Зло, его происхождение, причина.
Из 1 главы книги Бытия нам известно, что все творение хорошо весьма. Это есть вневременная характеристика всего творения, творение вышло из рук Божиих, и поэтому оно — благо. Возникает вопрос: откуда в мире зло?
Христос говорит: Диавол ложь есть и отец лжи (Ин. 8 ,44), т.е. он его породил, он его начальник. Вопрос о происхождении зла, которое появилось в мире через отпадение диавола от Бога, в святоотеческой традиции рассматривается в контексте учения о свободе воли. Отличительное свойство свободы, по мнению свт. Григория Нисского, заключается в том, чтобы желаемое избирать свободно, поэтому виновник зла – не Бог, создавший «естество нерабское и независимое», но неразумие, вместо хорошего избравшее худое (Большое огласительное слово). Будучи разумными, ангелы были сотворены свободными, – подчеркивает преп. Иоанн Дамаскин. Но для тварного естества свобода означает возможность как действовать по природе, т.е. выбирать добро, так и возможность действовать против богодарованной природы, т.е. выбирать зло. «Это показал диавол, которого Творец создал добрым, но который самовластно сделался изобретателем порока, а также и те силы, которые отпали вместе с ним, то есть демоны. Между тем, остальные чины ангелов пребыли в добре».
Определение зла.
В онтологическом смысле зла не существует, оно не имеет сущности само по себе. Зло есть не природа, а состояние природы, или, точнее говоря, состояние воли, ложно направленной по отношению к Богу, это бунт против Бога. Зло есть болезнь, паразит на том, что существует. В.Н. Лосский дает такое определение зла: «Зло — это состояние, в котором пребывает природа личностных существ, отвернувшихся от Бога».
Дионисий Ареопагит приходит к выводу, что зло – это энергия, действие, а не сущность. Зло в проявлениях, а не в самой природе. Свт. Василий Великий считает, что «зло – это состояние души, противоположное добродетели, поэтому не доискивайся зла во вне». Свт. Афанасий Великий говорит: «Сущее я называю добром, так как оно имеет образцы в Боге, а не сущее – зло». Свт. Григорий Нисский: «Зло не существует само по себе, а появляется с лишением добра, то есть стает на место добра, вместо него». Дионисий Ареопагит: «Зло, как таковое, никогда и нигде не существует, зла нет в Боге, иначе мы должны были бы признать в нем вражду и дисгармонию, зла нет и в ангелах, не злы по природе и демоны… дары ангельские и в них не изменились… но насколько они существуют, они причастны добру, а насколько злы, настолько и не существуют, стремясь к «не сущему», стремятся ко злу; не злы по природе и души человеческий, не злы и животные и нет зла во всей природе, и оно лишь в том, что природа не достигает своего совершенства». У Диадоха Фотикийского находим, что зла нет, или вернее: «...оно есть лишь в тот момент, когда его совершают». Преп. Иоанн Дамаскин: «Зло есть не что иное, как лишение блага, так же как и тьма – лишение света».
Однако, хотя онтологической причины зла нет, есть конкретные личности – носители зла. Главный из них – диавол, восставший против своего Творца, увлекший с собой часть ангельского мира, распространивший обманом зло на мир человеческий и неудачно пытавшийся распространить зло на мир Божественный (искушение Христа в пустыни). И через эти личности зло имеет свою собственную активность. Господь Иисус Христос в единственной молитве, которую Он оставил, в молитве «Отче наш» просит избавить нас от лукавого. Лукавый не есть нечто, не есть сущность, это некто, некоторая личность.
Понятие о грехе.
Грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4) – говорит апостол Иоанн, то есть нарушение воли Божией. Грех – это зло в действии. Как нарушение воли Божией грех есть противодействие своей богодарованной природе и воле. Грех – это разделение жизни с Богом и существование в смерти, грех – отчуждение от благодати Божией, потеря общения с Богом. «Грех есть вражда с Богом» (бл. Феофилакт Болгарский).
Поскольку зло «не бытие» оно «существует в несуществующем», получается, что творящий грех находится в условиях, не свойственных ему по природе. Есть много попыток объяснить состояние грешников. Личность разрывается надвое между существующим бытием и несуществующим, что и вызывает страдание. Природа, пораженная злом, втягивается в небытие, она, вместе с тем, втягивает и других. Если Бог созидает природу, то диавол, а вслед за ним и любой грешник природу уничтожает.
Грех, вошедший в природу личности, влечет ее к постоянной духовной деградации. Грех извращает естественные способности человека, а все жизненные потребности пытается превратить в пороки, в страсти.