Влияние злых духов на людей по смерти последних
Духи-истязатели. — Учение св. Отцов Церкви о них. — Раскрытие сего учения в «Слове на исход души». — Рассказы о мытарствах воина Таксиота и преподобной Феодоры. — Учение Церкви о сем, содержащееся в богослужебных книгах. — Нравственное приложение учения о мытарствах.
Влияние злых духов на людей не оканчивается пределами земной жизни человека, а продолжается и после смерти. По учению Православной Церкви, к людям умирающим, при разлучении души от тела, являются Ангелы Божии и духи-истязатели. Сам Иисус Христос, в притче о человеке, которому «угобзися нива», говорит: И сказал Бог: безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя (Лк. 12, 20), — возьмут, по славянски, истяжут, то есть духи недобрые; а в притче о богаче и Лазаре сказал: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16,22). «Лазаря отвели тогда Ангелы, — рассуждает св. Иоанн Златоуст. — Напротив, душу онаго (богача) взяли страшные некие силы, может быть, посланные для этого, ибо душа не сама отходит от этой жизни, так как это невозможно. Если мы, переходя из одного города в другой, нуждаемся в руководителе, то тем более нуждаться будет в руководителях душа, исторгнутая из тела и представляемая к будущей жизни. Посему-то она, отлетая от тела, боится и трепещет; сознание грехов и всегда мучит нас, но особенно в тот час, когда предстоит нам быть отведенными на тамошние истязания»1.
Да и в самом деле, если воздух весь наполнен злыми духами (Еф. 6, 12), то душа человека неизбежно, по разлучении с телом, вступает в их область. Св. Афанасий Великий повествует следующее: «Однажды Антоний Великий при наступлении девятого часа был внезапно восхищен Духом и поставлен на высоту. Воздушные демоны противились его шествию: Ангелы, препираясь с ними, требовали изложить причины их противодействия, потому что Антоний очистил себя от грехов. Демоны старались выставить грехи, содеянные им от самого рождения, но Ангелы заградили уста клеветников, сказав им, что они не должны исчислять согрешений его от рождения, уже изглаженных Христовой благодатью, но пусть представят, если имеют, грехи, соделанные им после того времени, как он принял монашество. При обвинении демоны произносили много наглой лжи, но так как клеветы их были лишены доказательства, то Антонию был открыт свободный путь»2.
Св. Василий Великий в одном месте говорит: «Никто же да не льстит себе суетными словесы (Еф. 6, 6), ибо внезапу нападет на тя веегубительство (1 Сол. 5, 3), и постигнет переворот подобно буре. Придет угрюмый Ангел, насильно поведет и повлечет душу твою, связанную грехами, часто обращающуюся к тому, что оставляет здесь, и рыдающую безгласно; потому что уже сомкнулось орудие плача»3.
Учение о духах-истязателях находится и у Макария Великого. «Когда человеческая душа исходит из тела, совершается великое некое таинство, ибо если она виновна в грехах, то приходят полчища демонов, злые ангелы и темные силы, берут сию душу и увлекают ее на свою сторону. Сему никто не должен удивляться, ибо если будучи еще жив, покорился, предался и поработился им, то не более ли они будут обладать им, когда он выйдет из сего мира?»4
Блаженный Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, так рассуждает об исходе души от тела: «Когда душа выйдет из тела и начнет восходить к небу, ее встречают бесы и подвергают многим истязаниям... Во время шествия души святые Ангелы не могут помочь ей, помогают ей единственно покаяние, добрые дела, а более всего милостыня. Если не покаемся в каком грехе здесь по забвению, то милостынею можем избавиться от насилия бесовских мытарств»5. Преподобный Исайя Отшельник в VI слове говорит: «Когда душа выйдет из тела, ей сопутствуют Ангелы; навстречу ей выходят темные силы, желая чем-нибудь удержать ее. В то время не Ангелы противоборствуют врагам, но дела, совершенные душой, ограждают и охраняют от грехов, не допуская им прикоснуться к ней. Если победят дела ее, то Ангелы воспевают ей песнь хвалы и ведут ее с весельем пред лице Божие»6. Великий Угодник Божий св. Нифонт, епископ Кипрского города Констанции, стоя однажды на молитве, увидел небеса отверстыми и множество Ангелов, из которых одни нисходили на землю, а другие всходили горе, вознося человеческие души в небесные обители. Он начал внимательно смотреть на это зрелище, и вот два Ангела стремились к высоте, неся душу. Когда они приблизились к блудному мытарству, вышли мытоимцы — бесы и с гневом сказали: «Как смеете нести эту душу мимо нас, когда она наша?» Ангелы отвечали: «На каком основании вы называете ее вашею?» Бесы сказали: «До самой смерти она грешила, оскверняясь не только естественными, но и чрезъестественными грехами». Ангелы отвечали: «Поистине мы не поверим ни вам, ни отцу вашему сатане, доколе не спросим Ангела-хранителя этой души». Спрошенный Ангел-хранитель сказал: «Много согрешил этот человек, но когда сделался болен, плакал и исповедывал грехи свои Богу»; тогда Ангелы, презрев обвинение бесов, вошли с душою во врата небесные. Также видел блаженный Нифонт, что бесы влекли некоторую душу к аду: это была душа раба, который, не перенесши побоев господина, по научению дьявола, удавился. Ангел- хранитель шел вдали и горько плакал, бесы же радовались. Опять видел святой душу, несенную по воздуху Ангелами и отнятую у них бесами на четвертом мытарстве; то была душа человека, преданного блуду; она была ввергнута в бездну7.
