Порвите отношения с религией
Земля Благодати
Стив Маквей
Моим детям, в любви которых я никогда не сомневался и от любви к которым никогда не откажусь.
Выражение благодарности
Эта книга — итог cотворенного Богом в моей жизни за последние десять лет. После того, как я начал осознавать свою сущность во Христе, мое паломничество из пустыни законничества в землю благодати произошло не во мгновение ока, а было постепенным. Вскоре я начал понимать, что для преуспеяния в благодати мне следует от многого отучиться. Моими проводниками были друзья из Ассоциации служения перемены жизни, чья преданность этому делу способствовала выработке моей собственной позиции. Кое-что из написанного мною появилось в результате общения с ними, когда они помогали мне развивать это служение.
Я весьма признателен небольшой группе людей, которых попросил стать первыми читателями рукописи “Земли Благодати”. Я хотел просто сообщить истину в любви. Эти четверо были честны в своей критике, и они увидят, что многое из предложенного ими я включил в эту книгу. Я особо благодарен Биллу Гилхэму, моему другу и наставнику с первых дней этого восхитительного путешествия в благодати. Я хочу выразить огромную признательность моему дорогому другу Тому Грейди, первому, от кого я услышал чудесное послание о нашем уподоблении Христу. Огромная благодарность Майку Куэрлсу, чье ясное свидетельство, впервые услышанное мною в 1990 году, даже сегодня продолжает оказывать влияние на мою жизнь. Родственная мне душа, Джон Райвенбэрк, всякий раз, когда мы встречаемся, побуждает меня все глубже погружаться в благодать. Эти люди не просто друзья, они задавали направление моего хождения в благодати.
С какой радостью я попросил моего друга Гэри Смоли написать предисловие! Бог особым образом использовал книги Гэри для того, чтобы научить меня, еще девятнадцатилетнего, ничего толком не понимающего молодожена, что значит быть мужем. То, что он столько лет спустя написал предисловие к этой книге, стало для меня неожиданным благословением, за которое я глубоко ему признателен. Я признателен также моему дорогому другу Бобу Лайкенсу, первому, кто прочитал эту книгу в качестве корректора, что позволило мне смело давать ее для чтения другим людям. Кроме того, Боб Хоукинс-младший и сотрудники издательского дома Харвест Хаус всегда трудились вместе над тем, чтобы конечный продукт был наивысшего качества. Я особо благодарен своему редактору за эту книгу. Харвест Хаус обладает сокровищем в лице Стива Миллера, который тщательно исследовал эту книгу, чтобы сказанное в ней было представлено наиболее ясно и убедительно. Я постоянно ощущал поддержку моих сотрудников по Служению “Путь Благодати”: Шерил Бьюкэнен, Рона Кобба, Стива Кнаблока, Джона и Марси Манипенни, Мойзеса Солиса и Хирардо Васкез. Я каждого из них воспринимаю, как моих наставников в обретении благодати.
На протяжении почти двадцати восьми лет лучше всех меня поддерживала моя драгоценная жена. Мелани знала меня так, как я сам себя не знал. Она, как никто другой, была тем человеком, через которого Бог обращался ко мне чаще всего. В любом случае она — величайший дар Божий, который человек когда-либо может обрести в этом мире.
Хотя я глубоко благодарен всем упомянутым выше людям, слава и хвала за все возносится только Ему Одному. Цель этой книги — прославить Иисуса Христа, Чья любовь и благодать есть источник и причина моей жизни. Благодарю Тебя, Господи Иисусе, за то, что Ты пригласил меня жить с Тобой в Земле Благодати. Мне нравится здесь! Используй эту книгу, чтобы оторвать чистосердечных людей от пустопорожней религиозной рутины и привести их в чудесную Землю Благодати, где Ты являешься всем для нас.
Предисловие автора к русскоязычному изданию
Понимание Божией благодати освободило меня из плена законничества в 1990 году. Ничего подобного этим вещам не происходило в моей христианской жизни с тех пор, как я ребенком уверовал во Христа. Я уже давно понимал значение благодати для неверующих, но приход к осознанию того, кто я есть во Христе Иисусе и как позволить Ему жить Его жизнью во мне и через меня, стал откровением, которое полностью изменило мое хождение во Христе.
