Активное и пассивное послушание
Приложение 1.
Джерри Бриджес: ЕВАНГЕЛИЕ ДЛЯ НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ
Глава 3
Радость послушания
Если вы росли в многодетной семье, то можете без труда вспомнить случаи соперничества между братьями. Иногда вы были жертвой, а иногда зачинщиком, но во всех случаях присутствовали греховные поступки и греховные ответные действия. Даже если вы были единственным ребенком или одним из двух детей (как в моем случае), то, вероятно, можете припомнить, как причиняли вред своим друзьям. Никто из нас не рос безгрешным. Еще до того как мы услышали слово «грех», мы уже грешили ежедневно, даже не выходя из дому.
Иисус рос в большой семье. Матфей перечисляет имена четырех (возможно, сводных) братьев Иисуса: Иаков, Иосиф, Симон и Иуда. Затем упоминается обо «всех Его сестрах» (Мф. 13:55-56). Слово «все» должно указывать, по меньшей мере, на трех сестер, а возможно — и больше. Таким образом, Иисус вырос в семье из четырех братьев и нескольких сестер, и у каждого из них была греховная природа. Тем не менее, находясь в таком положении, Иисус никогда не грешил. Он никогда не был раздражителен ни с одним из Своих братьев, никогда не действовал со злобой, никогда не мстил, если один из них был не прав по отношению к Нему. Он был абсолютно безгрешным во всех отношениях — как по Своей природе, так и в Своем поведении.
Достигнув подросткового возраста, Иисус ни разу даже в мыслях не поддался множеству искушений юности, наподобие гордости, похоти, зависти или жадности. Он был бесконечно больше, чем просто образцовый подросток. Он был безгрешен.
Став взрослым, Он столкнулся с яростной атакой искушений сатаны в пустыне и с успехом дал отпор каждому из них (см. Мф. 4:1-11). Приближаясь к концу Своей жизни, в одном из множества столкновений со Своими главными противниками — иудейскими религиозными лидерами, — Он мог без стеснения и какой-либо претенциозности сказать: «Я всегда делаю то, что Ему [Отцу] угодно» (Ин. 8:29). Подобное заявление должно включать не только внешние поступки и речи Иисуса, но также и Его внутренние помышления (см. Пс. 138:1-4). Что еще более важно, это должно включать Его мотивы, потому что Бог не только знает наши мысли, но также понимает и наши мотивы (см. 1 Пар. 28:9; 1 Кор. 4:5).
Немного позже в том же столкновении Иисус спросил: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46). Иисус бросил Своим критикам вызов: назвать конкретный совершенный Им грех, прекрасно зная то, с какой охотой они сделали бы это, если бы могли. Возможно, не менее убедительным является тот факт, что Он без колебаний заявлял о Своей безгрешности в присутствии двенадцати учеников, которые жили и служили вместе с Ним двадцать четыре часа в сутки на протяжении трех лет, и слышали и видели фактически все, что Он говорил и делал.
Есть одна старая история о маленьком мальчике, который порывался влезть с ногами на скамейку в церкви во время служения. После нескольких замечаний мама его предупредила, что строго накажет, если он встанет еще раз. Сев с недовольным видом на сиденье, он прошептал своей маме: «Я сажусь снаружи, но внутри я стою».
Каждый из нас в некоторой степени может отождествить себя с этим мальчиком. Бывают времена, когда наши внутренние желания не соответствуют нашему внешнему поведению. Внешне мы поступаем очень правильно, но в нашем сердце — грех. Это никогда нельзя было сказать об Иисусе. В одном из мессианских псалмов Он мог сказать: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце» (Пс. 39:9). Он не только был совершенно послушен Закону Божьему, но и всегда желал этого. По сути, в большинстве других переводов Библии этот стих (Пс. 39:9) переведен как «Я радуюсь, исполняя волю Твою, Боже Мой» (курсив автора). Мы можем сказать, что Иисус не только желал исполнить Божью волю, но также и радовался, делая это. Однажды Он даже сказал: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Ин. 4:34).
Если мы поразмышляем об этом, то поймем, что послушание без радости — это несовершенное послушание. Однако это было качеством послушания Иисуса, которое он отражал всю Свою жизнь от рождения до смерти. Неудивительно, что в начале Его служения (и затем еще раз в конце) с небес прозвучал голос, который произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17; 17:5). Однако какое значение Его совершенное послушание имеет для нас?
