Католицизм, типологические черты
Католицизм — историческая форма развития западного христианства; наиболее крупное из всех ветвей христианства, оказавшее огромное влияние на развитие европейской и мировой культуры. Типологические черты католицизма:1) Сочетание консервативных и динамических тенденций, периодическая модернизация, принцип развивающегося Предания. 2) Иерархичность, беспрекословное подчинение Папе Римскому и другим иерархическим фигурам. 3) Церквоцентризм, папство претендует на главенствующую роль в духовной, культурной и политической жизни. 4) Социально-политическая активность церкви. 5) Католическая религиозность отличается чувствительностью, эмоциональностью, яркой образностью.
В Католической церкви существуют несколько обрядов: латинский обряд, другиезападные обрядыивосточные литургические обряды. Лати́нский (ри́мский) обря́д (правильнее — латинские обряды) — совокупностьлитургическихобычаев, сложившихся вРимско-католической церкви, для которых характерно употребление в качестве литургического языкалатыни.
Западные литургические обряды — литургические обрядывхристианстве, возникшие и традиционно использовавшиеся на территории бывшейЗападной Римской империидоXI векав неразделённой Церкви, а после — вкатолической. СXX векапрактикуются также (обычно в модифицированной форме) в отдельных приходах и монастырях некоторыхправославныхюрисдикций:Русской Зарубежной Церквии архиепископииАнтиохийского ПатриархатавСША. Восточные литургические обряды —литургическиеобряды вхристианстве, возникшие и традиционно использовавшиеся наВостоке христианского мира, в том числе на территории бывшей Восточной Римской империи (Византии). В отличие от западной части империи, где преобладающее развитие получил римский (латинский) обряд, в то время как остальные обряды сильно уступали ему в распространённости и ограничивались небольшими территориями или отдельными монашескими орденами, на Востоке с древности развилось семь мощных литургических традиций, которые принято сводить в две семьи или традиции — Антиохийскую и Александрийскую.
Католицизм в Беларуси
Католицизм начал распространяться на белорусских землях уже в XIII в. Как отмечала Л.А.Корнилова, доминиканские монахи осуществляли свою деятельность на землях Великого княжества Литовского в XIII в. В этот же период на территории Литовского княжества начал свою деятельность первый католический епископ (сравни: первая православная епископская кафедра была открыта в Полоцке в 992 г.) при князе Миндовге (1230-1263). Есть также известия, что в 1250 г. был построен католический доминиканский монастырь в Любчи. Проникновение католицизма на территорию Великого княжества Литовского было обусловлено политической ориентацией великих князей ВКЛ (Великое княжество Литовское) на Польшу, где католицизм исповедовался и поддерживался польской короной. Процесс проникновения и закрепления римо-католичества в Белоруссии шел достаточно тяжело, поскольку в этот период государственной религией ВКЛ было православие, приверженцы которого не желали распространения католицизма. Известен факт, когда виленские жители в 1345 г. сломали и снесли католический монастырь. Широкое распространение католицизма в литовских землях связывают с Киевской унией (14 августа 1385 г.). После принятия королевством Польским и Великим княжеством Литовским унии они составили одно государство, Великий князь Литовский Ягайло вступил в брак с польской королевой Ядвигой и стал королем Польши –Владиславом II. Он обязался обратить в католичество народы Литвы. Так начиналась католическая экспансия в Белоруссии. Для осуществления планов распространения католицизма в Литве папский престол посылает два монашеских ордена в Великое княжество Литовское - бернардинцев и каноников для поддержания и укрепления доминиканцев и францисканцев, а также проводит крещение по католическому обряду великокняжескую родню. В 1387 г. в Вильне была открыта католическая епископальная кафедра, которая и осуществляла руководство религиозной жизнью католиков в землях Великого княжества Литовского. Начинается широкое наступление на православие с целью вытеснения его с данной территории. В деле расширения влияния католицизма польская корона и папа римский сделали ставку на местных магнатов. Путем запугивания, шантажа и раздачей привилегий они добивались принятия католицизма белорусскими магнатами. На протяжении XV-XVI в. в Белоруссии шло интенсивное наступление ри-мо-католиков. По всей территории строились костелы и монастыри. Ягайло и Витовт возводят костелы в Креве, Лиде, Бресте, Дрогичине, Несвиже, Витебске, Могилеве и других населенных пунктах. За этот период многие представители православной шляхты по той или иной причине перешли в католицизм. Среди них были: Радзивилы, Сапеги, Хадкеви-чи, Валовичи, Тышкевичи. Вместе с тем, основная часть народонаселения не хотела принимать "новую" веру, оставаясь православными. Другой значительной вехой в деле католизации Белоруссии сыграла Люблинская уния (1569 г.). Согласно унии Великое княжество Литовское окончательно вошло в состав Польши. Данное объединение получило название - Речи Посполитой. Для укрепления католицизма и борьбы с православием и протестантизмом на территорию Белоруссии был послан орден иезуитов, самый сильный орден, которым располагало римо-католичество. С целью распространения католицизма среди широких масс населения Белоруссии иезуиты построили и открыли целый ряд учебных заведений, в которых в 1579 г. обучалось около 700 человек. Во главе католической системы обра-ювания стояла Виленская академия с правами западноевропейского университета. Необходимо отметить, что система образования, предложенная монахами-католиками, внесла определенный вклад в становление и развитие общего уровня образованности в Белоруссии. Еще больше усилилось влияние католицизма на белорусских землях после заключения Брестской церковной унии (1596 г.). При этом необходимо учитывать, что процесс окатоличивания сопровождался полонизацией. К1696 г. белорусский язык был вытеснен из судебного и административного делопроизводства в Великом княжестве литовском и заменен на польский. К середине XVIII в. многие школы и типографии православных братств были закрыты, в белорусской епархии осталось 130 православных церквей, а 164 церкви и 5 монастырей превращены в униатские. С1668 г. отступничество от католицизма приравнивалось к преступлению и влекло за собой наказание. Католическая церковь на Белоруссии становилась крупнейшим феодалом, так в середине XVIII века иезуитские коллегиумы имели более полумиллиона десятин земли и почти 50 тыс. крепостных крестьян. После второго раздела Речи Посполитой (1772 г.) в результате которого восточные районы Белоруссии отошли к России, позиции католицизма ослабли и он был вынужден смириться с потерей своего былого влияния в этом регионе, которое не восстановлено и поныне. В 1839 г. Брестская уния была расторгнута. После первой мировой войны и Октябрьской революции часть территории Белоруссии вошло в состав Польши. В этот период (до 1939 г.) на западно-белорусских землях активно насаждается католицизм. Кроме того, в период нахождения западной Белоруссии в составе Польши белорусы испытывали давление со стороны приезжих протестантских миссионеров из США, Германии, а также баптистов, христиан веры евангельской (пятидесятников) и других религиозных организаций. В настоящее время на территории Республики Беларусь для верующих католиков нет никаких препятствий для свободного отправления религиозных культов. Об этом свидетельствует тот факт, что среди всех верующих республики католики составляют примерно 25-30 процентов.