В последующие годы мне доставляло огромное удовольствие общаться с верующими во всем мире, которые также смогли вместить эту удивительную истину. Книга, которую вы держите в руках, уже опубликована на восьми языках. Этот факт подтверждает только одно — жажду народа Божия ощутить реальность воскресшего Христа, Который живет в нас и через нас. Именно это единство с Ним объединяет христиан со всего света в одну семью.
Сегодня мои семейные отношения расширяются с изданием этой книги на русском языке. Для меня большим ободрением является наблюдать воочию духовную жажду верующих в странах бывшего СССР. Ваше рвение в познании Христа достойно восхищения и подражания для христиан на всех континентах.
Я хотел бы пожелать всем вам читать эту книгу с открытым сердцем и разумом. Вы доверяете Библии? Позволите ли ей быть наивысшим авторитетом в ваших верованиях и духовной практике? Желаете ли вы изменить свои убеждения, если обнаружите в Библии учение, которое противоречит чему-либо, во что вы искренне верили до этого момента?
Если вы открыты для Слова Божия, Дух Господень воспримет истины, относя щиеся к пониманию Божией любви и благодати, которые обсуждаются в этой книге, и Он будет использовать их, чтобы изменить вашу жизнь. Я знаю это из собственного опыта, потому что Он изменил и мою жизнь с помощью тех же самых истин.
Пусть Божие благословение пребудет с вами, когда вы проникаете в глубины богатств, дарованных нам во Христе Иисусе. Сознание того, кто мы есть в Нем и как позволить Ему жить Его жизнью через нас, составляет самую сердцевину и существо христианской веры. Пусть Бог обильно благословит вас в этом чтении.
Стив Маквей,
Атланта, Джорджия, США
Предисловие
“Земля Благодати” — это книга, которая может изменить ваше понимание Библии. Фактически она может преобразить вашу жизнь во Христе! Прочитав то, что говорит Стив Маквей о благодати Божией, я стал совсем иначе воспринимать Писания. Читая то, что представляется заповедью или прямым указанием Слова Божия, я больше не испытываю приступов вины или сомнений совести, причиной которых были попытки делать для Бога то, чего, по моему мнению, Он от меня хотел… и которые заканчивались неудачей. Теперь я легко и радостно читаю эти стихи, зная, что они могут стать реальностью моей жизни по благодати Божией, поскольку Дух Его живет во мне.
“Земля Благодати” напоминает нам, что благодать Божия затрагивает все сферы нашей жизни, даже глубоко укоренившиеся привычки. Может показаться, что некоторые проблемы преодолеть невозможно, однако такие мысли возникают из-за недопонимания смысла благодати. С самого начала моего хождения во Христе я понимал, что благодать Божия дает нам жизнь вечную и прощение грехов, однако, по забывчивости или из равнодушия, колебался доверяться ей в личном, повседневном опыте. Я пытался заставить себя жить по-христиански правильно, уповая на свои силы. “Земля Благодати” напомнила мне, что мы призваны вести такую жизнь не своими силами, но Христовыми.
Как чудесно иметь покой во Христе и уповать на Его жизнь в Духе во мне! Как меняется жизнь, когда мы сходим с пути самодостаточности и предаем себя благодати Божией! Благодать Его действует там, где наших сил не хватает. Если мы живем Его силою, то знаем истинный покой — покой, который Бог желает всякому христианину познать.
Благодарю, Стив, что ты написал о бесценной благодати Божией так, что, будем надеяться, многим окажется полезно. Я призываю каждого читателя открыть свое сердце для послания “Земли Благодати”; может оказаться, что в результате все ваше хождение во Христе изменится!
Гэри Смоли,
Автор бестселлеров и проповедник
Глава1. Религия — это яд
Как я устал от всего этого! Все, что говорит церковь — просто общие религиозные фразы. Видит Бог, я пытался жить по-христиански. Своих детей я учил жить по-христиански. Я учил их этому когда они были совсем маленькими! А теперь вдруг такое несчастье. Мне дурно от всего этого. У меня есть друзья, которые ни разу в жизни не приводили детей в церковь, а с ними ничего не произошло. Я был искренним, но все оказалось просто шуткой. Так не бывает. Я знаю, Стив, ты веришь в Бога, а я больше не верю. Христианская жизнь просто ни к чему не ведет”.
