Quot;Так как я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих., чтобы они спаслись. Будьте подражателями мне, как я Христу" (10:33-11:1)
Павел заключает этот раздел, который по мысли заходит в главу 11, практическим предложением, как следовать принципам христианской свободы.
Поскольку апостол жил таким образом, чтобы угождать всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись, он спокойно и с уверенностью мог посоветовать коринфянам следовать его примеру. Он 18 месяцев прожил и прослужил в Коринфе, и тамошние верующие хорошо его знали. "Вы помните, как я жил, когда я был с вами, - говорит он им, - живите и вы такой же жизнью" Цель Павла состояла в том, чтобы привести людей ко спасению. Ради этой цели он готов отложить в сторону все, что угодно (ср. 9:19-23).
Причина того, почему Павел так уверенно мог сказать об успехе христианской жизни, - и в целом, и в частности, в том, что касалось использования христианской свободы, - состояла в том, что он был подражателем Христу. Христос -это наивысший образец Того, Кто отложил в сторону все Свои права ради других, Того, Кто "уничижил Себя Самого, приняв образ раба", и "смирил Себя, быв послушным даже до смерти" (Фил. 2:7-8). Павел призывал коринфян подражать ему, как он сам подражал прославляющему Бога снисхождению Христа (ср. 4:16; Фил. 3:17).
Глава 26. Женщины в церкви: подчинение и равенство (11:2-16)
Quot;Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос; жене глава -муж, а Христу глава - Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову; И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову; ибо это то же, как если бы она была обритая; Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа. И не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же - от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это -бесчестье для него, Но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии" (11:2-16).
За последние несколько десятилетий вопрос о роли женщины стал полем боя и камнем преткновения для многих. Борьба за права женщин усилилась до такой степени, что стала угрожать нарушить равновесие в обществе, что, в свою очередь, представляет угрозу для будущего. В наши дни усилия врага, начавшись с мирского общества, дошли и до церкви, которая так часто подхватывает мирские болезни и перенимает дух времени. Некоторые церковные руководители и авторы зашли, во имя христианства, так далеко, что стали учить принципам, пытающимся дать новое определение библейским истинам или даже изменить их, чтобы приспособиться к нормам современного мышления в мире. Для этого им, конечно, приходится считать, что Павел и некоторые другие авторы Писания к той истине, которая была дана Богом через откровение, добавили кое-что из своих собственных мнений, и что апостолы иногда учат обычаям, определявшимся той культурной средой, из которой они происходили, вместо того, чтобы учить нормам, открытым свыше. Когда принимается такой подход, человек сам для себя должен решить, какая часть Писания - свыше, а какая - нет. Так человек делает сам себя судьей над Божиим Словом. Сатана ничем не брезгует, чтобы разрушить божественный порядок, и один из важнейших для него способов - это извратить роли полов и взаимоотношения между ними.
Коринфская церковь столкнулась с ситуацией, сходной с той, с которой нам приходится сталкиваться в наши дни, и те верующие, которые писали Павлу (7:1), очевидно, попросили его высказаться на тему о подчинении женщины мужчине. Апостолу понравилось, что в этом вопросе, как и в других, они искали откровения Божии, что они относились к нему с любовью и уважением и что в основном они придерживались здравого учения. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Термин помните указывает на то, что имеется в виду помнить постоянно, - на что указывает совершенный вид. Несмотря на свою духовную незрелость и на многие свои недостатки, коринфяне уважали апостольский авторитет Павла и божественную мудрость, и в некоторых аспектах учения они старались узнать Господню волю и последовать ей.
Слово предания (парадосис) означает "то, что передается через учение". В Новом Завете это слово используется в негативном смысле, когда оно относится к представлениям или обычаям, изобретенным человеком (как в Матф. 15:2-6; Гал. 1:14; Кол. 2:8). Но это же слово можно использовать и по отношению к учению, открытому свыше, как в этом стихе и в 2 Фес. 2:15. Коринфские верующие крепко держали вдохновенное апостольское учение Павла.
Основные беды коринфской церкви крылись не в учении, но в нравственности, не в теологии, но в образе жизни. Коринфяне были правоверными, но нечистыми. Они помнили самые существенные истины о природе Бога и о Его труде, но они не вели богоугодный образ жизни. И поэтому Павел хвалит их за сильные стороны прежде, чем начать снова упрекать их за слабости, - в этом случае их слабость была в непонимании ролей полов и их взаимоотношений.
Принцип устанавливается