В итоге три кармических следа, запечатленных в сознании-основе, порождают три иллюзорные видимости: объект, субъект и тело

Если подвести итог сказанному выше, то три разновидности психичес­ких кармических следов, запечатленные в [сознании-]основе, служат причиной трех разновидностей иллюзорных видимостей: объектов, в том числе формы; субъектов, или сознаний, воспринимающих [объек­ты]; и собственного тела. Хотя эти три аспекта проявляются, они не имеют реальности. Таким образом, кармические следы, словно пыль на поверхности зеркала, затуманивают ясный свет ума, и [живые су­щества] блуждают в круговороте бытия. В «Украшении сутр <Маха-яны>» Майтреи [288] говорится:

Эти три проявляются в трех аспектах.

Смысл этой цитаты поясняется в сочинениях Дриме Осера (Лонгчен-пы), воплощенного Самантабхадры.

Из объективных кармических следов развиваются] окружающий мир; пять объектов, в том числе форма; восемь сознаний и благие и неблагие действия. [Привязанность к] формам шести [видов] существ, а также к объекту, деятелю и действию создает объект и субъект, которые, в свою очередь, порождают клеши. [Клеши] создают безначальный и бесконечный круговорот бытия.

Внешний мир и пять [видов] объектов, которые находят в нем опору, — форма, звук, запах, вкус и осязаемое — не существуют нигде, ни внешне, ни внутренне. Тем не менее, из-за кармических следов, ори­ентированных на объекты, эти объекты предстают уму, словно суще­ствуют вовне. Человек привязывается к ним как к [внешним] объек­там, вследствие чего они становятся такими объектами, которые он принимает или отвергает. Подразумеваемая мысль о том, что воспри­нимаемый объект является внешним, выраженная словами «это фор­ма», есть мысль, создающая объекты.

В число восьми сознаний входят сознание-основа, <сознание> загрязненного ума и шесть сознаний <чувств>. Эти [восемь] сознаний влекут за собой действия, среди которых есть благие (накапливающие заслуги) и неблагие. Кармические следы, проистекающие от этих дей­ствий, остаются в уме, как лежат вместе золото и пустая порода. Когда сила этих субъективных кармических следов возрастает, восемь созна­ний воспринимают соответствующие им объекты, как рассудочно, так и нерассудочно. Так проявляется мысль, создающая субъекты.

Из-за кармических следов, ориентированных на тело, шесть раз­рядов существ — источников возникновения субъекта и объекта — обретают сильную привязанность к [своим] личным обликам и [своим поступкам с точки зрения] объекта, деятеля и действия. Даже во сне они привязаны к своему телу [как к реальному]. Вследствие этого они испытывают удовольствие и боль, и сила трех кармических следов возрастает, порождая проявление иллюзорных субъективных и объек­тивных видимостей. Принятие и неприятие этих [иллюзорных види-мостей] увеличивает силу клеш, что приводит к накоплению кармичес­ких действий. Так постоянно воспроизводит себя безначальная и бес­конечная цепь круговорота бытия.

Кармические следы [накопленные] с безначальных времен, поро­дили всю череду наших прежних жизней. Привычка к череде про­шлых жизней привела нас к этой жизни. Привычка к впечатлениям этой жизни, в том числе к снам, навеянным [событиями] дня, форми­рует кармические следы [которые проявятся как] объекты, субъекты и тела в будущих жизнях.

II. 2.3.2.1.4. Дополнительное объяснение: окончание круговорота бытия

Когда ход взаимозависимого возникновения обращается вспять или же его причины и условия рушатся из самой сердцевины, иллюзорные [видимости] исчерпываются и достигается высшее освобождение.

Что служит причиной старости и смерти, главного страдания кругово­рота бытия? При ближайшем рассмотрении оказывается, что старость и смерть проистекают от рождения, которое, в свою очередь, проис­текает от порождаемой привязанностью привычки держаться, и так далее, по ходу следующих звеньев [взаимозависимого возникнове­ния]. Разбирая этот процесс шаг за шагом, можно понять, что корень всех этих звеньев — неведение. Применение противоядия, устраняю­щего неведение, приводит к прекращению [освобождению], обращая вспять ход взаимозависимого возникновения.

[Кроме того] можно применить метод анализа, чтобы понять, что причина блуждания в круговороте бытия, то есть привычка держаться за «я», и ее условие — врожденное неведение, не имеют истинной реальности. Благодаря такому пониманию основа заблуждения ру­шится из самой сердцевины. В измерении реальности, дхармадхату, иллюзорные видимости исчерпываются и наступает освобождение, высшее блаженство.

Глава 5 ИЗНАЧАЛЬНАЯ ЧИСТОТА ВСЕЛЕННОЙ

Наши рекомендации