Активное и пассивное послушание
Апостол Иоанн написал, что нижний хитон Иисуса был «не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19:23). Таким же образом мы должны смотреть на то, что Христос сделал для нас. Хотя мы неизбежно видим в отдельный момент времени только одну из граней того, что Он совершил, не будем забывать, что каждая такая грань — это нить в бесшовном одеянии, составляющем всю Его жизнь, смерть и воскресение.
Перспектива «одежды без швов» должна направлять нас, когда мы рассматриваем два основных аспекта Его дела: Его жизнь и Его смерть. В последние годы христиане имеют склонность концентрироваться почти исключительно на смерти Христа, не обращая внимания на Его безгрешную жизнь. При этом большая часть жизни Иисуса, прошедшей в совершенном послушании, рассматривается только как необходимая предпосылка Его смерти. Однако истина в том, что Иисус не только умер за нас, но также и жил для нас. Таким образом все, что сделал Христос как Своей жизнью, так и Своей смертью, Он сделал вместо нас как наш Заместитель.
Для того чтобы выделить два основных аспекта послушания Христа, богословы исторически используют два прилагательных: «активное» и «пассивное». В данном смысле эти слова не имеют своего обычного грамматического значения (слово «активное» описывает действие, совершаемое нами, а слово «пассивное» — действие, совершаемое по отношению к нам). Ни одно из них не используется для обозначения двух периодов истории Иисуса: Его жизни и Его смерти. Скорее, они относятся к двум действиям Христа в отношении Закона Божия. Закон содержит как заповеди, так и наказания. Заповеди требуют полного повиновения, а наказания налагаются за малейшее нарушение заповедей.
Божий Закон, изложенный в Писании, — это отображение нравственной природы Самого Бога. Это тот Закон, который был запечатлен на сердце Адама как часть его естества, созданного по Божьему образу. Это тот же самый Закон, который, по словам апостола Павла, все еще записан в сердцах людей, независимо от того, насколько непонятным он сейчас может быть (см. Рим. 2:12-16). Это — глобальный закон, применимый ко всем людям во все времена. Когда апостол Павел написал, что Христос «подчинился закону» (Гал. 4:4), он имел в виду именно эту всеохватную нравственную волю Божью. Иисус родился под Законом потому, что Он пришел, чтобы в совершенстве исполнить его вместо нас. Он пришел сделать то, что мы из-за своей греховной природы не могли сделать. Именно совершенное подчинение нравственной воле Бога и составляет Его активное послушание.
Однако существует и еще одна важная сторона послушания Иисуса. Как наш представитель, Он не только был обязан повиноваться заповедям Закона, но и понести наказание за то, что мы нарушили его. Эту обязанность Он добровольно принял, подчиняясь воле Отца. Таким образом, Он активно повиновался всеохватной нравственной воле Отца, которую мы называем Божьим Законом, и пассивно подчинился конкретной воле Отца для Него, а именно: понести наказание за наш грех. Автор Послания к евреям упомянул об этой конкретной Божьей воле для Иисуса, когда написал: «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10).
Таким образом, пассивное послушание заключается в страданиях Христа вместо нас. Однако мы не должны ограничивать Его страдания только лишь теми несколькими часами, которые Он висел на кресте. Они фактически начались в момент Его воплощения, когда Он отказался от Своей божественной славы и принял человеческую природу, подверженную тем же физическим слабостям и немощам, которым подвержены и мы.
Он родился в бедной семье в народе, который был под пятой у чужеземцев. Его первой кроватью было корыто для кормления животных. Как безгрешное дитя в семье грешных братьев и сестер, Он, должно быть, часто страдал от их рук. В Писании особо сказано, что в течение первых трех лет Его общественного служения братья не верили в Него, и, по крайней мере, в одном случае насмехались над Ним (см. Ин. 7:1-5). Его не понимали, критиковали и утомляли иудейские религиозные лидеры. Говоря словами пророка Исайи: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53:3).
В Послании к галатам (6:7) апостол Павел выразил общий нравственный принцип: «Что посеет человек, то и пожнет». У греха есть последствия — как духовные, так и временные. Иисус, в определенном смысле, пожал то, что посеяли мы.[7] Вся Его жизнь была послушанием в страданиях и покорным страданием. Он страдал на протяжении всей Своей жизни и был послушен на протяжении всей Своей жизни, даже несмотря на переносимые Им страдания. Конечно же, Его страдания достигли кульминации на кресте, однако даже здесь мы видим Его совершенное послушание, когда Он молился в ночь накануне распятия: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).
