Quot;Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (15:23)
В том, что касается порядка воскресения, Христос - это первенец, первый сноп, а те, кто Христовы в пришествие Его, - это полный урожай. Однако, в отличие от жатвы зерна, урожай воскресения далеко отстоит во времени от первого снопа (первенца). Мы не знаем, - и, по сути, нам сказано, что мы не можем знать (Матф. 24:36, 42, 44, 50; 25:13), - когда Господь придет оживить и восхитить Своих людей и установить Свое царство. Мы не знаем ни срока, ни конкретного поколения, ни момента, когда это произойдет, - однако мы знаем, в каком порядке это совершится.
Самое очевидное есть то, что Христос был первым и что наше воскресение последует при Его пришествии. Из других частей Писания мы узнаем, что даже и "урожай" не будет весь собран за один раз, но что "сбор" этого урожая будет происходить в определенном порядке, иметь свою собственную последовательность. Первое воскресение состоит из двух главных частей: из воскресения Христа и воскресения верующих. Воскресение верующих, Христовых, будет иметь три стадии, в соответствии с тремя группами верующих.
Вначале произойдет воскресение церкви, то есть тех верующих, которые пришли к спасительной вере в период между Пятидесятницей и восхищением: "потому что Сам Господь при возвещении, при "гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде" (1 Фес. 4:16). К ним присоединятся те святые, которые к этому времени будут в живых, чтобы встретить Господа в воздухе и взойти на небеса.
Затем произойдет воскресение святых времен великой скорби. Многие начнут верить в Христа во время бедствий, в эти непредставимо ужасные семь лет, когда многих благочестивых людей осудят на смерть за их веру. Однако, в конце этого периода все, кто пришли к вере во Христа, будут воскрешены, чтобы править вместе с Ним во время тысячелетнего царствия (Отк. 20:4).
Затем последует воскресение святых Ветхого Завета, обещанное пророком Даниилом: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12:2; ср. Йс. 26:19-20). Это воскресение, как я думаю, произойдет одновременно с воскресением святых времен великой скорби.
После этого, во времена Тысячелетнего царства будет происходить, по необходимости, воскресение тех, кто умрет в эти времена. Интересно представить себе, что эти люди, очень возможно, будут воскресать сразу после того, как умрут, так что не потребуется погребения. Из-за этого для верующего смерть во времена царства станет всего лишь мгновенным преображением, переходом в его вечное тело и дух.
И в последнюю очередь произойдет воскресение неправедных, которые будут воскрешены для проклятия на вечные муки в конце тысячелетнего правления Христа (Иоан. 5:29). Спасенные будут воскрешены к вечной жизни, но неспасенные - к вечной смерти (Откр. 21:8; ср. 2:11).
Восстановление
Quot;А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и. всякую власть и силу; Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть. Потому что все покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же покорит Ему, тогда, а Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем" (15:24-28).
Третий аспект того плана воскресения, о котором говорит здесь Павел, это то, что может быть названо восстановлением. Апостол подводит итог некоторым событиям, что произойдут в последние времена.
Слово затем (еита, "после этого") может подразумевать промежуток времени между воскресением при Его пришествии и установлением Его царства. Такое толкование было бы в соответствии с учением нашего Господа, о котором мы узнаем из 24-ой и 25-ой глав Матфея, где Христос говорит обо всех знамениях, которые будут предшествовать наступлению Его царствия, даже о знамении Сына Человеческого в небесах и о том, что все избранные будут собраны вместе (24:30-31).
Слово телос (конец) может относиться не только к тому, что кончено, но также и к тому, что доведено до своей цели, свершено или осуществлено. В заключительный, кульминационный момент всех времен, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, все вещи восстановятся такими, какими должны были быть по исходному замыслу Бога. В конце все будет таким, каким оно было вначале. Греха больше не будет, и Бог будет осуществлять верховное правление, не испытывая никакого вражеского сопротивления. Эти слова дают нам возможность глубоко заглянуть в суть божественного плана искупления. Здесь - кульминация: Христос обращает восстановленный мир к Богу, Своему Отцу, Который послал Его исцелить этот мир.
