Бездна означает то место вечного мучения, которое не имеет дна, место бездонное, место мучения, по слову
Писания, страшное для самого диавола. Злые духи в стране Гадаринской просили Господа Иисуса Христа не мучить их прежде времени и не отсылать в бездну (Мф. 8, 29). Слово "бездна" употреблено в Апокалипсисе: 9, 1-2; 11,7; 17, 8; 20, 1-2.
Апостол Петр пишет: "Бог ангелов согрешивших не пощадил, но узами мрака в тартар низвергнув, предал для соблюдения на суд" (2 Пет. 2, 4).
Как многи обители райские, так точно многи обители состояния осужденных, что зависит от свойства, степени и различия грехов, обители с различными наименованиями: геенны, пещи огненной, тартара и др., смотря по роду и степени греховности.
Каждому злому, чуждому правды состоянию душ на земле есть соответственное осужденное состояние за гробом. Такое греховное состояние души на земле, по учению Господа Иисуса Христа, есть состояние мертвенное, и нравственный суд уже над ним произнесен: "осужден" (Ин. 5, 29). Мертвенное состояние души, как показывают самые опыты, всегда чуждо, лишено кротости и смирения, и ему непонятна небесная радость. Чем заняты постоянно ум и сердце людей, преданных пороку? Это известно всем. О чем постоянно пекутся славолюбец, сластолюбец, сребролюбец? Вкушают ли они когда тот сладкий, неземной покой?
О разных степенях загробного, геенского состояния вот учение Самого Господа Иисуса Христа (Лк. 12,47-48): тот раб, который знал волю Господина своего и не был готов и не делал по воле Его, бит будет много. А не знавший воли Господина и сделавший достойное наказания — бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут. Неведение воли Божией не освобождает совершенно грешника от казни за гробом, потому что он мог бы узнать ее, ежели бы только захотел. Для пояснения сих евангельских слов приведем толкование Василия Великого, Иоанна Златоустого, Ефрема Сирина и др.
Святитель Василий Великий: «Надобно знать, что выражения: биен будет много и биен будет мало — означают не конец, а разность мучения. Ибо, если Бог есть праведный
Судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего или более пожигающего, другой — червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, и иной — геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой — тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой от усиленных мучений и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И сказанное в Притчах: "во дне ада" (9,19) дает разуметь, что некоторые, хотя во аде, но не во дне ада терпят легчайшее мучение. Это можно и ныне отличать в телесных страданиях. Ибо один болен лихорадкою с припадками и другими недугами; другой чувствует только лихорадку, и то не в равной степени с другим; иной же не имеет лихорадки, а страждет болью в каком-либо члене, и то опять более или менее другого».
Святой Ефрем Сирин: «Разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть "тьма кромешная" (Мф. 8, 12): а из сего видно, что есть и другая тьма глубочайшая; "геенна огненная" (Мф. 5,22) — иное место мучения; "скрежет зубом" (Мф. 13, 42) — особое также место; "червь неусыпающий" (Мк. 9, 48) — в ином месте; "озеро огненное" (Апок. 19, 20) — опять иное место; "тартар" (2 Пет. 2,4) — также свое место; "огонь неугасающий" (Мк. 9,43) — особая страна; "преисподняя" (Флп. 2,10) и "пагуба" (Мф. 7, 13) — на своих местах; "дальнейшие страны земли" (Еф-4, 9) — иное место; "ад", где пребывают грешники, и "дно адово" — самое мучительное место. На сии-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих, или более тяжких, или более сносных, по написанному: "пленицами своих грехов кийждо затязается" (Притч. 5,22), "биен будет много" и "биен будет мало" (Лк. 12, 47-48). Как есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке. Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пияница».
Святой Иоанн Златоустый: "Кто больше получит наставления, тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Ежели ты богат, от тебя требуется больше пожертвований, нежели от бедного; ежели умен, больше послушания; ежели облечен властию, покажи блистательнейшие заслуги. Так и во всем прочем ты дашь отчет по мере сил своих. Отходящий туда со множеством добрых и злых дел получит некоторое облегчение и в наказании, и муках тамошних; напротив, кто, не имея добрых дел, принесет только злые, тот, сказать нельзя, сколько постраждет, будучи отослан в вечную муку". Так же учили: святой Киприан, блаженный Иероним, блаженный Августин и др.
