Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его
БЛАГОВЕСТНИК
Или
ТОЛКОВАНИЕ
Блаженного Феофилакта
Архиепископа Болгарского
На
СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
в четырех книгах
Издание 2-е, исправленное
Русский перевод с греческого подлинника
Книга 1
Толкование
На
Евангелие от Матфея
Лепта, Москва, 2005
Содержание
Предисловие................................................................................................................................ 3
Глава первая................................................................................................................................. 5
Глава вторая............................................................................................................................... 17
Глава третья................................................................................................................................ 22
Глава четвертая.......................................................................................................................... 25
Глава пятая................................................................................................................................. 28
Глава шестая............................................................................................................................... 35
Глава седьмая............................................................................................................................. 39
Глава восьмая............................................................................................................................. 42
Глава девятая.............................................................................................................................. 45
Глава десятая.............................................................................................................................. 49
Глава одиннадцатая................................................................................................................... 54
Глава двенадцатая..................................................................................................................... 59
Глава тринадцатая..................................................................................................................... 66
Глава четырнадцатая................................................................................................................. 72
Глава пятнадцатая..................................................................................................................... 76
Глава шестнадцатая................................................................................................................... 80
Глава семнадцатая..................................................................................................................... 83
Глава восемнадцатая................................................................................................................. 88
Глава девятнадцатая.................................................................................................................. 92
Глава двадцатая......................................................................................................................... 96
Глава двадцать первая............................................................................................................... 99
Глава двадцать вторая............................................................................................................. 105
Глава двадцать третья............................................................................................................. 109
Глава двадцать четвертая........................................................................................................ 113
Глава двадцать пятая............................................................................................................... 119
Глава двадцать шестая............................................................................................................ 123
Глава двадцать седьмая........................................................................................................... 132
Предисловие
Божественные мужи, жившие до закона, учились не из писаний и книг, но, имея чистый ум, просвещались озарением Всесвятого Духа, и таким образом познавали волю Божию из беседы с ними Самого Бога усты ко устом. Таков был Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей. Но когда люди испортились и сделались недостойными просвещения и научения от Святого Духа, тогда человеколюбивый Бог дал Писание, дабы, хотя при помощи его, помнили волю Божию. Так и Христос сперва Сам лично беседовал с апостолами, и (после) послал им в учителя благодать Святого Духа. Но как Господь предвидел, что впоследствии возникнут ереси и наши нравы испортятся, то Он благоволил, чтоб написаны были Евангелия, дабы мы, научаясь из них истине, не увлеклись еретическою ложью, и чтоб наши нравы не испортились совершенно.
Четыре Евангелия Он дал нам потому, что мы научаемся из них четырем главным добродетелям: мужеству, мудрости, правде и целомудрию: научаемся мужеству, когда Господь говорит: не бойтесь убивающих тело. души же не могущих убить (Матф. 10, 28); мудрости, когда говорит: будьте мудры, как змеи (Матф. 10, 16); правде, когда учит: кик хотите, чтобы с вами поступали люди. так и вы поступайте с ними (Лук. 6, 31); целомудрию, когда сказывает: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нет в сердце своем (Матф. 5, 28). Четыре Евангелия дал Он нам еще и потому, что они содержат предметы четырех родов, именно: догматы и заповеди, угрозы и обетования. Верующим в догматы, но не соблюдающим заповедей, они грозят будущими наказаниями, а хранящим их обещают вечные блага. Евангелие (благовестие) называется так потому, что возвещает нам о предметах благих и радостных для нас, как-то: об отпущении грехов, оправдании, переселении на небеса, усыновлении Богу, наследии вечных благ и освобождении от мучений. Оно также возвещает, что мы получаем эти блага легко, ибо не трудами своими приобретаем их и не за наши добрые дела получаем их, но удостаиваемся их по благодати и человеколюбию Божию.
Евангелистов четыре: из них двое, Матфей и Иоанн, были из числа двенадцати, а другие двое, Марк и Лука, из числа семидесяти. Марк был спутник и ученик Петров, а Лука Павлов. Матфей прежде всех написал Евангелие на еврейском языке для уверовавших евреев, спустя восемь лет по вознесении Христовом. С еврейского же языка на греческий перевел его, как носится слух, Иоанн. Марк, по наставлению Петра, написал Евангелие спустя десять лет по вознесении; Лука по прошествии пятнадцати, а Иоанн по прошествии тридцати двух лет. Говорят, что ему, по смерти прежних Евангелистов, представлены были, по его требованию, Евангелия, дабы рассмотреть их и сказать, правильно ли они написаны, и Иоанн, так как он получил большую благодать истины, дополнил, что в них было опущено, и о том, о чем они сказали кратко, написал в своем Евангелии пространнее. Имя Богослова получил он потому, что другие Евангелисты не упомянули о предвечном бытии Бога Слова, а он богодухновенно сказал о том, дабы не подумали, что Слово Божие есть просто человек, то есть, не Бог. Матфей говорит о жизни Христовой только по плоти: ибо он писал для евреев, для которых довольно было знать, что Христос родился от Авраама и Давида. Ибо уверовавший из евреев успокаивается, если его удостоверят, что Христос от Давида.