Особенно ясно свидетельствует о том, что власть злых духов над людьми простирается и по смерти, св. Кирилл Александрийский в «Слове об исходе души»: «Какой страх и трепет ожидает тебя, душа, в день смерти. Ты увидишь страшных, диких, жестоких, немилостивых, бесстыдных демонов, подобных мрачным муринам, тебе предстоящих. Одно видение их лютее всякой муки. Душа, увидев их, приходит в смущение, волнуется, мятется, ищет спрятаться, прибегает к Божиим Ангелам. Святые Ангелы держат душу: проходя с ними воздух и возвышаясь, она встречает мытарства, хранящие путь от земли к небу. Каждое мытарство испытывает принадлежащие ему грехи; каждая страсть, каждый грех имеет своих истязателей. Какой страх, трепет и беспокойство должна ощущать душа, видя все это, доколь не произнесется приговор, освобождающий ее. Божественные силы стоят против лица злых духов и представляют добрые помышления, слова и дела, принадлежащие душе, а она, в страхе и трепете, посреди препирающихся о ней Ангелов и демонов, ожидает или оправдания своего и освобождения, или осуждения и погибели. Если она проводила жизнь благочестиво и богоугодно, то приемлют ее Ангелы, и она уже спокойно шествует к Богу... Если же окажется, что душа прожила в небрежении и блуде, то услышит лютейший глас: "Да возьмется нечестивый, да не узрит славы Божией". Оставляют ее святые Божии Ангелы и похищают мурины — демоны. Они начинают бить ее без милосердия и низводят на землю; потом ввергают ее в темную и мрачную страну, где нет ни света, ни жизни для человека, но болезнь вечная и печаль бесконечная. Там слышится непрестанное увы! увы! Там зовут, и нет помогающего, там вопиют, и никто не избавляет. Нет возможности поведать тамошнего бедствия, нет возможности выразить тамошней болезни, которой подвергаются заключенные там души»8.
Справедливость приведенных слов святого Отца подтверждает следующий случай, приводимый в Четии-Минее. В Карфагене жил воин Таксиот, проводивший жизнь в грехах. Случившееся в городе моровое поветрие произвело благоприятное действие на Таксиота. Боясь смерти, он покаялся и поселился за городом, но, по внушению дьявола, сошелся с женою земледельца. Вскоре он был укушен змеею и умер, не успевши принести покаяния. Его похоронили в соседнем монастыре. Чрез 6 часов после погребения он воскрес, но пришел в себя чуть на четвертые сутки, и вот что поведал он блаженному Карфагенскому епископу Тараеию: «Когда я умирал, увидел муринов, представших мне. Вид их был очень страшен: душа моя, смотря на них, очень возмутилась. Потом я увидел двух прекрасных юношей, в сопутствии которых я и начал восходить на высоту. И вот мы достигли мытарств, стерегущих восход и удерживающих каждую душу. И видел я, что Ангелы держат в ковчежце все мои добрые дела и сравнивают с злыми. Так миновали мы несколько мытарств и приблизились к мытарству блудному; здесь злые духи удержали меня и представили все плотские дела, совершенные с самого детства. Руководившие меня Ангелы сказали: "Все грехи, совершенные тобою в городе, Бог простил тебе, потому что ты в них покаялся". На это демоны возразили: "Но вышедши из города, на селе, ты впал в грех с женою земледельца". Ангелы, услышав это и не нашедши доброго дела, которым бы можно было загладить мой грех, удалились, тогда я был спущен в преисподнюю ада»9.