Не только различны состояния осужденных, соответствующие греховным состояниям на земле, но как и сами грехи имеют свои степени, то и наказания одного рода будут, однако, не в одной степени, чему служит свидетельством слово Господа: "отраднее", два раза высказанное: 1) "Истинно говорю вам, отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому". Господь говорит, что после всеобщего суда наказание содомлян и гоморрян будет легче, нежели наказание отвергших проповедь апостольскую. Эта истина степени виновности вытекает из того нравственного закона, что виновность тем более, чем яснее и полнее выражена воля Божия, против которой сделано преступление, а следовательно, тем большее следует за сим наказание: и вот, отвергшие проповедь о Христе преступнее отвергших требования естественного закона совести, которыми руководились содомляне, так как не было дано положительного Закона Божия. Крайний разврат жителей сих городов был причиною праведного гнева Божия, и они окончили свое существование от вулканических извержений и провала. Города Содом, Гоморра, Адема и Севоим находились на том месте, где ныне Мертвое море, на южной стороне Палестины.
2) "Но говорю вам, Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам".
Иисус Христос о степени наказания, соответствующей степени виновности, высказал в поступках фарисеев так: фарисеи "снедают домы вдовиц и виною далече (то есть лицемерно, долго) молятся: сии приимут лишше осуждение" (Лк. 20, 47; Мк. 12, 40). И святой апостол Павел учит, что воздаяние будет по делам.
Сам Господь Иисус Христос свидетельствует о вечности мучения в геенне, когда говорит: "И пойдут сии (то есть грешники) в муку вечную". Значит, для осужденных после всеобщего суда Христова жизнь составит нескончаемое мучение. То же учение о вечности мучений грешников за гробом находится и у евангелиста Иоанна (3, 36): "Иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем". Отсюда заключаем, что вечная смерть — неверие. Неверующие отходят в вечность грешниками, следовательно, состоящими под гневом Божиим за грех, непримиренными; и гнев Божий пребывает на них (Еф. 2, 3). Слово "пребывает" означает вечность, показывая, что гнев Божий никогда уже не отступит от таковых и не увидят они жизни, что означает нескончаемое мучение неверующих, наказание вечное (Толкование Евангелия архимандрита Михаила). В одной из бесед Своих Иисус Христос так учил о вечности мучения: "Аще соблазняет тя рука твою, отсецы ю: добрее та есть беднику в живот внити, неже обе руце имущу внити в геенну, во огнь неугасающий, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает. И аще нога твоя соблажняет тя, отсецы ю: добрее ти есть внити в живот хрому, неже две нозе имущу ввержену быти в геенну, во огнь неугасающий, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает. И аще око твое соблажняет тя, исткни е: добрее ти есть со единем оком внити в царствие Божие, неже две оце имущу ввержену быти в геенну огненную, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает" (Мк. 9,43—48). То же предостережение повествуется и у евангелиста Матфея (18, 8). О вечности, нескончаемое™ геенского мучения, а равно и блаженства, Господь Иисус Христос высказал еще и в другом месте — в ответе Авраама несчастному богачу, осужденному на вечное мучение в геенне: между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Слова: "великая пропасть", кроме своего буквального значения, что пространство между раем и геенною так велико, что ни праведники не будут ни видеть, ни слышать осужденных, ни осужденные - праведников после всемирного суда, "великая пропасть" означает еще и вечность блаженства и вечность мучений. Разность нравственного состояния праведников и осужденных так велика, что утвердившиеся во зле уже не могут сделаться праведными, способными к райской жизни, ни праведные не могут уже быть злыми, следовательно, способными к жизни геенской. Здесь говорится об осужденных как уже совершенно неспособных к жизни вечной. О вечном наказании грешников за гробом, а следовательно, и о вечной муке их свидетельствует Иоанн Богослов в Апокалипсисе: "И дым мучения их во веки веков восходит: и не имут покоя день и нощь поклоняющийся зверю и образу его, и приемлющий начертание имене его (14,11); диавол во своими клевретами и с грешниками ввержены будут в геенну и мучены будут день и ночь во веки веков (20, 10). Златоустый сим словам дает значение вечности мучений грешников за гробом, в будущей жизни. Апостол Иуда пишет: "Содом и Гоморра, и окрестные их грады, подобным им образом преблудивша, и ходивша в след плоти иныя, предлежат в наказание огня вечного, суд польемте" (7). И апостол Павел о вечном мучении пишет к Фессалоникшщам так (2 Фес. 1, 7-10): "А вам оскорбляемым отраду с нами, во откровении Господа Иисуса с небесе, со Ангелы силы Своея, во огни пламенне, дающаго отмщение не ведущим Бога и не послушающим благовествования Господа нашего Иисуса Христа: иже муку приимут, погибель вечную от лица Господня, и от славы крепости Его: егда приедет прославитися во святых Своих, и дивен быти во всех веровавших". О вечности мук и пророк Давид свидетельствует так: "Знаем есть Господь; судьбы творяй, в делех руку своею увязе грешник" (Пс. 9, 17); и пророк Исайя пишет: "Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном лламени?" (33,14). Предтеча Господень Иоанн Креститель свидетельствует о вечности мучений так: "Емуже лопата в руце Его", и Он очистить гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а соло-мусожжет огнем неугасимым (Мф. 3, 12). Значит, в Ветхом Завете была известна истина о вечности блаженства и мучения. Бессмертная душа грешника осужденного, перейдя за гроб, вступает в вечное, никогда не скончаемое состояние, которое в Священном Писании называется вечною смертию, второю смертию.
