Несомненность влияния злых духов на людей

Зло как насущная потребность демонов. — Дьявол— внушитель идолопоклонства. — Мнения св. Отцов Церкви о присутствии демонов в идолах. — Деятельность дьявола к уничтожению царства Христова на земле. — Сила влияния дьявола на людей. — О бесноватых нашего времени.

По ниспадении злых духов с неба в область поднебесную, или воздушную (Еф. 2, 2; 6,12), для них стал вовсе недоступен мир небожителей, и потому все их злостное внимание исключительно устремлено на близкую к ним землю, с тем, чтобы здесь между людьми сеять, взращать и утверждать зло. Зло, таким образом, составляет насущную потребность дьявола, который ни о чем не мыслит, кроме зла, ничего не желает, кроме зла, ни в чем не находит успокоения или наслаждения, кроме злой деятельности. Царство добра, как Царство Божие, ненавистно ему, поэтому-то он и старается через подвластных ему людей или духов всячески ставить преграды к распространению понятия добра; старается о разрушении Царствия Божия на земле (2 Кор. 4, 4). По словам Самого Господа, дьявол враг Его: ибо на том поле, где Господь посеял пшеницу дьявол посеял плевелы (Мф. 13,24-25).

Во вражде к Богу, дьявол отторгнул от Него людей еще в раю, и случилось то, что «человек, — как говорит Григорий Богослов, — созданный для славы Божией, завистью дьявола чрез вкушение греха, к несчастию своему, удалился от Бога. Удалив людей от Бога, дьявол направлял все свои старания к тому, чтобы удерживать людей в своей власти, а для сего всегда старался отвращать сердца людей от Бога. Если же у людей было стремление возвратиться к Богу, то этим стремлениям дьявол всячески препятствовал и, таким образом, удерживал людей в своей власти. Для привлечения людей под свою власть дьявол пользовался их неверно направленным стремлением найти Бога и обманул их, согласно своему желанию; водя их как слепцов, ищущих пути, рассеял их по разным стремнинам и низринул в бездну смерти и погибели»1. Этой бездной до появления христианства было идолопоклонство. Язычники, принося жертвы, приносят их бесам, а не Богу (1 Кор. 10, 20), — пишет св. апостол Павел. Справедливость этих слов апостола Павла подтверждает история. В повествовании о страданиях св. великомученика Георгия Победоносца рассказывается, что после многих мучений св. Георгия царь Диоклетиан, между прочим, сказал ему: «Если захочешь покориться мне, все те муки, которые ты перенес, я заглажу многими почестями». Святой сказал: «Если позволишь, царь, пойдем в храм и посмотрим на богов, почитаемых вами». Царь с радостью пошел в храм Аполлона со всею своею свитою и народом, ведя с собой и св. Георгия.

Когда взошли в храм и приготовили жертву, наступила глубокая тишина: все смотрели на мученика, ожидая, что он принесет жертву богам. А святой, подойдя к идолу Аполлону и, подняв к нему свою руку, спросил его, бездушного, как бы живого: «Ты ли это хочешь принять от меня жертву, как Бог?» Сказав это, святой осенил идола крестным знамением. Бес же, живший в сем идоле, отвечал: «Нет, я не бог. Один только есть Бог, Которого проповедуешь ты, а мы из ангелов, служащих Ему, сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей». Святой снова сказал ему: «Как же ты смеешь пребывать здесь, когда пришел я, служитель истины?» После этих слов некоторый плачевный голос исходил от идолов, и потом они вдруг все упали и разбились2.

Св. Афанасий Великий свидетельствует, что демоны вводили в заблуждение умы человеков различными привидениями, пребывая в источниках и реках, древах или камнях, и невежественных смертных устрашали призраками»3.