Я молча сидел, пока Уэйн изливал ярость, в которую он впал, когда два дня назад узнал, что его самая младшая дочь беременна. Он заплакал, когда она сообщила ему эту новость. Он сказал ей, как глубоко огорчен тем, что случилось, что она в одночасье лишилась как юности, так и беспредельных перспектив на будущее. Затем обнял ее и прошептал срывающимся голосом: “Мы как-нибудь справимся с этим, детка. Тебе семнадцать лет, и я не оставлю тебя одну”. В ту ночь он держал в руках свою жену Джоан, пока она не заснула, устав от рыданий. Он уже сказал дома все правильные слова, которые в таком случае говорят, однако две последние ночи лежал без сна в безмолвии предутренних часов, и его мозг беспощадно терзала одна мысль: “Где я ошибся? Я учил ее только хорошему! Она знает, как жить по-христиански. Где же я ошибся?”.
Что бы вы сказали такому человеку, как Уэйн? Было время, когда я дал бы ему подходящий совет из числа услышанных в семинарии или сказал бы расхожую фразу, которой научился у пасторов, не представлявших, с чем он столкнулся. Теперь я так не делаю. Наблюдая в течение тридцати лет, как становится пустым взгляд людей, в померкнувшие лица которых бросались избитые религиозные фразы, и лично получив от жизни пару сокрушительных ударов между глаз, я твердо решил никогда больше так не поступать.
Мы живем во времена, когда стандартные религиозные ответы просто ничего не значат для людей. Они могут соответствовать духовной реальности, но наше поколение плохо переносит бессмысленный библейский лепет, не имеющий отношения к нам самим. Людям, подобным Уэйну, до смерти надоело цитирование Рим. 8:28. Поймите меня правильно: я твердо убежден, что люди нуждаются в вечных истинах, излагаемых в записанном Слове Божием. Однако они не станут довольствоваться благозвучным стихом из Библии подобно детям, верящим сказке, что кроличья лапка принесет им удачу.
Если быть точным, то людям, подобным Уэйну, необходим такой ответ, какой дает Христос, а не религия. Что я ему посоветовал? Просто указал на Того, Кто понимает его смятение и боль. Я не пытался дать ему точных ответов о причинах его ситуации. Как часто бывало при беседе с людьми, подавленными жизненными обстоятельствами, я не знал, почему так случилось. Вместо этого я указал ему на Того, Кто стоит за любыми трудными обстоятельствами, с какими мы только можем столкнуться. Долгие годы научили меня, что если я не знаю, что сказать, почемуэто происходит в нашей жизни, то лучше всего указать на Того, Который управляет всем этим. Религия пытается рассортировать все по маленьким изящным ящичкам, из которых всегда легко извлечь пустопорожний ответ на то, что ответа не имеет. Иисус никогда так не поступает. Он просто указывает на Себя и ласково шепчет: “Веруй”.
Позвольте мне забежать вперед и задать тон оставшейся части книги: я не поклонник религии; фактически от нее остается горький привкус. Возможно, это вызвано тем, что я поглощал ее так много и так долго. Я был пастором в разных церквах более двадцати лет. Я подавал на стол и вкушал всякое дежурное блюдо мертвого вероучения, какое вы только можете себе представить. Моя проблема заключалась не в отсутствии искренности. Напротив, я был очень искренен. Но ведь и Павел, когда преследовал церковь, думал, что оказывает Богу большую услугу. Не подумайте, будто я говорю, что отказался от веры в Иисуса Христа. Мое презрение к религии не уменьшило моей любви ко Христу и Его церкви. Случилось скорее наоборот. С тех пор, как благодать Божия сравняла с землей стену религии, которая частично затмевала для меня Христа, я стал любить Его сильней и служить ему ревностней, чем когда-либо прежде.