Наиболее подробный рассказ об обстоятельствах, сопровождающих кончину каждого человека, принадлежит преподобной Феодоре, ученице преподобного Василия Нового. Вот как повествовала она об этом Григорию, ученику преподобного Василия Нового: «Когда настал час моей смерти, увидела многих эфиопов, обступивших мой одр. Лица их были темны, как сажа и смола; глаза их, как раскаленные угли, видение так люто, как сама геенна огненная. Они начали возмущаться и шуметь. Одни ревели, другие лаяли, как псы, третьи выли, как волки. Смотря на меня, они, скрежеща зубами, хотели пожрать меня; между тем готовили хартии и раскрывали свитки, на которых были написаны все мои злые дела, как бы ожидая какого судью, долженствующего прийти. Убогая моя душа была объята великим страхом и трепетом. Не только томила меня горесть смертная, но грозный вид и ярость страшная эфиопов была для меня как бы другою лютейшею казнью. Я отвращала глаза мои во все стороны, чтобы не видеть страшных лиц их и не слышать их страшного голоса, но не могла избавиться от них, и они всюду шатались". Потом у одра умирающей явились Ангелы, которые и приняли к себе на руки душу после смерти. Вдруг демоны, бывшие в образе эфиопов, окружили их, стали вопиять: "Множество грехов имеет душа; пусть отвечает нам". Но добрые Ангелы противопоставили злым делам Феодоры добрые дела, и она удостоилась райского блаженства»10.
Что вышеприведенный рассказ Феодоры не был плодом воображения Григория, показывает следующее обстоятельство. Проснувшись, Григорий пришел к преподобному Василию принять обычное благословение. Преподобный Василий спрашивает его: «Где ты был в ночь сию?» Григорий отвечал: «Спал на одре своем». Старец продолжал: «Знаю, — телом почивал на одре, а душой был в другом месте. Разве ты забыл, что Бог открыл тебе в эту ночь в сонном видении? Вот ты получил желаемое: видел Феодору и многое слышал от нее самой». Григорий, слыша это, еще более уверовался, что сон его был не мечта, а откровение Божие.
Учение св. Церкви о власти злых духов над нами и после смерти проходит чрез все богослужение. Желая посеять в сердцах наших душеспасительных страх и приготовить нас к доброму ответу «на Страшном Судищи Христовом», св. Церковь в своих песнопениях напоминает нам о мытарствах. В каноне молебном ко Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице, поемом при разлучении души от тела, читается:
«Воздушного князя, насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно, отходяща от земли" (песнь 4, тропарь 4).
«Горькаго мытарств начальника, миродержателя, отжени далече от мене» (песнь 8, тропарь 2). В молитве пред кондаками и икосами акафиста Божией Матери читается:
«Мертвии Тобою (Богоматерь) оживляются, Жизнь бо ипостасную родила еси: немии прежде, благоглаголиви бывают, прокаженнии очищаются, недузи отгоняются, духов воздушных множества побеждаются» (4 тропарь 8 песни).
В «Чине на разлучение души от тела, егда человек долго страждет» читается:
«Се предсташа множество лукавых духов, держаще моих грехов написание, и зовут зело, ищуще безстудий смиренныя моея души» (песнь 7, тропарь 2).
В Каноне Ангелу-хранителю читаем:
«Молю тя Хранителя моего, буди ми защититель и поборник непоборим, егда прехожду мытарства лютаго миродержца».
В Осьмогласнике воссылаются следующие моления Богоматери:
«В час, Дево, конца моего руки бесовския мя исхити, и суда, и прения, и страшного истязания, и мытарств горьких, и князя лютаго...» (Вторник, глас 4, песнь 8).
«Истязания ми, Пречистая, в час смертный исхити от бесов» (Четверг, глас 4 и 6).
Из приведенных слов, заимствованных из церковных песнопений, ясно вытекает вера Православной Церкви в существование мытарств. Как неутешительна эта вера для грешников! Злые духи, которым грешник предает себя, не оставляют его, когда исчезает орудие греха — тело. Они отравляют последние минуты его жизни, мешают ему подражать разбойнику «о едином часе покаявшемуся»; в самом деле, придет ли человеку на ум покаяние, когда злые демоны окружают его одр, когда в смятенной душе есть сознание тяжести грехов, приводящее ее к отчаянию. С проклятиями умирают такие люди, а к тем, которые одержали победу над злыми духами, будучи в бренном теле, злые духи не приступят после смерти.
1 Жизнь Антония. Гл. 37.
2 Беседа к Антонию нар. III.
3 Творения Святых Отцов. III, III.
4 Творения Святых Отцов. XV, 269-279.
5 Пролог. 29 октября.
6 Добротолюбие. Ч. 1.
7 Четьи-Минеи. 23 декабря.
8 См. Следованную Псалтирь.
9 Четьи-Минеи. 28 марта.
10 «Житие Василия Нового». СПб. Четьи-Минеи. 26 марта.
Глава IX