А о том, как относятся демоны к приносимым им жертвам, говорит св. Иоанн Златоуст в «Слове о Вавиле» (против Иулиана и язычников). Поведав обстоятельства, давшие повод к построению капища Аполлону в Дафне, предместье Антиохийском, Златоуст говорит, что дьявол, воспользовавшись баснословным преданием, поместил в капище демона для обольщения и погубления людей. Демон, присутствуя при идоле, давал провещания, которыми поддерживались заблуждения язычников. В Дафну были перенесены мощи священномученика Вавилы, и демон сперва умолк, а потом и вовсе удалился из капища. «Таков обычай у демонов, — присовокупляет св. Отец, — когда воздают им человеки Божеское поклонение вонею и дымом крови, тогда они, подобно кровожадным и ненасытным псам, пребывают в тех местах для питания и наслаждения. Когда же никто не приносит им таких жертв, тогда они пропадают как бы от голода. Доколе приносятся жертвоприношения, доколе совершаются скверные тайнодействия, дотоле демоны присутствуют и увеселяются»4. А каким образом духи злобы (Еф. 6, 12) могут питаться приносимыми идолам жертвами, изъясняет св. Василий Великий: «Демоны, как преданные сластолюбию и страстям, в значительной степени наслаждаются и питаются жертвами. В то время, как сжигаются жертвы, кровь превращается через горение в испарения и, разложившись, таким образом, на тонкие части, переходит в состояние, свойственное естеству демонов. Всеконечно, они питаются испарениями, не так, чтобы они их ели или наполняли ими чрево, но подобно некоторым животным, устрицам и прочим этого рода, которые принимают пищу всем существом своим. По этой причине демоны с жадностью пожирают газы, происходящие от горения жертв, и втягивают в себя дым курящегося ладана»5.

Объясняя 11— и ст. 10 гл. Пророка Исаии, тот же св. Отец говорит: «Возрыдайте, изваянная в Иерусалиме и в Самарии; якоже бо сотворих Самарию и рукотворенным ея, тако сотворю Иерусалиму и кумиром его (Ис. 10,11). Каким образом восплачут изваяния, сделанные из дерева, камня или другого какого-нибудь вещества и получившие от художника образ и вид человеков или бессловесных, животных, четвероногих, или птиц, или пресмыкающихся, каковы были статуи и изваяния египтян?.. Совершается это так: обрубкам дерева, которым руками человеческими дан образ и вид, и вообще всем идолам, сделаны ли они из драгоценного или дешевого вещества... невидимо сожительствуют и соприсутствуют некоторые демоны, находящие наслаждение в нечистых жертвах. Близ мясных лавок, там, куда выбрасывается испортившаяся и запекшаяся кровь, пребывают псы, лакомые до этого рода пищи; подобно этому и демоны, порабощенные объедению, жадно ищущие наслаждения, запахом и разложением крови жертвоприношений, летают вокруг жертвенников, им посвященных... ясно обнаруживается власть демонов над статуями, им посвященными, повестью, о которой мы читаем в книге Царств. Взяша иноплеменницы кивот Господень и внесоша его в храм Дагонов, и поставиша его близ Дагона. И обутреневаша Азотяне наутрие и се Дагон паде на землю на лице свое» (Цар. 5, 2-3). Изваяние, видимое для, всех, — был Дагон; упавший же на лицо свое — был демон, ниспровергнутый славою, окружавшею кивот Божий; демон и пал на лицо свое, а с собою ниспроверг и опрокинул видимую вещь. По этой причине, употребляющие в пищу идоложертвенное признаются причастниками трапезы демонов (1 Кор. 10,21)... Вот почему сказано: возрыдают изваяния, то есть демоны, обитающие в них»6.

Дьявол обольщает людей при посредстве волхвов. Апостол Павел называет волхва Елиму исполненным всякого коварства и всякого злодейства, сыном дьявола, врагом всякой правды (Деян. 13, 10). Принимая для удобства к достижению своих целей вид светлого Ангела (2 Кор. 11,14), дьявол возбуждает в людях нечестивые мысли и желания, как об этом свидетельствует рассказ книги Деяний об Анании и Сапфире. Для чего, — говорит апостол Петр Анании, — ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? (Деян. 5, 3). Дьявол действует иногда на тело, производя в нем физические страдания. Дано мне, — говорит апостол Павел, — жало в плоть, ангел сатанин, чтобы удручить меня, дабы я не превозносился (Кор. 12,7). На этом основании все, что есть только злого в мире, по учению св. Апостолов, есть дело дьявола. Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил, — говорит св. евангелист Иоанн (Ин. 3, 8), а св. апостол Павел совращение на путь греха называет совращением вслед сатане (Тим. 5, 15). Дьяволу усвояется ослепление всех тех, которые не принимают Евангелия (2 Кор. 4, 4); они представляются попавшими в сеть дьявола, который уловил их в свою волю (2 Тим. 2, 26). Св. Писание называет детьми дьявола нелюбящих братьев своих (1 Фее. 2,18).