Близкие мне друзья из этих церквей могут не быть согласны с такой оценкой большей части моего пасторского служения. Это правда, что многие люди действительно пришли ко Христу за все те годы, прошедшие до того, как я начал понимать, что означает жить и нести служение по благодати. Многие христиане получили благословение, а страждущие — исцеление. Этот факт просто подтверждает истинность аксиомы, услышанной мною в семинарии: “Бог может оставить прямой след кривой палкой”. Я не отвергаю работу Божию, сделанную в моей жизни за эти годы. Бог, в благодати Своей, смотрел поверх моего смятенного ума и видел искреннее сердце. Однако измеримые результаты не могут служить последним словом в доказательстве правильности чьего-то свидетельства или методов, ибо в противном случае отвергающие Христа секты оказались бы правильнее многих почитающих Христа церквей.
Яд в котле
В 4-й книге Царств есть история, которая показывает тип служения, часто встречающийся в современной церковной жизни. Это история о яде, поданном на стол чистосердечными людьми Божиими.
“Елисей же возвратился в Галгал. И был голод в земле той, и сыны пророков сидели пред ним. И сказал он слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих. И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашел дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришел и накрошил их в котел с похлебкою, так как они не знали их. И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть” (4 Цар. 4:38–40).
В Галгале располагалась известная “Школа пророков”, основанная великим пророком Елисеем. Однажды Елисей велел одному из сынов пророческих приготовить пищу. Кто-то из них пошел в поле, набрал плодов дикого вьющегося растения и накрошил их в похлебку. Пророки налили каждому, и тут кто-то обнаружил: “Смерть в котле!” Пророки Божии подавали на стол отраву и сами ели из того же котла.
Именно этим я занимался многие годы. Я брал освобождающее евангелие благодати Божией и смешивал его в одном котле с дикими плодами религиозного служения. Эти плоды были собраны в поле с дикой лозы . Благодать не растет в диком поле. Она взращивается только в беспредельном саду любви, посаженном и возделываемом Самим Богом. Суть религиозного служения — это дикое растение, отравляющее благодать Божию и делающее ее непригодной в пищу, хотя сам я многие годы ел эту пищу и давал ее своим детям. Трагедия заключается в том, что подобный яд не убивает вас, но достаточно токсичен, чтобы сделать больным на всю оставшуюся жизнь.
В основании всех религий лежит определенное служение как действо — будь то танцы племени вокруг костра, чтобы ублажить бога огня, либо безжизненная религиозная активность, исполняемая неделя за неделей евангельским христианином, дабы впечатлить своего Бога. Все это — религиозные действа, а Бога они не впечатляют. Впечатление на Него производит только вера. “А без веры угодить Богу невозможно” (Евр. 11:6). Он равнодушен к лишенным жизни религиозным ритуалам. Бог занят жизнью. Ничто другое Его не интересует. Когда все будет сказано и сделано, Бог или воскресит мертвое, или окончательно отделит Себя от него. Его интересуют живые отношения, а не мертвая религия.
Пустыня религии
Провозглашение Евангелия благодати состоит из Благой Вести о том, что Бог желает избавить нас от религии. Он простер Свою благодать, чтобы спасти нас от жизни, полной ничтожных и тщетных усилий сделаться угодными Ему. Сущность религии заключается в попытках человека каким-то образом убедить себя, что он достаточно послужил Богу, чтобы получить Его одобрительный кивок. Это способ, которым мы пытаемся закомпостировать, сделать законной свою самооценку, но дела нашей самоправедности фактически отделяют нас от именно той цели, которой мы стремимся достичь. Религия является ядом, поскольку убивает всякую возможность истинно близкого общения с Богом. Религия — это блудница, вступающая в связь с мужчиной, убеждая его, что это и есть любовь, а в то же время он в глубине души знает о чем-то получше. Религия дает ложную надежду на то, что есть нечто, что мы можем сделать, дабы произвести на Бога впечатление так, дабы Он принял нас по делам нашим. Религия — это то, что спешит заполнить пустоту, образующуюся тогда, когда нет личного общения с Богом.
В действительности, если человек, не имеющий близкого общения с Богом через Иисуса Христа, пытается приблизиться к Богу посредством религиозных деяний, его дела будут противны совершенно праведному Богу, Который требует не меньшего, чем совершенство. Поскольку никто из нас не способен ходить в совершенстве, нам лучше и вовсе не становиться на этот путь.