Заключительной задачей Христа будет покорить навеки каждого врага Бога, всякое сопротивляющееся Богу, начальство, любую власть и силу. Все это будет навеки упразднено, чтобы никогда больше не возникнуть снова, никогда больше не противоречить Богу, не обманывать, не вводить в заблуждение Его людей и не угрожать им, и не портить ничего в Его творении.
Это заключительное деяние Христа - обращение мира к Его Отцу, будет осуществлено в период тысячи лет, во время тысячелетнего правления Христа на земле. Как это изображено в 5-20 главах книги Откровения, в живых и впечатляющих символах и утверждениях, Христос вернет Себе землю, которую Он создал и которая по праву - Его. Сцена, о которой повествуется в 5-ой главе Откровения, описывает, как Сын достойно принимает право собственности на землю, как Он выходит, чтобы принять его назад, забрать от узурпатора и представить Отцу. При этом Он подавит все мятежи и покорит всех врагов. Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Необходимо, чтобы Он правил.
Метафора "низложит всех врагов под ноги Свои" восходит к распространенному в древности обычаю, по которому цари и императоры всегда сидели на тронах, возвышаясь над теми, кого они покорили, так, что, когда покоренные склонялись перед победителями, они в буквальном смысле оказывались под ногами правителя или ниже, чем его ноги. Что же касалось врагов, царь часто прямо ставил свои ноги на шею покоренного царя или военачальника, что символизировало полное подчинение врага. Во время Его Тысячелетнего царства все враги будут приведены в подчинение Ему, под ноги Его, чтобы Божий план мог осуществиться.
Во время тысячелетия никому не сойдет с рук открытое восстание против Христа, но в сердцах Его врагов все еще будет таиться мятежность. Поскольку добровольно Его враги не подчинятся, Ему придется пасти "их жезлом железным" (Откр. 19:15). Но их будут пасти. В конце тысячи лет сатану на короткий срок освободят, чтобы он поднял последний мятеж против Бога и Его царства (20:7-9), после чего сатана, и вместе с ним все, кто принадлежит ему, будут ввержены в ад на вечные муки в огненном озере (Откр. 20:10-15).
Последний враг, и Бога, и человека - это смерть, которая вместе со всеми остальными врагами истребится. Христос на кресте сломил власть сатаны, "имеющего державу смерти" (Евр. 2:14), но до конца тысячелетия сатана и смерть будут истреблены навеки. Победа была одержана на Голгофе, но вечный мир и праведность, которые гарантирует эта победа, не будут окончательно завершены и осуществлены до тех пор, пока враги, которые были покорены, не будут также изгнаны и истреблены. И после этого, завершив Свое заключительное дело, Христос предаст Царство Богу и Отцу.
Приняв на Себя от Своего Отца задание спасти мир, Христос пришел на землю младенцем; Он вырос и жил как человек среди людей. Он учил, проповедовал, исцелял и творил чудеса. Он умер, был похоронен, воскрес и восшел к Своему Отцу, где Он сейчас ходатайствует за тех, кто Его. А когда Он вернется, Он будет бороться, покорять, править, судить, а затем - и это будет последним делом, которое Он совершит ради Отца - навеки покорит и навсегда осудит всех врагов Бога (Откр. 20:11-15), воссоздаст землю и небеса (Откр. 21:1-2), и, в конце концов, предаст царство Богу и Отцу.
То царство, которое Христос передаст Богу, будет искупленной средой, окружающей искупленных людей, тех, кто стали вечными подданными, населяющими вечное царство, через веру в Него. Учитывая главный аргумент, к которому Павел прибегает в этой главе, очевидно, в чем тут для него суть: если бы не было воскресения, то не было бы и подданных, которые могли бы населять Божье вечное царство, и не было бы Господа, чтобы править ими. Если и Он, и они не будут воскрешены, все Божьи люди в конце концов умрут, и это будет концом, концом для них и концом царства. Но Писание заверяет нас, что "Царству Его не будет конца" (Лук. 1:33), и Ему и Его подданным конца не будет.
Чтобы никто не мог истолковать его неправильно, Павел, продолжая, объясняет очевидное: Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Бог-Отец будет исключением из общего правила, Он не будет покорен Христу, ведь именно Отец дал Сыну власть и правление (Матф. 28:18; Иоан. 5:27), ведь именно Отец - Тот, Кому Сын преданно и в совершенстве служил.
