И требование знамений
Одним из аргументов многобожников в их спорах с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было то, что они неоднократно требовали от него знамений. Так, например, однажды они собрались на совет у Каабы, а потом послали к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, человека, поручив ему передать, что знатные курайшиты хотят поговорить с ним.
Поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, страстно желал вывести их на путь истинный, на что указал и Всевышний Аллах, сказав: «Возможно, что готов ты умереть от огорчения из-за того, что не уверовали они в эти рассказы [Коран]» (Пещера, 6), он поспешил прийти к ним в надежде на то, что они все же примут Ислам. Встретившись с ним, курайшиты сказали: «Ты говоришь нам, что все посланники Аллаха являли людям знамения: у Мусы был посох[27], у самудян была верблюдица[28], а Иса оживлял мертвых, так яви же и ты нам знамение, как делали это прежние посланники!»
Они говорили так, считая, что посланники могут совершать чудеса в любое время по собственному желанию, подобно тому, как все остальные люди совершают свои обычные дела.
И они стали предлагать Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, сделать холм Сафа золотым, или передвинуть горы, или заставить течь по земле реки или воскресить кого-нибудь из их предков, чтобы они засвидетельствовали, что он является посланником.
Всевышний Аллах сказал:
«И сказали они: “Ни за что мы не уверуем в тебя до тех пор, пока не заставишь ты источник забить для нас из земли,
или пока не будет у тебя пальмовой рощи и виноградника и не проведешь ты там каналы,
или пока не обрушишь ты на нас небо пластами, как утверждаешь ты, или не предстанешь перед нами вместе с Аллахом и ангелами,
или пока не будет у тебя дома из золота, или пока не взойдешь ты на небо. Однако не поверим мы в это, что ты вознесся, пока не спустишься ты оттуда с Книгой, которую мы станем читать...”» (Ночное путешествие, 90–93).
И они выразили желание принять Ислам в том случае, если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделает то, о чем они говорили, «и поклялись они Аллахом — самой заветной клятвой своей, что если увидят они знамения, то обязательно уверуют в него» (Скот, 109).
И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воззвал к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он показал им то, чего они желают, и попросил Его о том, чтобы они приняли Ислам, после чего к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился Джибриль и предложил ему на выбор одно из двух: либо Аллах даст им возможность увидеть то, чего они добиваются, и подвергнет тех, кто не уверует и после этого, невиданному доселе наказанию, либо даст Он им возможность покаяться и проявить к ним Своё милосердие.
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выбрал покаяние и милосердие, после чего Аллах ниспослал ему аят, содержавший в себе ответ на предложения многобожников.
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: “Преславен Господь мой, а я не кто иной, как человек, посланный Им!”» (Ночное путешествие, 93).
Смысл данного аята таков. Скажи: не могу я творить чудеса и совершать нечто сверхъестественное, ибо делать это способен лишь Один Всевышний Аллах, слава Ему, с Которым никто не может сравняться по могуществу, я же — только человек, подобный вам, и поэтому не в состоянии сделать этого, как не в состоянии сделать этого и вы. Единственное же мое отличие от вас состоит в том, что я — посланник Аллаха и мне ниспосылаются Откровения, вы же посланниками не являетесь и Откровений не получаете, таким образом, это зависит не от меня, а только от Аллаха Всемогущего и Великого, и если будет Ему угодно, Он явит вам знамения, которых вы требуете, и тем самым поможет мне, если же Он этого не пожелает, то повременит с этим, и это будет в ваших же интересах.
И Аллах Всемогущий подтвердил это, ниспослав другой аят, в котором говорилось:
«Скажи: “Поистине, знамения — во власти Аллаха, но что убедит вас[29] в том, что даже если и придут к ним знамения, то не уверуют они?”» (Скот, 109).
Иначе говоря, это означало, что чудеса творят не пророки и посланники, а только Всевышний Аллах, слава Ему, Который совершает их через посредство пророков и посланников, тем самым оказывая им честь и поддерживая их, а также подтверждая истинность их пророческой или посланнической миссии.
А затем Всевышний Аллах разъяснил, что эти люди не уверовали бы даже и в том случае, если бы им и было показано то, чего они требовали, несмотря на все их клятвы и заверения.
Всевышний Аллах сказал:
«Если бы даже ниспослали Мы им ангелов, если бы заговорили с ними мертвые и собрали бы Мы перед ними всё[30], они ни за что не уверовали бы, если бы только не пожелал этого Аллах, но большинство их об этом не ведает» (Скот, 111).
Всевышний Аллах также сказал:
«И если бы Кораном двигались горы, или рассекалась земля, или говорили бы мертвые... Да, Аллаху принадлежит вся власть! Разве не знают те, которые уверовали, что если бы Аллах пожелал, то повел бы прямым путем всех людей?» (Гром, 31).
В этих аятах Всевышний Аллах указал на одно из Своих установлений, суть которого состоит в том, что если люди потребуют того или иного знамения, но не уверуют и после того, как увидят его, то они будут немедленно уничтожены, и не предоставят им после этого никакой отсрочки. При этом установлении Аллаха большинство курайшитов все-таки уверуют, чем и объяснялось то, что не дал Он им возможности увидеть тогда те знамения, о которых речь шла выше.