Отцы и учители Церкви видели причину всех бедствий Церкви: внешних гонений и внутренних ересей и расколов в кознях сатаны и его служителей. Минуций Феликс говорит: «Я обращусь к самому источнику лжи и заблуждения, из которого произошел весь этот мрак; постараюсь глубже проникнуть в него и яснее показать его. Есть лживые духи, лишившиеся небесной чистоты. Эти духи лишились чистоты своей природы, осквернив себя пороками, и для утешения себя в несчастии, сами уже погибшие — не перестают губить других; сами поврежденные — стараются распространить гибельное заблуждение, и отчужденные от Бога — усиливаются удалить всех от Бога, введя между людьми лживые религии и всякие заблуждения. Эти нечистые духи — демоны; они вдохновляют прорицателей, которые произносят смешанные с ложью прорицания. Они обманываются и обманывают, — то, не зная истины, то зная ее, но, не открывая, а затемняя ее, чтобы не погубить себя. Они отвращают людей от Бога и от неба, возмущают человеческую жизнь, причиняют всем беспокойство, вселяясь тайно в тела людей; производят болезни, наводят страх на умы»7. Св. Ириней говорит: «Сатана делал человека неблагодарным к своему Творцу, помрачал любовь, которую человек имеет к Богу, и ослеплял его ум, чтобы он мыслил о Боге недостойно, сравнивая себя и поставляя наравне в Богом»8.

Св. Антоний Великий говорит: «Злые духи стараются различным образом привлечь нас ко греху. Они скрывают как ненависть свою к нам, так и враждебные действия против нас, внушают нам богохульные мысли, побуждают нас сомневаться в истинах веры. Чтобы привести нас к неверию, потемняют разум наш, порождают в сердце нашем порочные желания; повергают нас в уныние и отчаяние, возбуждают в нас гнев, рождают и укрепляют в нас склонность осуждать других, но всегда оправдывать самих себя, научают нас злословить ближних — ласково и дружелюбно говорить теми, к коим мы, по их внушению, питаем сильную ненависть, показывают нам внешние недостатки ближнего, но скрывают от нас внутренне наше развращение, производят между нами распри и несогласия, когда мы, по их внушениям, почитаем себя лучше других. Сверх сего, они побуждают нас предпринимать такие дела, которые превышают наши силы, и отклоняют нас от исполнения того, что нам полезно и нужно»9.

Приведем еще характерные слова св. Афанасия Александрийского о том влиянии, которое имеет дьявол на людей: «Супостат наш дьявол, завидуя великим благам, которыя мы должны получить, ходит вокруг нас и тщательно наблюдает, чтобы похитить семена Слова, находящияся в нас. По этой причине Господь, предостережением запечатлевая в нас Свои заповеди, говорит: Блюдите, да не прельщены будете: мнози бо приидут во Имя Мое глаголюще, яко Аз есмь, и время приближися. Не изыдите убо во след их (Лк, 21, 8). Без сомнения, нечто великое предоставлено нам Словом: нам предоставлено избегать обмана, который мог бы быть произведен наружным видом предметов... Если бы великий демон... тотчас открывал себя, то каждый бы отгонял его как змея, как дракона, ищущего пожрать кого только можно. По этой причине он прячется,., чтобы обмануть человеков ложною наружностью и обманутых заковать в свои цепи. Как кто-либо, желая чужих детей увлечь в рабство себе, принимает, в отсутствие родителей их, подобие этих родителей, При посредстве этой хитрости, обманув горящих любовью к родителям сынов, уводит их далеко, и погубляет несчастных: так и нечестивый демон... не дерзает кому-либо показываться таким, каков он есть; зная же, насколько человеки любят истину, принимает на себя личину правды»10. В этих словах св. Отца говорится не только о несомненности влияния дьявола на людей, но и о хитрости, с какою дух злобы изливает яд в последователей своих. О влиянии злых духов на людей говорит и опыт тех лиц, которые следят за духовной своей жизнью. Вот что пишет о. Иоанн Кронштадтский: «Нет, что ни говорите, а человек бывает иногда слишком раздражителен и зло не сам по себе, а при самом усердном пособии дьявола. Вы только наблюдайте за собою или за другими во время раздражительности и злобы, когда вам или другому кому хотелось бы уничтожить лицо, вам враждебное истинно или мнимо; сравните следующее за этим (иногда в скором времени по действию Ангела Хранителя) спокойствие, кротость и доброту характера вашего или человека, за которым вы наблюдали, — с только что минувшим противоположным состоянием, и вы скажете себе: "Нет, это, кажется, совсем не тот человек, который недавно перед этим злился и ярился, это человек, из него же бесы изыдоша". В нем нет и тени прежней злобы и прежнего бессмыслия. Некоторые отвергают бытие злых духов: им подобные явления в жизни людей должны ясно свидетельствовать об их бытии. Если всякое явление имеет соответствующую причину, и от плодов познается древо, то кто не увидит в безумно — злобствующем человеке действующего внутри его злого духа, который не может себя являть иначе, как таким достойным себя образом, не соответствующим часто характеру злобствующего лица, и последующих его действий.