Начиная со Своего воплощения и до того времени, когда Он представит царство Отцу, Христос находится в роли Слуги, исполняющего Свою божественную задачу так, как предназначено Его Отцом. Но, когда эта заключительная работа будет завершена, Он займет Свое прежнее, полноправное, славное место в совершенной гармонии Троицы. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. Христос продолжит править, потому что Его правление вечно (Откр. 11:15), но Он будет править вместе с Отцом в триединой славе, покорный Троице так, как Ему извека предназначено.
Когда Бог создал человека, Он создал его совершенным, праведным, добрым и подчиненным. Во время грехопадения это последнее из созданий Бога, вместе со всем остальным Его творением, стало испорченным и погибшим. Но те новые люди, которых Он создал через Своего Сына, никогда не станут ни испорченными, ни погибшими. Они воскреснут, чтобы жить и царствовать вечно в Его вечном царстве, вместе с Его вечным Сыном.
Глава 43. К чему побуждает воскресение (15:29-34)
Quot;Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем. По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога" (15:29-34).
Когда саддукеи, которые не верили в воскресение, насмешливо и неискренне спросили Иисуса о том, чьей женой такая-то женщина будет при воскресении, Он прежде всего сказал им, что они не понимают ни Писания, ни силы Бога. Заявив, что в небесах не будет брака. Он продолжал; "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченные вам Богом: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова"? Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Матф. 22:23-32; Исх. 3:6). Он подчеркивал в Своем утверждении время глагола (Я есмь). Авраам, Исаак и Иаков были духовно живы в то время, когда говорил Иисус, и однажды они воссоединятся со своими прославленными телами, когда они воскреснут. По сути дела, Он говорил: "В настоящее время, прямо сейчас, Я - Бог Авраама, Исаака и Иакова". Это так и было, потому что жизнь после смерти существует.
Писание - это не нечто чисто теоретическое, непрактическое или не имеющее прямого отношения к нашей жизни. Поскольку саддукеи отвергали воскресение, они не могли ни думать, ни жить правильно, как это становится очевидно из их реакции на жизнь и работу Христа. Правильное учение неразрывно связано с правильным моральным поведением; правильные принципы даны для того, чтобы вести к правильному поведению. Божьей правде нужно не только верить; нужно еще и отзываться на нее правильно. Нам следует осуществлять в своей жизни те слова, которые мы любим петь: "Доверяй и будь послушным, здесь нет иной возможности быть счастливым в Иисусе, кроме этой: доверять и быть послушным". Библейская правда - это не то, что Бог дал только теологам для обсуждения, чтоб им было что вписать в свои символы веры. Он дал эту правду для того, чтобы по ней жить. Когда Его истину отвергают, это приводит к губительным последствиям в области духовной и моральной.
Первые одиннадцать глав послания к Римлянам - это почти чистая доктрина, чистая теология. Глава 12 начинается со слов: "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божием, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего" (стих 1). Начиная с этого места в послании, учение апостола становится в первую очередь практическим. Это - серия увещеваний, основывающихся на только что объясненных истинах. Слово "итак" означает "поэтому". "Из-за того, что я только что сказал, вот это - тот путь, которым вам следует идти к жизни". Павел перекликается с псалмистом, который писал: "Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?" (116:12). В посланиях Павла, как и в Писании в целом, Божья искупительная работа является тем основанием, на котором, как на фундаменте, строятся представления о поведении и морали верующего. То, что Бог сделал для нас, это - наибольший из всех возможных мотивов, побуждающих нас делать то, чего Он от нас хочет. Отрицать воскресение - это, в конце концов, означает отрицать потребность в праведном поведении.
Главная мысль, которую Павел стремится высказать в этом отрывке (15:29-34), такова: если вы устраните воскресение, если вы станете отрицать эту чудесную и решающе важную истину об искупительной работе Боге, вы тем самым устраните одно из самых важных побуждений, заставляющих приходить ко Христу и жить для Христа. Поэтому Павел указывает на три побуждения, которые дает нам воскресение: (1) оно побуждает нас прийти ко спасению; (2) оно побуждает нас служить Богу, и (3) оно побуждает нас освятиться. Первое из этих побуждений - для неверующих, а два остальные - для верующих.