствует над вами, независимо от того, кем они являются. Христианство должно изменить человека к лучшему, превратить его в более продуктивного и покладистого работника. Люди,, отнюдь, не проявят склонность слушать свидетельство христианина, который небрежно работает, выпуская некачественную продукцию, или, который постоянно жалуется. Если христианин придет к выводу, что его рабочая обстановка невыносима, ему следует оставить эту работу и поискать что-либо получше. Но пока он остается на том месте, ему нужно стараться работать как можно лучше.
Некоторые христиане могут считать, что работая на христианина, владельца предприятия, им не нужно проявлять осторожность и ответственность в отношений своей духовной жизни и поведения, потому что их свидетельство пред ним не имеет большого значения, ибо он уже христианин. Другие, возможно, полагают, что их работодатели в таком случае обязаны относиться к ним гораздо лучше, так как они являются своими по вере. Но подобное мышление слишком самонадеянное, плотское, и не имеет Библейского основания. "Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им" (1 Тим. 6:2). Если мы должны уважать неверующих начальников и повиноваться им, то на сколько больше нам следует это делать по отношению к нашим братьям во Христе?
Работодатель, кем бы он ни был, заслуживает того, чтобы для него трудились наилучшим образом. Верующие обязаны подчиняться авторитету того человека или группы людей, перед кем дают отчет. Пасторы и другие христианские труженики не представляют исключения из этого правила. Они должны оказывать повиновение церкви, церковному советуя другому члену в руководящем составе, и всякому человеку, поставленному над ними.
Когда верующий сидит рядом со своим начальником на христианском богослужении или трудится с ним бок о бок в собрании, то он совершает это как равноправный брат во Христе. Но на рабочем месте он должен подчиняться авторитету своего начальника, потому что тем самым он свидетельствует о своем подчинении высшему авторитету Божьего Слова.
Итак, независимо от того, отличается ли начальник-христианин добрым характером, или он суровый; верующий или язычник, он обязан повиноваться ему, потому что в этом состоит Божья воля. "Рабов увещевай, - говорил Павел Титу, -повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, Не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего Бога" (Тит. 2:9-10). В своем труде верующий отражает своего Господа, вне зависимости от того, кем является его хозяин или работодатель.
Правильная перспектива
Повиновение работника-христианина своему работодателю совершается под авторитетом работодателя по плоти. Эта фраза предназначена для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что, хотя взаимоотношения по типу авторитет - подчиненность и представляют важность и должны приниматься во внимание, тем не менее, временный характер. Их протяженность ограничивается этой земной жизнью, и они не относятся к моральному и духовному аспектам ни в какое время и ни при каких обстоятельствах.
Правильное отношение
Поведение верующего в подчинении своему работодателю должно выражаться в страхе и трепете. Смысл этого высказывания состоит не в том, чтобы иметь боязнь и испуг, но уважение и честь, которые побуждают угождать начальнику. Если невозможно почитать и уважать работодателя, как такового, христианин уважает его ради Господа, как того, кому он обязан повиноваться. Хотя люди и извращают принцип авторитета, он, а также и принцип повиновения, даны им Богом, и их всегда следует соблюдать. Бог позволил и допустил и начальствующим, и подчиненным занимать свои места; и верующий, проявляя верность Господу, охотно и с готовностью подчиняется тем, кого Господь поставил над ним.
Рабочее место верующего является частью его служения для Господа, а зачастую и его миссионерским поприщем. Когда он выполняет свой труд скрупулезно и с уважением, то это является свидетельством для неверующих, ободрением верующим и делом служения для Бога.