Кто в излиянии человеческой злобы не увидит действия начальника и создателя злобы, тот принадлежит к числу имеющих уши, но не слышащих и имеющих ум, но не разумеющих... Ведь каждый человек, подверженный раздражительности и дышащий злобою, сам ощущает ясно в груди своей присутствие враждебной злой силы, заставляющей его действовать как бы непроизвольно, обратно тому как он по разуму и влечению хотел бы действовать».

Итак, влияние злых духов на людей несомненно и простирается, по словам Спасителя, до того, что дьявол обитает в грешнике, как в своем доме; и не только сам обитает, но приводит еще лютейших духов (Мф. 12, 43- 45). Теперь представим: чего хозяин не может сделать со своим домом? Все, что угодно; равным образом и дьявол поступает с грешною душою. О том, насколько велика зависимость грешника от дьявола, засвидетельствовал Спаситель и в другом месте. Вы, — говорит Он нераскаянным иудеям, — отца вашего дьявола есте, и похоти отца вашего хощете творити (Ин. 8, 44), — сравнение здесь очень сильное. Как сын получает свое бытие от отца, так и грешник получает свое духовное бытие от дьявола, который и воспитывает своего сына во зле. Очень наглядно изображает зависимость грешника от дьявола и св. апостол Павел. Он называет грешника живо уловленным от дьявола в его волю и заповедует верующим молиться о таковом, егда како даст ему Бог покаяние в разум истины, и возникнет от диаволъския сети (2 Тим. 2,25-26). Подобно тому, как птица вся находится в руках ловца, так и грешник — в руках дьявола. Но тогда как птица чувствует свою неволю и бьется в сети, чтобы прорвать ее, грешник и не примечает своего плена, и потому не старается освободиться из него».

Но есть ли бесноватые в наше время, подобные тем, которых Господь во время земной Своей жизни благоволил исцелить? На этот вопрос отвечает о. Иоанн Кронштадтский так: «Бесноватые были прежде, они есть и ныне; только ныне, в новой благодати, бесы действуют скрытнее и хитрее, чем в то старое время, когда сила и власть их над людьми не была еще торжественно сокрушена, и им было гораздо больше простора в мире. И теперь, впрочем, бешеных людей очень и очень много. Кому из нас неизвестен нынешний род бесноватых или бешеных пьяниц... Есть и другой род беснующихся: это люди злые, раздражительные, гневные... Есть беснование скупых... Есть бешенство плотской страсти, как равно много других родов и видов беснования. Но я видел и настоящих бесноватых, в которых вселялись бесы по неисповедимым судьбам Божиим и произносили страшные хулы и сквернословия; видел, как ужасно бросали они одного несчастного из угла в угол, нудили его лезть на стену и прочее»11.

То, что пишет о бесноватых о. Иоанн Кронштадтский, наблюдал и я в течение 18 лет (с 26 марта 1880 года), во время чтения заклинательных молитв над страждущими от злых духов пред Казанской иконой Божией Матери в Симоновом монастыре. Больные в этих случаях шумят, бьются о пол, хватают меня за одежду и прочее.

1 Св. Григорий Богослов. Ч. 3. С. 25.

2 Четьи-Минеи. Апреля 23

3 Oratio de incarnatione Verbi. Т I. Р. 180.

4 Иоанн Златоуст. Т. 2. С. 554.

5 Комментарий на Исаию. Т. 2. С. 165

6 Комментарий на Исайю. Т. 2, гл. 10. С. 531-534.

7 Минуций Феликс. Кн. 3. С. 374

8 Приложение к Православному Обозрению, 1866. С. 90-92.

9 Христианские чтения, 1826. Ч. 23-я. С. 180-181.

10 Епископ Игнатий (Брятанинов). Слово о смерти. С. 215-216.

11 Протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский).Т. 2

Глава V

Наши рекомендации