Логические аргументы в пользу того, что судьбы творений были известны Аллаху ещё до их сотворения
Само существование Вселенной и многочисленных творений в ней ясно указывает на то, что Аллах знал о том, какими они будут, до их сотворения. «Невозможно создать что-либо, не зная того, каким это будет, ведь Аллах творит то, что желает, и нельзя пожелать то, о чём не имеешь представления. Иметь представление о том, чего хочешь, подразумевает знание об этом. Таким образом, чтобы сотворить что-либо, нужно пожелать этого, а чтобы пожелать что-либо, нужно знать об этом. Следовательно, чтобы сотворить что-либо, нужно знать об этом» (Ибн Таймиййа. Маджму‘ ал-фатава. Т. 4. С. 246).
Помимо того, «совершенство и умелость, с которыми созданы творения, требуют от Творца знания, ведь совершенное и умелое творение не может быть плодом невежества» (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 148).
Учёные доказывают обладание Всеблагим и Всевышним Аллахом знаниями путём аналогии по достоинству (кийас ал-аула): «Среди творений есть обладающие знанием, и это считается качеством совершенства, и потому невозможно, чтобы Творец не обладал знанием». Этот аргумент имеет два объяснения:
Во-первых, мы точно знаем, что Творец совершеннее творений и что необходимое (ваджиб) совершеннее возможного (мумкин). И мы точно знаем, что если допустить существование двух существ — знающего и незнающего, то знающий окажется более совершенным. И если бы Творец не был Знающим, то получилось бы, что творения более совершенны, чем Он, а такое невозможно.
Во-вторых, все знания приобретены творениями от Всеблагого и Всевышнего Аллаха и невозможно, чтобы творивший совершенство сам не обладал этим качеством. Напротив, Он более достоин того, чтобы обладать им, и поэтому любое проявление совершенства, присущее творениям, ещё больше подобает Творцу. И любого недостатка, отсутствующего у творений, тем более нет у Творца (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 148).
Все эти доводы ты можешь найти в словах Всевышнего: «Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный (или Добрый), Ведающий?» (сура 67 «Власть», аят 14).
На то, что Всеблагой и Всевышний Аллах обладает знанием, указывают Его повествования о событиях, которые ещё не произошли. Так, в предыдущих писаниях Аллах сообщил о пришествии нашего благородного пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, его качествах, нравах и отличительных чертах, а также качествах его последователей. В Священном Коране было поведано о том, что византийцы в течение нескольких лет победят зороастрийцев-персов, и впоследствии всё так и произошло. В Коране и сунне много рассказов о событиях, которые произойдут в будущем.
2. АБСОЛЮТНО ВСЁ ЗАПИСАНО В ХРАНИМОЙ СКРИЖАЛИ
Тексты из Корана и сунны свидетельствуют о том, что Аллах записал всё сущее в хранимой скрижали. Муслим в своём «Сахихе» (2653) передал хадис ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн ал-‘Аса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах записал судьбы творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и Земли». Он сказал: «И Его трон находился на воде».
Ат-Тирмизи (2156) передал его в следующей форме: «Аллах предопределил судьбы за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и Земли».
В «Сунане» ат-Тирмизи (2055) также приводится рассказ ‘Убады ибн ас-Самита о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, первым, что создал Аллах, было перо. Он сказал ему: “Пиши!” Оно спросило: “Что писать?” Он сказал: “Пиши судьбу того, что было, и того, что произойдёт во веки вечные”». Абу ‘Иса ат-Тирмизи назвал иснад этой версии малоизвестным (гариб).
Хранимая скрижаль, в которой Аллах записал судьбы творений, в Священном Коране названа писанием, ясным писанием, ясным оригиналом, матерью писания и писанием начертанным: «Да, это славный Коран в хранимой скрижали» (сура 85 «Созвездия», аяты 21-22);
«Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в писании» (сура 22 «Хадж», аят 70);
«Всякую вещь Мы подсчитали в ясном оригинале» (сура 36 «Йа син», аят 12);
«Клянусь горой! Клянусь писанием, начертанным на развёрнутой нежной коже!» (сура 52 «Гора», аяты 1-3);
«Воистину, он находится у Нас в матери писания. Он возвышен, преисполнен мудрости» (сура 43 «Украшения», аят 4).