Были и, может быть, и теперь немало есть ложных умствователей, мудрствующих по плоти, будто бы вечное мучение невозможно, а возможно только временное, и приводят свои ложные доводы. Это — ученики-последователи Оригена, учившего, что демоны и грешные души в геенне будут мучиться только до известного времени, после которого они опять обратятся в первобытное состояние безгрешности. Пятый Вселенский Собор осудил и отверг сие лжеучение как совершенно не согласное со здравым разумом, противное истине и противоречащее слову Божию, оскорбляя таинство искупления рода человеческого единственно заслугами Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, даровавшего только одним в Него верующим жизнь вечную. Все же отвергшие Его идут в муку, не временную, а как Сам Иисус Христос учит, в муку вечную. Следовательно, прежде всего их ложное учение не признает истинными слова Самого Иисуса Христа, назвавшего муку вечною, а они признают ее за временную. Да и к чему же пришествие на землю Спасителя? От чего Он пришел освободить грешников? Единственно от вечного мучения, приготовленного диаволу и грешникам нераскаянным. После сего можно ли их доводы признать истинными, когда их учение о сем предмете совершенно противоположно учению Иисуса Христа о вечности мучений? Вечные мучения оригенисты находят несогласными с милосердием Божиим, и в своем заблуждении не замечают того, что, отвергая вечность мучения, делают Бога несправедливым, воздающим и достойным, и недостойным, и способным и неспособным блаженствовать, награждающим всех без исключения, и желающих и не желающих блаженства.
Слова Божий и опыты в жизни ясно свидетельствуют, что нравственное зло может обращаться в добро только на земле, чрез покаяние, и притом покаяние деятельное, которое за гробом уже и существовать не может. Прежде было говорено, что земная жизнь есть приготовление к жизни загробной — или блаженной в раю, или мучительной в геенне. Итак, на земле усвоенные душою добро или зло, обратившиеся в природу, вошедшие в плоть и кровь, за гробом уже не могут изменяться: добро в зло и зло в добро. И Царствие Небесное и геенна ищутся на земле, а за гробом наследуют то, чего здесь искали, желали, короче, для чего на земле жили по собственной своей воле, а не по принуждению. Рай и геенна приобретаются добровольно. Ежели качества души за гробом не могут изменяться, то злой не способен быть и жителем рая, где царствует любовь; так точно, как еще на земле порочные люди не бывают в обществе людей нравственных, не потому, чтобы последние их не приняли, но единственно потому, что не способны. Как рыба не способна жить в воздухе или птица в воде, так злой удаляется и удален великою пропастью от добродетельного, и невозможность перехода из одного нравственного состояния в другое засвидетельствовал и Сам Иисус Христос в притче о богаче и Лазаре. Притом же, как жизнь есть развитие или добра, или зла, то загробная жизнь грешников в геенне представляет непрестающее развитие одного только зла, а потому самому и совершенную невозможность и неспособность демонам и погибшим душам обратиться первым — в добрых ангелов, а вторым — в души праведников.
По Своей бесконечной премудрости и благодати Бог сотворил человека по Своей святейшей воле, не требуя на то хотения, желания, согласия человека; и сотворил его для блаженства. Но чтобы человек и на земле и за гробом блаженствовал, необходимо для сего со стороны человека деятельное желание получить блаженство, без чего одна всемощная благодать не спасет человека: только "нуждни-цы восхищают" Царствие Небесное (Мф. 11, 12); следовательно, души, не ищущие на земле Царствия Божия и правды Его, могут ли когда-либо за гробом обрести его? Только просящим и имущим дается.