Однако многие верующие, по божественному изволению выведенные из Египта и чудесным образом оказавшиеся на прямом пути к цели, заливают в баки своих машин бензин религии, а в двигатель — масло собственных усилий и думают, что они уже на полдороги в страну победоносной жизни. Бывает, что им удается развить хорошую скорость, но при этом они не догадываются, что едут по кругу. Их радует то, как у них получается, но они не знают, что быстро движутся в никуда.
История странствий Израиля через пустыню служит хорошей иллюстрацией жизни верующего, пытающегося достичь духовных успехов посредством религиозного представления. Бог вывел евреев из Египта, чтобы привести в обетованную землю Ханаанскую, и они являют картину того, что Бог желает сделать для тех, кто верует в Него. Он желает вывести нас из рабства пустой жизни в землю благодати — место, где Он осыпает нас всяческими благами лишь по той причине, что любит нас.
Мы, как христиане, не можем делать ничего, чтобы заслужить право войти в эту чудесную землю благодати. Подобно Израилю, мы чудесным образом выведены из былого рабства, чтобы иметь возможность немедленно вступить во владение Землей Благодати. Нам просто нужно идти в эту, теперь уже нашу, землю — без промедления и без каких-либо затрат или обязательств с нашей стороны.
Земля Ханаанская была тем местом, где Израиль должен был стать великим народом, который мог бы получить Божие благословение и быть благословением для других. Она часто упоминается в Писании как земля, где течет молоко и мед, что означает место, где не только будут удовлетворены потребности народа Израиля (молоко), но он также сможет насладиться сладким изобилием (мед), которое Бог намерен дать ему. Бог желал привести израильтян в это особое место и утешить их Своею щедростью и великодушием. Обратите внимание, что Бог никогда не дает только минимально необходимого; Он щедро осыпает дарами тех, кого любит. Эта новая земля была бы местом, где Израиль жил бы райской жизнью, которую Бог сделал бы более чудесной, чем израильтяне могли бы себе представить. У них была бы жизнь в изобилии, подобной которой они никогда не имели, и она проходила бы в земле покоя.
Однако люди не смогли принять Божие обетование всерьез. Это было слишком просто. “Определенно, что мы должны выполнить свою часть работы”, — так, возможно, размышляли они. Выполнить свою часть — вот ядовитый элемент религии. Религия — это коварный вирус, заражающий христианина и губящий то, что могло быть вполне здоровым. Мы просто не можем поверить, что, избавив нас от грехов нашего собственного рабства египетского, Бог не ждет от нас ничего. Разумеется, мы должны Ему что-то, несмотря на то, что всякая попытка подсчитать цену бесценного дара принижает его ценность. Начать победную жизнь без всяких усилий с нашей стороны? Да это же слишком просто. Так было и с Израилем: “Итак видим, что они не могли войти за неверие” (Евр. 3:19).
Почему я считаю, что жизнь Израиля в пустыне может послужить образом жизни верующих, исполняющих религиозные обряды? По крайней мере в двух моментах Израиль подобен людям, практикующим религиозные действа. Они настолько ярки, что их невозможно не заметить.
• Для них характерно приложение усилий для одержания победы.
Народ Израиля знал, что значит прилагать усилия. Они провели четыреста лет в египетском рабстве, служа жестоким надсмотрщикам, не проявлявшим никакого милосердия. Затем они четыре десятка лет блуждали по пустыне, стараясь войти в место, обетованное Богом Аврааму. Я уверен, что это обетование часто представлялось им как религиозное предание, пришедшее из прошлого и имевшее мало отношения к их повседневным трудностям, не более. В их поступках часто проявлялось убеждение, что так или иначе их усилия необходимы для вхождения в землю обетованную.
Их чувства не особенно отличались от чувств наших современников, желающих вести победоносную жизнь, обещанную в Библии. Они искренне пытаются добиться этого за счет религиозных усилий, однако похоже, что успешное, верное хождение со Христом все время ускользает от них. Независимо от прилагаемых ими усилий, бескрайняя пустыня всегда простирается между тем местом, где они находятся, и тем, куда они хотят попасть.