3. ВСЁ ПРОИСХОДИТ ТОЛЬКО С ДОЗВОЛЕНИЯ АЛЛАХА
Этот принцип подразумевает веру в неотвратимую волю и безграничное могущество Аллаха. Происходит только то, что угодно Ему, и ничто не может произойти вопреки Его желанию. Ничто не приходит в движение и не замирает на небесах и на земле вопреки Его желанию, и в Его владениях происходит только то, что Ему угодно.
Ясных текстов, подтверждающих данное правило, очень много. Всевышний сказал: «Но вы не пожелаете[этого], если этого не пожелает Аллах» (сура 81 «Скручивание», аят 29);
«Даже если бы Мы ниспослали им ангелов, и мёртвые заговорили бы с ними, и Мы собрали бы перед ними всё сущее, они ни за что не уверовали бы, если бы только [этого] не пожелал Аллах» (сура 6 «Скот», аят 111);
«Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так» (сура 6 «Скот», аят 112);
«Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: “Будь!” — как это сбывается» (сура 36 «Йа син», аят 82);
«Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и наставляет на прямой путь, кого пожелает» (сура 6 «Скот», аят 39).
Неотвратимая воля Аллаха и Его безграничное могущество объединяются во всём, что произошло и чему суждено произойти, но расходятся, когда речь идёт о том, чего не случилось и не случится.
Если Всевышний желает чего-либо, то это неизбежно происходит благодаря Его могуществу. Но если Он не желает, чтобы что-либо случилось, то этого не происходит, так как Ему это было не угодно, но не потому, что Он не способен на это. Всевышний сказал: «Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает» (сура 2 «Корова», аят 253);
«Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной» (сура 5 «Трапеза», аят 48);
«Если бы Аллах пожелал, то собрал бы их всех на прямом пути» (сура 6 «Скот», аят 35);
«Если бы Аллах пожелал, то они не приобщали бы сотоварищей» (сура 6 «Скот», аят 107);
«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле» (сура 10 «Йунус», аят 99);
«Разве ты не видишь, как твой Господь простирает тень? Если бы Он захотел, то сделал бы её неподвижной» (сура 25 «Различение», аят 45).
На эту тему есть много аятов, и из них следует, что если чего-либо не происходит, то только потому, что так было угодно Аллаху, но не потому, что Он был не способен совершить такое. Поистине, Он способен на всё.
4. ВСЁ СУЩЕЕ СОТВОРЕНО АЛЛАХОМ
Из священных текстов ясно, Аллах — Творец всего сущего. Он сотворил абсолютно всё, и Он — Создатель, а всё остальное — Его создания: «Аллах — Творец всякой вещи» (сура 39 «Толпы», аят 62);
«Воистину, твой Господь — Творец, Знающий» (сура 15 «Хиджр», аят 86);
«Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и Землю и установил мраки и свет» (сура 6 «Скот», аят 1);
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, [произошедших] от них обоих» (сура 4 «Женщины», аят 1);
«Он — Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну. Все плывут по орбитам» (сура 21 «Пророки», аят 33). Текстов на эту тему много.
Поступки рабов сотворены и предопределены Аллахом.
Люди и их поступки, как и всё остальное, являются творениями Аллаха. Ему изначально было известно, кого из рабов Он создаст и какие поступки они будут совершать. Все это было записано в хранимой скрижали. Аллах создал их такими, какими пожелал, и предначертанная для них судьба сбывается. Люди поступают так, как того пожелал Аллах. Он ведёт прямым путём тех, кому пожелал счастья, и сбивает с пути тех, кому предписал быть несчастным. Ему изначально было известно, кто попадёт в рай, и таким рабам Он облегчил поступки, которые приводят туда. Ему также было известно, кто попадёт в ад, и Он облегчил им поступки, которые приводят туда.