Следовательно, и демоны, и погибшие души, преданные вечному огню, и будут вечно страдать не по воле Бога, а по собственному произволению быть в мучениях вечных вместе со злыми духами и злыми душами, нежели вечно блаженствовать с добрыми ангелами и со всеми святыми. Блаженный Августин, защищая истину, высказанную и Самим Господом Иисусом Христом, о вечности блаженства и мучения, пишет: "Вечная, загробная жизнь есть или блаженство, или мучение. Ежели же блаженство вечное не будет иметь конца, то и вечное мучение не будет иметь конца. При одном и том же смысле слова, сказав: вечная жизнь будет без конца, вечное мучение, напротив, будет иметь конец — весьма нелепо. А потому как вечная жизнь святых будет бесконечна, так, без сомнения, не будет иметь конца и вечное мучение".
Из слов Священного Писания открывается, что смерть души составляет незнание своего Творца Бога, а потому и удаление от Него. Незнание Бога, следовательно, и удаление души от Бога, естественно начинается во время земной жизни. Знание и незнание Бога может быть только на земле. Незнание Бога, удаление от Него — источника жизни — составляет для души вечную смерть. Содержание вечной смерти составляют: 1) незнание Бога, 2) отсутствие любви к Богу, ко святым духам и душам и ко всему святому ненависть и 3) удаление от Бога. Так истина вечного мучения грешников за гробом, известная Ветхому Завету, приобрела право догмата и в христианской Церкви. Святые Отцы и учители Церкви оставили нам свое учение о вечности мучений грешников за гробом, и мы веруем им как таким всемирным учителям-проповедникам, которые возвещали не плотское мудрование, но истины Духа, избравшего их своим орудием для проповеди миру участи человека на земле и за гробом. Так, в Афанасиевском символе исповедуется: "Благая содеявшие войдут в жизнь вечную; злая же — в огнь вечный".
Святой Климент Римский: "Бессмертны все души и нечестивых, для которых лучше было бы, если бы они не были нетленны, потому что, мучась бесконечным мучением в огне неугасающем и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию".
Святой Поликарп: 'Ты грозишь мне огнем, горящим временно и вскоре угасающим, потому что не знаешь об огне будущего суда и вечного мучения, который уготован нечестивым".
Мученик Иустин: "Что он (диавол) со своим воинством и людьми, последующими ему, будет послан в огнь и будет там мучиться в бесконечные веки; это возвестил Христос".
Святой Ириней: "Кому скажет Господь: отыщите от Мене проклятии в огнь вечный, — те будут осуждены навсегда. Вечны и без конца будут блага, дарованные от Бога; потому и лишение их будет вечно и без конца, подобно тому, как в безграничном свете ослепившие самих себя или ослепленные другими навсегда лишены приятности света".
Святой Кирилл Иерусалимский: "Если кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться".
Святой Василий Великий: «Господь то решительно говорит, что "идут сии в муку вечную", то отсылает иных "во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его", а в другом месте именует "геенну огненную", и присовокупляет: "идеже червь их не умирает, и огнь не угасает", и еще древле о некоторых предрек чрез Пророка, что "червь их не скончается, и огнь их не угаснет" (Ис. 66, 24). Потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах богодухновенного Писания, многие еще, как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отважиться на грех, то сие конечное есть одна из козней диавольских. Ибо если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не смеем думать сего о жизни, то какое можно иметь основание полагать конец вечному мучению? И мучению и жизни равно придется одно слово: вечный. Сказано: идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный».
Святитель Иоанн Златоустый: "Пусть будет так, что ты проживешь и много лет и не испытаешь никакой перемены; что же это в сравнении с бесконечными веками и с тяжкими и несносными оными муками? Здесь и счастие и несчастие имеют конец, и притом самый скорый; но там то и другое продолжается в бессмертные века, и своим качеством столько различны от здешних, что и сказать нельзя... Если кто скажет: как же душа может стать на такое множество мук, когда притом она будет терпеть наказание бесконечные века? Такой человек пусть подумает о том, что бывает здесь, как часто доставало многих на продолжительную и тяжкую болезнь. Если они и скончались, это не потому, чтобы душа совершенно истощилась, но потому, что тело отказалось служить, так что, если бы оно не уступило, то душа не перестала бы мучиться. Итак, тогда душа получит нетленное тело, тогда ничто не воспрепятствует мучению продлиться в бесконечность... Посему не будем располагаться ныне так, как будто бы чрезмерность мучений могла истощить нашу душу; ибо в то время и тело не испытывает сего (истощения), но будет вместе с душою вечно мучиться, и другого конца не будет".