• Для них характерны неоднократные случаи заверений постараться еще сильнее. История Израиля в пустыне являет нам картину сорокалетних стараний, падений и очередных посвящений себя новым попыткам. Эти люди искренне желали войти в Ханаан, но вся их искренность никак не могла привести их туда. Их жизнь отмечена краткими периодами побед, за которыми следовало падение веры, ведущее к поражению, и возобновленная решимость попытаться вновь. Звучит знакомо?
Приглашение в Ханаан
Иисус Навин должен был испугаться, когда ему было сказано, что именно он станет тем человеком, который введет детей Израиля в Ханаан. В конце концов, их было два с половиной миллиона, и во время большей части своих путешествий по пустыне они вели себя, как неугомонные испорченные дети. И все же если история скитаний Израиля в пустыне и его вхождения в землю обетованную что-то показывает, так это насколько верен Бог в осуществлении добра, обетованного Им для тех, кто принадлежит Ему. Если бы Бог не продолжал с любовью и терпением трудиться над Своими незрелыми детьми, то мы бы все уже давно оказались в беде.
Вы жаждете более насыщающей реальности духовной жизни? Бог очень любит вас, чтобы позволить вам мимолетный роман с религией. Он желает, чтобы вы полностью принадлежали Ему. Вы можете запомнить как непреложный факт: Бог не перестанет трудиться над вами. Вы никогда не сможете сделать такое, что бы заставило Его пожать плечами и уйти. Ничего. По божественному определению Его незримая рука будет непреклонно направлять ваши шаги, пока Он не приведет вас туда, где сможет сделать для вас все, что наметил.
Бог желает вывести вас из бесплодной пустыни следования религиозным предписаниям и привести к полноте жизни по благодати. С самого начала Его намерением было сделать так, чтобы вы радовались своим отношениям веры с Ним. Он желает, чтобы вы жили в Ханаане — Земле Благодати, где самым важным является то, чтобы вы с Ним имели радость взаимной любови.
Долгие годы неся пасторское служение в церкви и будучи христианином с раннего детства, я наблюдал и сам переживал мучения, которые причиняет подмена близкого духовного общения с Иисусом Христом религиозной деятельностью. Можно внешне делать все правильно, но по-прежнему не иметь внутреннего покоя и радости, источником которых служит лишь наше единство с Ним. Бог не желает, чтобы те, кого Он избавил от греха, застряли в пустыне, лишенной жизни религиозной активности. Он желает, чтобы мы вошли в Землю Благодати, зная, что, когда мы испытаем нашу истинную жизнь в Нем, наша деятельность, подкрепленная божественной силой, будет сопровождаться чувством личного глубокого удовлетворения, источником которого может быть только Он.
Порвите отношения с религией
“Стив, я рад, что, наконец, попался. Ты не представляешь, как изнурительно состоять в любовной связи! Я не могу описать, насколько это опустошает в физическом, умственном, эмоциональном и даже духовном плане. Я рад, что это закончилось”. Могу вас заверить — Роб был искренен. Его жене недавно стало известно о продолжавшейся уже год его любовной связи на работе с сотрудницей. И хотя было очевидно, что их браку понадобится долгое время для исцеления этой раны, похоже было, что они переживут супружескую измену.
Изнурительно— именно это слово использовал Роб, описывая данную связь. Это слово хорошо подходит для описания образа жизни человека, пребывающего в браке с Иисусом Христом, и все же поддерживающего связь с религией. Прелюбодейная связь отравляет брак. Она отнимает время, энергию, интерес и любовь у того, кому они предназначены, и погружает людей в безжалостный вихрь разрушения, который не успокаивается до тех пор, пока не будет уничтожено все доброе, что должно быть в браке.
Именно это делает религия в жизни верующего. Много христиан прекратили близкое, исполненное любви общение, которое они некогда имели с Иисусом Христом, довольствуясь дешевой связью с религией. Некогда они наслаждались единением с Ним, однако постепенно отвратили взоры свои от Иисуса и сосредоточились на исполнении своих религиозных обрядов. Они, как сказал однажды Иисус церкви в Малой Азии, оставили первую любовь свою.