Сказанное подтверждается теми аятами, которые мы уже процитировали выше. Тем не менее, вот другие, более ясные аяты, указывающие на справедливость данного суждения: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете»(сура 37 «Стоящие в ряд», аят 96);
«Все, что они совершили, есть в книгах [деяний]» (сура 54 «Луна», аят 52);
«Самка может зачать или родить только с Его ведома. Даруется долгожителю долгая жизнь или укорачивается его жизнь, всё это есть в писании (т. е. в хранимой скрижали). Воистину, это для Аллаха легко» (сура 35 «Творец», аят 11);
«Кого Аллах наставляет на прямой путь, тот идёт им. А кого Аллах вводит в заблуждение, те терпят убыток» (сура 7 «Ограды», аят 178);
«Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошёл с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путём» (сура 16 «Пчёлы», аят 125).
Из многочисленных хадисов также следует, что Господу рабов было известно о том, что они будут совершать. Он предопределил их судьбу и принял окончательное решение. Он знал, какой счастливый или несчастливый конец ожидает их. Несмотря на это, предопределение не мешает человеку совершать то, что он желает. «Трудитесь, ибо каждому будет облегчен путь к тому, для чего он был создан».
Здесь мы приведём ряд текстов, подтверждающих сказанное выше.
ДЕЯНИЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНЫ, И ПЕРЬЯ ВЫСОХЛИ
Муслим в своём «Сахихе» (2648) передал со слов Джабира, что Сурака ибн Малик ибн Джу‘шум однажды сказал: «Посланник Аллаха, разъясни нам нашу религию, словно мы были созданы только сейчас. К чему ведут наши деяния сегодня: к тому, что было предопределено и [записано] уже высохшими перьями, или к тому, что выяснится в будущем?» Он сказал: «К тому, что было предопределено и [записано] уже высохшими перьями». Сурака спросил: «К чему же тогда деяния?» Он сказал: «Трудитесь, ибо каждому будет облегчен его путь». В другой версии говорится: «Каждому будет облегчен путь к его деяниям».
В «Сунане» ат-Тирмизи (2135) приводится рассказ о том, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб спросил: «Посланник Аллаха, скажи, то, что мы совершаем, определяется только сейчас, или же всё это уже окончательно предрешено?» Он сказал: «Всё это уже окончательно предрешено, Ибн ал-Хаттаб, и каждому будет облегчен его путь. Тот, кто окажется среди счастливых, трудится ради своего счастья, а тот, кто окажется среди несчастных, трудится ради своего несчастья». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.
АЛЛАХ ЗНАЕТ ОБИТАТЕЛЕЙ РАЯ И АДА
Ал-Бухари передал со слов ‘Имрана ибн Хусайна, что какой-то мужчина спросил: «Посланник Аллаха, известны ли обитатели рая и обитатели огня?» Он ответил: «Да». Мужчина спросил: «Тогда ради чего люди трудятся?» Он сказал: «Каждый трудится ради того, ради чего он был создан, или ради того, к чему ему облегчен путь».
В «Сахихе» Муслима (2647) приводится следующий рассказ ‘Али: «Однажды мы присутствовали на похоронах в Баки-Эль-Гаркаде, и к нам присоединился посланник, мир ему и благословение Аллаха. Он присел, и мы уселись вокруг него. У него была маленькая палка, и он, опустив голову, начал чертить палкой на земле. Он сказал: «Среди вас нет никого, нет вообще ни единой души, которой не было бы предписано её место в раю или в огне, её счастье или несчастье». Один мужчина спросил: «Посланник Аллаха, не стоит ли нам положиться на то, что предписано нам, и перестать трудиться?» Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто принадлежит к числу счастливых, будет совершать деяния тех, кто будет счастлив, а тот, кто принадлежит к числу несчастных, будет совершать деяния тех, кто будет несчастен». Он сказал: «Трудитесь, ибо каждому из вас облегчается путь к тому, для чего он был сотворён. Тому, кто принадлежит к числу тех, кто будет счастлив, облегчаются деяния тех, кто будет счастлив, и тому, кто принадлежит к числу тех, кто будет несчастен, облегчаются деяния тех, кто будет несчастен». Потом он прочёл аяты: «Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (т. е. свидетельство единобожия или рай), Мы облегчим путь к легчайшему (т. е. к праведным деяниям). А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чём не нуждается, кто счёл ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему (т. е. к злу и наказанию)» (сура 92 «Ночь», аяты 5-10).
