О доверии помыслу. Как-то раз некий священник приехал в монастырь и там его попросили поучаствовать в пении




Как-то раз некий священник приехал в монастырь и там его попросили поучаствовать в пении. Он отказался. «Почему, — спросили его, — ты не поешь?» — «Пото­му,— ответил он, — что в псалме говорится: «Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их»4. Он настаивал на том, что петь — это плохо, по­тому что боялся «обоюдоострого меча» за то, что он «вознесет» свой «глас»! «Родненький ты наш, — гово­рили ему монахи, — золотце ты наше, это все не так, как ты думаешь». Но он уперся и ни в какую. Ну как с таким человеком найдешь общий язык? Что с ним сделаешь? Да хотя бы его «толкование» и было пра­вильным, но если бы при этом он оказал послушание чужой ошибке, то принял бы Благодать, и Благодать немалую, которая была бы дана ему за то, что он сми­рился.

Сколько же людей годами мучаются подобным об­разом оттого, что верят своему помыслу и не слушают­ся других! Что бы ты им ни говорил, что бы ни делал, они все истолковывают шиворот-навыворот. И ведь зло не останавливается на том, что человек единожды ве­рит своему помыслу. Зло умножается и растет. Человек все возделывает и возделывает в себе [доверие собственному помыслу], и это может довести его до умопомешательства. К примеру, человек строит дом. «Как же ты его строишь? — говорят ему. — Ведь он рухнет и похоронит тебя под обломками!» Если он пос­лушается совета в начале строительства, то неправиль­но построенное можно будет легко сломать и возвести новое. А уже законченное здание — как у него подни­мется рука разрушить, его? «Оно тебя задавит», — го­ворят ему. Да он и сам видит, что здание долго не простоит, осознает опасность, однако мысли о том, сколько средств и сил он затратил на строительство,

4 Пс. 149,6.

О доверии помыслу. Как-то раз некий священник приехал в монастырь и там его попросили поучаствовать в пении - student2.ru
его останавливают. Таким образом, он не решается ло­мать творение собственных рук и в конце концов ока­зывается задавленным обломками.

— А такому человеку можно помочь?

— Можно, если он сам этого хочет. Однако, как ты ему поможешь, когда ты говоришь ему о том, что что-то неправильно, а он оправдывает себя? К примеру, не­кий молодой человек болен сахарным диабетом и, не зная, какие серьезные последствия это может для него иметь, думает, что все это шуточки. «Сахарный диа­бет,— говорит ему врач, — это серьезное заболевание, и ты должен соблюдать диету». Если юноша послушает врача, то болезнь пройдет без серьезных последствий. Однако, как можно прийти с ним к взаимному пони­манию, если он будет говорить так: «Ну и что за важ­ность этот диабет? Я буду есть сладкое, потому что, когда я ем сладкое, мне становится жарко, а раз мне жарко, то я могу спать без одеяла и даже ходить по снегу босиком». Как прийти к взаимному пониманию с человеком, если он настаивает на своем?

— Геронда, а, если юноша верит своему помыслу, это естественно?

— Если юноша верит своему помыслу, то у него мно­го эгоизма.

— А как он может это понять?

— Он поймет это, если, к примеру, вспомнит неко­торые случаи из своего детства, которые показывают, какой процент эгоизма был у него тогда. Случилось мне как-то наблюдать за двумя мальчуганами. Один взял подушку, набитую поролоном, и легко ее поднял. Подошел и другой, чтобы ее поднять, но сделал вид, что ему очень тяжело, словно вместо подушки был ме­шок с цементом. В этом, втором, мальчугане есть эго­изм. Однако когда он немного подрастет, то поймет, что это его действие вызвано эгоизмом. Он исповедует



О БРАНИ ПОМЫСЛОВ

О доверии помыслу




его как грех, к нему придет Благодать Божия, и он по­лучит избавление от своей страсти и помощь. А как же иначе — ведь Бог не несправедлив.

— Геронда, предположим, у меня имеется некий
опыт. Если, основываясь на этом опыте, я примерно вижу,
какое развитие получит то состояние, в котором я нахо­жусь, то в этом тоже есть самоуверенность?

— Ты не делай выводов сама. Когда Господь позвал к
Себе апостола Петра, тот пошел к Нему по водам. Одна­ко, как только помысл стал говорить апостолу, что он мо­жет утонуть, он и стал тонуть5. И Христос попустил это:
«Раз ты говоришь, что утонешь, тогда тони».

Посмотри на смиренного человека: он не верит своему помыслу, даже если творит чудеса. В Иордании был один очень простой священник, который творил чудеса. Он читал молитвы над больными людьми и жи­вотными, и те становились здоровы. Даже мусульмане, страдавшие каким-нибудь недугом, приходили к нему, и он исцелял их. Перед служением Божественной ли­тургии этот священник выпивал что-нибудь горячее с сухариком и после этого целый день ничего не вкушал. Слух о том, что он ест перед Божественной литургией, дошел до Патриарха, и тот вызвал его в Патриархию. Не зная, зачем его вызвали, священник пришел в Пат­риархию и вместе с другими посетителями ожидал вы­зова в приемной. На улице стояла страшная жара, окна были закрыты ставнями, и сквозь дырочку в приемную пробивался солнечный луч. Приняв луч за натянутую веревку, обливавшийся потом священник снял с себя рясу и повесил ее на луч. Увидев это, люди, сидевшие в приемной вместе с ним, были потрясены. Кто-то из них пошел к Патриарху и сказал: «Священник, кото­рый завтракает перед литургией, повесил свою рясу на солнечный луч!» Патриарх позвал его к себе

5 См. Мф. 14, 28-31.

О доверии помыслу. Как-то раз некий священник приехал в монастырь и там его попросили поучаствовать в пении - student2.ru
в кабинет и начал расспрашивать: «Ну, как твое житье-бытье? Часто ли служишь литургию? Как ты к ней го­товишься?» — «Да как, — отвечает ему священник, — сперва вычитываю утреню, потом совершаю поклоны, потом готовлю чай, кушаю что-нибудь легкое и иду служить». — «Зачем же ты ешь перед литургией?» — спрашивает Патриарх. «Если, — отвечает тот, — я не­множко перекушу перед литургией, то после потребле­ния Святых Даров6 Христос оказывается сверху. А вот если я ем после Божественной литургии, то Христос оказывается снизу». Оказывается, он завтракал перед литургией с добрым помыслом!... «Нет, — говорит ему Патриарх, — это неправильно. Сперва потребляй Свя­тые Дары, а после — немного ешь». Священник поло­жил Патриарху поклон и [со смирением] принял ска­занное.

Я хочу сказать, что, хотя этот священник достиг та­кого высокого устроения, что творил чудеса, он принял сказанное ему просто. Своеволия у него не было. А если бы он верил своему помыслу, то мог бы сказать так: «Да кто он такой, чтобы указывать мне — тому, кто исцеля­ет людей и животных и творит чудеса! Нет, мои побуж­дения более правильны. Ведь если я его послушаюсь, то завтрак будет попадать сверху на Христа!»

Я понял, что послушание очень помогает человеку. Даже человек, который не блещет умственными спо­собностями, оказывая послушание, становится филосо­фом, мудрецом. Будь человек умным или глупым, здо­ровым или больным (духовно или телесно), если он, мучаясь от помыслов, оказывает послушание, то [от му­чения помыслов] он освободится. Послушание — это освобождение.

6 После причащения мирян, отпуста литургии и раздачи анти-дора священник или диакон потребляет оставшиеся а Святой Чаше Святые Дары.

Наши рекомендации