II. Подробное изложение
В этом разделе три части: 1) кальпа начального становления нашей мировой системы, 2) кальпа ее пребывания и 3) кальпы ее заключительного разрушения и пустоты. [127]
II. 1. Кальпа начального становления нашей мировой системы
Из двух < аспектов > — существ и их окружения — [сначала идет описание] внешнего мира.
Миры, которые появляются по завершении четырех кальп, состоят из существ и из того, что их окружает; сначала идет описание окружения.
Изложение начального становления нашей мировой системы состоит из двух частей: 1) описание окружения и 2) описание обитателей.
II. 1.1. Окружение
В этом разделе две части: 1) главное объяснение и 2) дополнительное рассмотрение точки зрения шравак и пратьекабудд [128].
II. 1.1.1. <Главное объяснение>
[В главном объяснении] пять частей: 1) возникновение Благой кальпы, 2) расположение гор и континентов, 3) значение названий континентов, 4) [описания] трех несчастливых миров и мира полубогов и 5) мир богов.
II. 1.1.1.1. Возникновение Благой кальпы
После того как в конце предыдущего периода минула кальпа пустоты, из десяти направлений поднялись ветры, создав образование в форме креста; из облаков выпал дождь, и посреди безбрежных вод виднелась тысяча лотосов — так была провозвещена Благая кальпа.
Коллективная карма существ и сила обетов очистить миры [129], данных бодхисаттвами этой Благой кальпы, вызвали такую последовательность событий.
После того как предшествующая кальпа завершилась и миновали двадцать промежуточных кальп [составляющих] кальпу пустоты, со всех десяти направлений поднялись ветры [130]. Мощные столкновения и давление этих ветров создали ветровое образование в виде креста — плотное, чрезвычайно твердое и неразрушимое. В пространстве над этим ветром образовалось густое облако, напоминающее золотое ярмо. Из этого облака долгое время непрерывно падал дождь. Размером капли дождя были от крупных [до равных толщине] главного дышла повозки. Этот потоп породил огромную массу воды, поддерживаемую ветром. В центре этого великого океана появилась тысяча золотых лотосов. Увидев их, боги и богини чистых областей [131] поняли, что это знаки предстоящего появления тысячи будд, и воскликнули: «Как чудесно! Это заря Благой кальпы!» Согласно «Сутре белого лотоса сострадания», эта кальпа называется благой, потому что ее возвестили боги и богини. В сутре «Расцвет мудрости» эта кальпа также называется «кальпа, когда видна тысяча лотосов».
II. 1.1.1.2. Расположение гор и континентов
Из вспененной ветром воды родился золотой диск, на который падал дождь; [так возник] великий океан. Из вспененного ветром [океана] родились элементы: высший, средний и нижний. Эти элементы сложили гору Меру, семь горных хребтов, четыре континента и внешний обод.
Из огромной массы воды, вспененной ветром, над водой возникло золотое основание [132]; тем временем дождь продолжал непрерывно падать. Вследствие этого над золотым диском образовался великий внешний океан [содержавший различные элементы]. Бурное вспенивание океана ветрами, [поднимающимися с] разных направлений, постепенно повлекло за собой появление трех уровней элементов: высшего, среднего и нижнего. Высшие элементы стали центральной горой Меру, которая сложена из четырех драгоценных веществ. Элементы среднего качества образовали семь хребтов из золотых гор. Нижние элементы образовали четыре континента, окруженных восемью соседними островами и множеством других островов, а также внешним ободом из железных гор.
По этому поводу учитель Васубандху подробно объясняет, что воды [океана] содержали [не сами элементы], а только различные их зачатки. Когда ветры, обладавшие особыми силами, разнесли эти семена, возникли разные виды [элементов].