АЛЛАХ ИЗВЛЕК ПОТОМКОВ АДАМА ИЗ ЕГО СПИНЫ
Наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил о том, что после сотворения Адама Аллах коснулся его спины и вынул из неё его потомков, словно крупицы, разделив их на обитателей рая и ада.
Малик, ат-Тирмизи и Абу Давуд передали со слов Муслима ибн Йасара, что однажды ‘Умара ибн ал-Хаттаба спросили об аяте: «Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомков и заставил их засвидетельствовать против самих себя: “Разве Я не ваш Господь?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”. Это для того, чтобы в день воскресения вы не говорили: “Мы не знали этого”» (сура 7 «Ограды», аят 172). Он рассказал, что слышал, как об этом спросили посланника, мир ему и благословение Аллаха, и тот сказал: «Поистине, Аллах создал Адама, а потом провёл Своей десницей по его спине, извлёк оттуда его потомков и сказал: “Этих Я создал для рая, и они будут поступать так, как поступают обитатели рая”. Потом он ещё раз провёл рукой по его спине, извлёк оттуда его потомков и сказал: “Этих Я создал для огня, и они будут поступать так, как поступают обитатели огня”». Тут один мужчина спросил: «К чему же тогда деяния?» Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, если Аллах создал раба для рая, Он позволяет ему совершать поступки обитателей рая, и тот умирает за совершением одного из них и попадает в рай. Если же Аллах создал раба для огня, то позволяет ему совершать поступки обитателей огня, и тот умирает за совершением одного из них и попадает в огонь».
Имам Ахмад в «Муснаде» передал через достоверный иснад рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах взял завет с потомков Адама в На‘мане (имеется в виду Арафа), когда извлёк из его чресл всё потомство и рассыпал его перед Собой, словно мелких муравьев. Потом Он сказал им:“Разве Я не ваш Господь?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”. Это для того, чтобы в день воскресения вы не говорили: “Мы не знали этого”. Или же не говорили: “Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?” (сура 7 «Ограды», аяты 172-173)».
Ахмад в своём «Муснаде» привёл хадис Абу ад-Дарды с достоверным иснадом о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах создал Адама, а потом ударил его по правому плечу и извлёк его белое потомство, похожее на мелких муравьев. Потом Он ударил его по левому плечу и извлёк его чёрное потомство, похожее на угольки. Потом Он сказал тем, кто был в Его правой руке: “В рай, и Мне всё равно!” А тем, кто был в Его левой руке, Он сказал: “В ад, и Мне всё равно!”»
В другом хадисе посланник, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что «Могучий и Великий Аллах создал творения во мраке и бросил на них частицу Своего света, и тот, на кого попал свет, последовал прямым путём, а тот, на кого он не попал, впал в заблуждение. Поэтому я говорю: “Перо высохло, и Аллаху было известно обо всём”». Хадис передал ат-Тирмизи (2642) со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра и назвал его хорошим.
