Разъяснение восьмого сомнения
Если же ты скажешь: "Но ведь посланник Аллаха порицал Усаму ибн Зейда за то, что тот убил человека, сказавшего "ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ ЛЛАХ", - как это известно из книг хадиса и истории".
Тогда я отвечу тебе: "Нет сомнения в том, что произнесение свидетельства Ислама неверующим делает его кровь и имущество запретным до тех пор, пока не станет явным что-то, что противоречит этому свидетельству.
Именно поэтому Всевышний ниспослал об истории Мухаллима ибн Джассама: "О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь" (4: 94)[114]. Всевышний приказал быть внимательным и удостоверяться относительно того, кто произнес свидетельство Ислама. Если стало ясно, что человек выполняет то, что вытекает из смысла этого свидетельства, то он приобретает права и обязанности мусульман. Если же становится понятно обратное, то его кровь и имущество не становятся запретными одним лишь произнесением этого свидетельства.
И так относительно каждого, кто внешне проявляет единобожие – является обязательным удержаться от нанесения ему вреда, пока не станет ясно его противоречие этому свидетельству. Если же его противоречие станет явным, то простое произнесение этих слов не принесет ему пользы.
Именно поэтому произнесение этого свидетельства не принесло пользы иудеям, а также хариджитам, вместе с тем, что хариджиты поклоняются Аллаху таким поклонением, перед которым презирают свое поклонение сподвижники[115]. Более того, приказал посланник Аллаха убивать их и сказал: "Если бы я застиг их, то убивал бы их подобно тому, как были убиты адиты"[116]. Это потому что они вступили в противоречие части шариата, и стали этим худшими убитыми под небесным сводом, как это утверждается в достоверных хадисах[117].
Из всего этого становится ясно, что одно лишь произнесение свидетельства единобожия еще не гарантирует того, что человек не вернется в многобожие, совершив что-то из поклонения не Аллаху.