Если вы можете отнести себя к людям, чья любовь ко Христу охладела, и которые теперь пытаются насытить душу свою в религиозных делах, я умоляю вас в любви: разорвите свою связь с религией и вернитесь к своей первой любви! Не кажутся ли вам грубыми слова, которыми мне пришлось начать эту книгу, сказав, что религия — это яд? Единственная цель, которую я преследую, используя в этой книге неприятные аналогии и заостряющие вопрос замечания, — поднять тревогу в церквах. Многие из нас соблазнились и обмануты. Мы соблазнены религией и обмануты мыслью о том, что поскольку мы поступаем правильно, то у нас все в порядке в духовном плане. Мы вовлечены в прелюбодейную связь с объектом, который к тому же отвратителен. Майкл Яконелли правильно ставит вопрос:
“Что случилось с радикальным христианством, нелюбезной ветвью христианства, перевернувшей мир с ног на голову? Что произошло с пугающим, ломающим барьеры и установления евангелием, со сверхъестественной скоростью распространявшимся в течение первого столетия и считавшимся (стоящими у власти) опасным? Что произошло с теми христианами, сердца которых пылали огнем, которые не знали страха, которые говорили истину, невзирая на последствия, которые делали этот мир неуютным и желали следовать за Иисусом повсюду? Что случилось с теми христианами, которые были полны страсти и благодарности и были не способны даже на день расстаться с благодатью Божией?”
Я надеюсь, что если мы пройдем по главам этой книги вместе, ваше сердце откроется и ваш разум обновится для такогохристианского образа жизни. Это не касается религии. Это касается только Иисуса.Иисус. Он — это все, что действительно имеет значение.
Давайте вместе с Израилем совершим путешествие из пустыни в Ханаан. По дороге вы можете обнаружить тропинки, по которым предпочли бы не ходить, поскольку они вам незнакомы. В ходе путешествия вы можете наткнуться на колючие растения, которые будут царапать ваши обычаи и вызовут некоторое неудобство. Вы можете даже испытать искушение отложить книгу и отказаться от путешествия.
Но я призываю вас пройти этот путь вместе со мной. В ходе путешествия я могу порой своими мыслями заставить вас почувствовать себя неловко, но я обещаю одно: во всякий миг нашего путешествия я буду указывать вам на Иисуса Христа. В ходе этого паломничества я никогда не стану намеренно побуждать вас сделать хоть один шаг, не обозначенный в неизменном Слове Божием. Нашей дорожной картой будет Библия, а пунктом назначения — Иисус.
Вы хотите жить в Земле Благодати? Тогда давайте овладеем ею. Однако должен предупредить вас: сначала нам будет необходимо преодолеть вместе серьезные трудности.
Хождение вместе
Давайте пройдем вместе со Святым Духом по страницам этой книги. Когда Бог открывает вам истину, то полезно участвовать в каждом шаге Его поступи в вашей жизни. Если молитвы в конце каждой главы созвучны вашим мыслям и намерениям сердечным, подтвердите это Богу. Гораздо больше будет пользы вам, если сделать паузу в конце каждой главы и пообщаться с вашим Отцом Небесным.
• • •
Дорогой Отец Небесный!
Я признаю, что бывал порой более сосредоточен на религиозных обрядах, чем на Тебе. Я хочу большего, чем просто быть религиозным. Я хочу каждый день ощущать Твою жизнь во мне. Открой мои ум и сердце и помоги мне увидеть истины, которым Ты хочешь научить меня в этой книге.
Вопросы для обсуждения в группе
В конце каждой главы даны вопросы. Они призваны помочь дальнейшему изучению и обсуждению материала данной главы в любой группе людей, собирающейся для того, чтобы поддержать и укрепить друг друга в благодати Божией. Если вы их рассмотрите, то истины, раскрываемые в этой книге, глубже войдут в вашу жизнь.
- Прочитайте 4 Цар. 4:38–40. Назовите какие-нибудь отравляющие убеждения, которые мешали вам вести плодотворную христианскую жизнь.
- Религия делает ударение на внешнем поведении без наличия божественной жизни. В чем обычно проявляется склонность современных церквей скорее к религиозности, чем к духовности?
- В этой главе описаны две сходные черты пустыни и пустой религиозности. Назовите две эти черты.
- Назовите три обычных способа, которыми христиане пытаются духовно насытить себя в религиозной деятельности, а не в Иисусе Христе.
- Обсудите, почему земля Ханаанская является духовным изображением христианской жизни.