АЛЛАХ ЗАПИСАЛ ВСЕХ ОБИТАТЕЛЕЙ РАЯ И АДА
В «Сунане» ат-Тирмизи (2141) приводится следующий рассказ ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн ал-‘Аса: «Однажды посланник, мир ему и благословение Аллаха, вышел к нам, и в руках у него были две книги. Он спросил: «Знаете ли вы, что это за книги?» Мы ответили: «Нет, о посланник Аллаха, если только ты не расскажешь нам!» Он показал на ту, что была в его правой руке, и сказал: «Это книга от Господа миров, и в ней имена обитателей рая, имена их отцов и названия их племен. Под именем последнего из них подведён итог, и никого другого не впишут туда, и никого не вычеркнут оттуда». Потом он показал на книгу, которая была в его левой руке, и сказал: «Это книга от Господа миров, и в ней имена обитателей огня, имена их отцов и названия их племен. Под именем последнего из них подведён итог, и никого другого не впишут туда, и никого не вычеркнут оттуда». Сподвижники спросили: «К чему же тогда деяния, о посланник Аллаха, если всё уже предрешено?» Он сказал: «Поступайте правильно и приближайтесь (т. е. не допускайте чрезмерности, но и не делайте упущений), ибо тот, кто попадёт в рай, завершит жизнь поступком, который совершают обитатели рая, что бы он ни совершал прежде. Тот же, кто попадёт в огонь, завершит жизнь поступком, который совершают обитатели огня, что бы он ни совершал прежде». Потом посланник, мир ему и благословение Аллаха, развёл руками, словно хотел выбросить [эти книги], и сказал: «Ваш Господь разобрался с рабами: одни попадут в рай, а другие — в пламень». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным, но малоизвестным (гариб).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБ В НОЧЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ
Мы уже разъяснили, что Аллах предопределил судьбы рабов за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли. Из Корана и сунны также следует, что, помимо этого, существует повседневное и ежегодное определение судеб.
Определение судеб на ближайший год осуществляется в ночь предопределения, когда из хранимой скрижали выписывается, кто родится или умрёт в следующем году, какой удел получат творения, сколько выпадет дождя, какие деяния совершат рабы и т. п. Всевышний сказал: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В неё решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылали [пророков и писания]» (сура 44 «Дым», аяты 3-5).
Повседневное определение судеб — это соотнесение судеб с заранее определёнными для них сроками. Всевышний сказал: «Его просят те, кто на небесах и на земле, и каждый день Он занят делом» (сура 55 «Милостивый», аят 29).
Ибн Джарир передал со слов Муниба ибн ‘Абдаллаха, что отец того рассказывал: «Когда посланник, мир ему и благословение Аллаха, прочёл этот аят, мы спросили: “Посланник Аллаха, что это за дела?” Он ответил: “Прощение грехов и избавление от скорби, возвышение одних людей и унижение других”».
В целом, мнение комментаторов по поводу этого аята сводится к тому, что «Аллах каждый день дарует жизнь и умерщвляет, творит и ниспосылает удел, возвышает одних и унижает других, исцеляет больных и помогает несчастным, избавляет от скорби и отвечает на молитвы, одаряет просящих и прощает кающихся, и всех дел Его, касающихся творений, просто не сосчитать» (ал-Багави).
СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ЗАПИСЫВАЕТСЯ В УТРОБЕ МАТЕРИ
Из хадисов известно, что Аллах отправляет ангела к зародышу, находящемуся в утробе матери, и ангел записывает его земной удел, срок жизни, а также то, счастливым он будет или несчастным. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится следующий рассказ ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда: «Правдивый и достойный доверия посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе матери к сороковому дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же — в виде разжёванного кусочка. Потом Аллах посылает к нему ангела с четырьмя указаниями, и тот вдыхает в него душу. Ему велят записать его деяния, его удел, его срок и то, будет он несчастным или счастливым. И клянусь Тем, кроме Кого нет другого божества, любой из вас может совершать поступки обитателей рая, так что до него будет рукой подать, но сбудется предначертанное ему, и он совершит поступок, свойственный обитателям огня, и попадёт туда. И, поистине, любой из вас может совершать поступки обитателей огня, так что до него будет рукой подать, но сбудется предначертанное ему, и он совершит поступок, свойственный обитателям рая, и попадёт туда”».
В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Анаса ибн Малика о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах приставляет к утробе ангела, и тот говорит: “Господи, капля! Господи, сгусток крови! Господи, разжёванный кусочек!” Когда же Аллах желает завершить его сотворение, ангел говорит: “Господи, мальчик или девочка? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?” Всё это записывается ещё в утробе матери».
Ат-Тирмизи в «Сунане» передал со слов Анаса, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если Аллах желает рабу добра, то использует его». Его спросили: «Как использует, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Помогает ему совершить праведный поступок перед смертью». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.