Ты говоришь: «Ужели не довольно было и одного Евангелиста?» Конечно, довольно было и одного, но чтоб истина обнаружилась яснее, дозволено написать четырем. Ибо когда видишь, что эти четверо не сходились и не сидели в одном месте, а находились в разных местах, и между тем написали об одном и том же так, как бы то было сказано одними устами, то как не подивишься истине Евангелия, и не скажешь, что Евангелисты говорили по внушению Святого Духа!
Не говори мне, что они не во всем согласны. Ибо посмотри, в чем они несогласны. Сказал ли кто-нибудь из них, что Христос родился, а другой: «не родился»? Или сказал ли кто из них, что Христос воскрес, а другой: «не воскрес»? Нет, нет! В необходимом и важнейшем они согласны. А ежели они в главном не разногласят, то чему дивиться, что они по-видимому разногласят в неважном; ибо из того, что они не во всем согласны, наиболее видна их истинность. Иначе о них подумали бы, что они писали, сошедшись вместе, или сговорившись друг с другом. Теперь же кажется, что они несогласны, потому, что то, что один из них опустил, написал другой. И это в самом деле так. Приступим к самому Евангелию.
Глава первая
Родословие
Почему евангелист не сказал, подобно пророкам: видение, или «слово»? Ибо они так надписывали свои книги: «Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел» (Ис. 1, 1), также «Слово, которое было в видении к Исаии» (Ис. 2, 1). Ты хочешь узнать, почему? Потому что пророки беседовали к жестокосердым и непокорным и потому говорили: божественное видение и Господне слово. Так говорили они для того, чтобы народ убоялся и не пренебрег того, что они говорили. А Матфей имел дело с верными, благомыслящими, благопокорными, и поэтому не сказал наперед ничего, подобного пророкам. Могу сказать и нечто и другое: что видели пророки, то видели умом, созерцая при помощи Святого Духа, поэтому и называли то «видением». Но Матфей не умственно видел и созерцал Христа, но чувственно пребывал с Ним и чувственно слушал Его, когда Он был во плоти, поэтому не сказал: видение, которое я видел, или созерцание, но сказал: «Родословие».
Иисуса
Имя Иисус не греческое, а еврейское, и значит «Спаситель», ибо оно у евреев означает «спасение».
Христа
Христами назывались цари и первосвященники, ибо были помазываемы святым елеем, который лили из рога на их голову. Господь называется Христом и как Царь, ибо воцарился для истребления греха, и как Первосвященник, ибо Сам Себя принес в жертву за нас. А помазан же Он истинным елеем, Духом Святым, преимущественно, ибо кто другой имел Духа так, как Господь? В святых чудодействовала благодать Святого Духа, но во Христе действовала не благодать Святого Духа, но Сам Христос творил чудеса с Единосущным Ему Отцом и Духом.
Сына Давидова
К слову «Иисуса» евангелист присовокупил «Сына Давидова» для того, чтобы ты не подумал, что он говорит о другом Иисусе. Ибо был и другой знаменитый Иисус, вождь Израиля после Моисея, но сей назывался сыном Навина, а не сыном Давида, жил многими веками ранее Давида и происходил не из Иудина колена, из которого произошел Давид, а из другого.
Сына Авраамова
Почему евангелист поставил Давида прежде Авраама? Потому что Давид особенно был знаменит у евреев, и жил он позже Авраама, и был царь. Ибо из царей он первый благоугодил Богу и первый из них получил обетование, что из его семени восстанет Христос, почему все и называли Христа Сыном Давидовым. Давид носил в себе и образ Христа, ибо как сей воцарился на место отверженного и возненавиденного Богом Саула, так и Христос пришел от Отца во плоти и воцарился над нами, когда Адам потерял царство и данную ему власть над всем живущим и над демонами.
Авраам родил Исаака.
С Авраама начинается родословие, так как он был отец евреев и первый получил обетование, что «о семени его благословятся вси языцы». Итак, от него начинается родословие Христа. Христос есть семя Авраама, в котором получили благословение все мы, бывшие прежде язычники и под клятвою. Авраам значит отец языков, а Исаак – радость, смех. Евангелист не упоминает о прежде родившихся детях Авраама, то есть об Измаиле и других, потому что Иудеи происходили не от них, а от Исаака.
Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его.
Вот потому упомянул об Иуде и братьях его, что от них произошли двенадцать колен.