Муслим в своём «Сахихе» передал рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, человек может долгое время совершать поступки обитателей рая, а в конце жизни совершить поступок, свойственный обитателям огня. И, поистине, человек может долгое время совершать поступки обитателей огня, а в конце жизни совершить поступок, свойственный обитателям рая».
Передают со слов Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей рая, хотя на самом деле он — один из тех, кто попадет в огонь. И людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей огня, хотя на самом деле он — один из тех, кто попадет в рай» (Муслим).
В этой связи целесообразно упомянуть поучительный рассказ о человеке, которого посланник, мир ему и благословение Аллаха, назвал одним из обитателей ада. Он был пересказан Абу Хазимом со слов Сахла ибн Са‘да и приводится в «Сахихе» ал-Бухари: «Во время одного из сражений пророк, мир ему и благословение Аллаха, показал на мусульманина, который меньше всего нуждался в помощи других мусульман, и сказал: «Кто хочет взглянуть на одного из обитателей огня, пусть посмотрит на этого». Один человек стал следить за ним, и оказалось, что он истово сражался против язычников, пока не получил ранение. Тогда он поспешил умереть и навалился грудью на острие своего меча, так что оно вышло у него между лопаток. Следивший за ним мужчина бросился к посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Свидетельствую, что ты — посланник Аллаха». Он спросил: «В чём дело?» Мужчина сказал: «Ты сказал о том человеке: “Кто хочет взглянуть на одного из обитателей огня, пусть посмотрит на него”. Он меньше других нуждался в помощи мусульман, и я понял, что он не умрёт в таком состоянии. Получив ранение, он поспешил умереть и убил себя». Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, раб может совершать поступки обитателей огня, хотя в действительности он попадёт в рай. И он может совершать поступки обитателей рая, хотя в действительности он попадёт в огонь. Поистине, дела оцениваются по их завершению».
ГЛАВА 4. НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТИЖЕНИЯ СУТИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Ибн Хаджар ал-‘Аскалани в «Фатхе» (11/477) приводит следующие слова Абу ал-Музаффара ас-Сам‘ани: «Познать истину в этом вопросе можно только, ограничившись Кораном и сунной, не прибегая к аналогиям и рассуждениям. Кто не довольствуется ими, тот впадает в заблуждение и гибнет в океане безысходности, не находя душевного покоя и умиротворения, потому что предопределение — одна из тайн Всевышнего Аллаха. Она известна лишь Всезнающему и Всеведущему, а для всех остальных она покрыта завесой неизвестности. Он сделал её непостижимой для человеческого разума, и в этом есть определённая мудрость. Он не раскрыл её ни пророкам-посланцам, ни приближённым ангелам».
Имам ат-Тахави пишет: «Предопределение, по сути, тайна Всевышнего Аллаха, которая неизвестна ни приближённым ангелам, ни пророкам-посланцам. Попытка проникнуть вглубь этого вопроса — шаг к неудаче, лишениям и греху, и необходимо всеми силами воздерживаться от размышлений, рассуждений и наущений по этому поводу. Аллах скрыл знание о предопределении от людей и запретил им искать его. Всевышний сказал: «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (сура 21 «Пророки», аят 23) (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 276).
Имам ал-Аджурри в трактате «Шари‘а» (С. 149) пишет: «Мусульмане не должны допытываться до сути предопределения, ибо это одна из тайн Могучего и Великого Аллаха. Рабы обязаны уверовать в то, что всё хорошее и плохое уже предопределено, а тот, кто пытается разобраться в сути предопределения, может усомниться в том, что судьбы рабов предрешены, и сбиться с истинного пути».
Имам Ахмад сказал: «Верить в то, что добро и зло предопределены, признавать хадисы по этому поводу и верить в них, обязательно. Нельзя спрашивать: “Почему? Как?” Необходимо просто признавать это и верить в это. Если человек не знает толкования хадиса и не может постичь его смысла, то ему достаточно того, что ему ясно. Он обязан уверовать в него и подчиниться, как, например, в хадис “правдивого и достойного доверия” [речь идёт о приведённом выше рассказе ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда – К.Э.] и ему подобные предания о предопределении». Похожее высказывание на эту тему принадлежит ‘Али ибн ал-Мадини (Лалакаи. Шарх. Т. 3. С. 157, 165).
Из этих тезисов о предопределении вытекает ряд очень важных принципов.
1. Вера в предопределение обязательна.
2. Вопрос о предопределении необходимо изучать в рамках, очерченных Кораном и сунной, не прибегая к умственным рассуждениям и простым аналогиям. Человеческий разум не способен самостоятельно расставить опоры, чтобы не уклониться от истины и не впасть в заблуждение в этом вопросе. Те, которые пытались своим умом постичь суть данного вопроса, впали в заблуждение и погибли. Одни из них стали отрицать предопределение, другие решили, что вера в предопределение подразумевает отсутствие свободы воли, третьи пренебрегли законами шариата, сославшись на предопределение. Каждое из этих заблуждений создаёт проблемы в жизни человека и общества, а ошибочные убеждения становятся причиной неправильного поведения и образа жизни.
3. Углубляться в изучение этого вопроса нельзя, ибо некоторые его аспекты остаются непостижимыми даже для самых талантливых умов, а в некоторых можно разобраться лишь с большим трудом.
Тут возникает другой вопрос: не ограничивает ли такой подход человеческий разум? Это делается не для того, чтобы ограничить человеческую мысль, но для того, чтобы уберечь наш разум от бесполезного размышления о том, о чём не следует размышлять. Это забота о человеческом разуме, чтобы его не занимало то, что ему не под силу.
Ислам разъяснил человеку основы веры в предопределение. Эта вера зиждется на том, что Аллах изначально знал обо всём, что произойдёт, записал и пожелал это, а потом сотворил всё сущее. Человеческий разум способен без труда постичь это. В этом нет ничего сложного, неясного или непонятного.
Что же касается попыток постичь тайну предопределения и проникнуть вглубь этого вопроса, то это — напрасная трата умственных сил, потому что размышление о сути знания, записи, воли и сотворения — размышление о качествах Аллаха и о том, как они функционируют. Всё это непостижимо для человека. Это — сокровенное знание, в которое обязательно верить, и о сути которого нельзя спрашивать. Искать ответы на эти вопросы — всё равно что пытаться понять, как Аллах вознёсся на трон. Поступающему так следует знать, что смысл божественных качеств, на которых зиждется предопределение, известен, суть их непостижима, верить в них обязательно, а спрашивать об их сути — еретическое новшество.
Именно такие вопросы утомили тех, кто исследовал проблему предопределения. Попытки постичь его суть сделали эту проблему одной из самых сложных и запутанных. Они мешают многим исследователям уверовать в судьбу и являются причиной их замешательства.
Поэтому многие учёные очертили границу, которую нельзя преступать при изучении данного вопроса. Несколько раньше мы уже привели слова имама Ахмада ибн Ханбала: «Верить в то, что добро и зло предопределены, признавать хадисы по этому поводу и верить в них, обязательно. Нельзя спрашивать: “Почему? Как?”»
Те, которые ищут ответы на вопросы о предопределении, фактически рассуждают о том, как Аллах создаёт деяния рабов, если они в действительности исходят от самого человека. Они пытаются понять, откуда Аллах мог знать о том, как поступят рабы, и почему Он возложил на них обязанности, если Ему было известно о том, чтó именно они совершат и куда попадут: в рай или в ад.
Они противопоставляют одни аяты Корана другим и блуждают в растерянности, не находя ответов. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, предостерёг свою общину от следования таким путём и от блуждания по этой пустыне. В «Сунане» ат-Тирмизи приводится рассказ Абу Хурайры с хорошим иснадом о том, что однажды, когда сподвижники спорили о предопределении, посланник, мир ему и благословение Аллаха, вышел к ним и сильно разгневался, так что его лицо покраснело, словно его щеки обрызгали соком граната. Он сказал: «Разве это вам приказано? Или это то, что я принёс вам? Поистине, ваши предшественники погибли, когда стали спорить об этом, и я заклинаю вас не спорить об этом».