По сути, Иисус был активен даже в Своей смерти. Согласно Послания к евреям (9:14), Он «принес Себя непорочного Богу». Он действовал одновременно как Первосвященник и как Жертва. Более того, еще прежде Своей смерти Он сказал: «Жизнь Мою полагаю за овец… Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10:15, 18). В определенном смысле Иисус был так же активен на кресте, как и в Своей жизни вплоть до креста.
Тем не менее верно и то, что основное внимание библейского учения о деле Христа относится к Его смерти. Причина заключается в том ужасном вреде, который нанес грех нашим взаимоотношениям с Богом. Он нарушил Его справедливость, вызвал Его гнев, возбудил Его неприязнь и привел нас под Его проклятие. Более того, он привел к тому, что мы стали духовно мертвыми, связанными сатаной рабами греха (см. Еф. 2:1-3). В последующих главах мы увидим, как смерть Христа ради нас затрагивает каждое из этих ужасных последствий. Но прежде, чем обсудим это, мы должны понять одну более существенную истину, чтобы разобраться в кое-чем, что касается неисследимого богатства Христова.
Единство со Христом
В нескольких местах этой главы я упоминал о том, что Иисус жил и умер вместо нас. То есть, как наш представитель, Он воспринял нашу обязанность абсолютно повиноваться Божьему Закону, и полностью исполнил его. Мы называем это Его активным послушанием. Затем Он также принял на Себя нашу ответственность за непослушание и сполна заплатил за него. Мы называем это Его пассивным послушанием. Однако сейчас я хочу заострить внимание на том, что Он принял наши обязательства и нашу ответственность, быв послушным и страдая вместо нас.
Как это может быть? Как мог Иисус занять наше место одновременно в послушании Богу и в страданиях, ставших следствием непослушания? Как мог невинный страдать за вину? Как к постоянно непослушным людям можно относиться так, как будто они в совершенстве послушны?
Иисус был назначен Богом Отцом стать нашим официальным представителем. Во второй главе мы рассмотрели, что Адам был назначен главой и представителем всего рода человеческого (кроме, конечно же, Иисуса). По этой причине мы все испытали последствия его непослушания. Таким же образом Иисус был назначен представителем всего Его народа — то есть каждого, кто когда-либо верил в Него. Именно это имел в виду Павел, когда написал в Послании к римлянам (5:19): «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие».
Это официальное представительство является основой, благодаря которой жизнь и смерть Христа стала действенна для нас. Для нас не было бы абсолютно никакой пользы, если бы Иисус просто жил и умер как частное лицо. То, что Он сделал, приносит пользу нам только потому, что Он жил и умер как наш представитель.
Павел в своих посланиях вновь и вновь использует выражения «во Христе», «в Нем» и «в Господе». Таким способом он указывает на то, что называется единство со Христом, которое означает, что духовно (но, тем не менее, реально) мы едины со Христом — как по закону, так и фактически. Единство по закону относится к тому, что мы уже рассматривали: Христос был назначен Богом стать нашим представителем в Своей жизни и в Своей смерти. Это — основа, благодаря которой мы можем сказать, что Христос жил вместо нас и умер вместо нас как наш представитель и заместитель.
Именно это единство по закону имел в виду апостол Павел, когда написал, что мы были сораспяты Христу, умерли вместе с Ним, погребены вместе с Ним, ожили (духовно) вместе с Ним и будем окончательно воссоединены с Ним в Его воскресение (см. Гал. 2:20; Рим. 6:4-5, 10; Еф. 2:5). Другими словами, все, что Христос сделал в Своей жизни и смерти, действенно для нас, поскольку мы юридически, по закону, выразившему Божью волю, едины с Ним. Таким образом, мы можем безошибочно сказать, что, когда Иисус прожил совершенную жизнь, это мы прожили совершенную жизнь. Когда Он умер на кресте, чтобы понести наказание за грех, это мы умерли на кресте. Все, что сделал Иисус, сделали мы по причине нашего юридического единства с Ним.
Точно так же как на нас была возложена вина Адамова греха, поскольку он был нашим представителем, нам была вменена безгрешная жизнь и смерть за грех Христа, поскольку Он также был представителем всех, кто поверил в Него. Очень важно, чтобы мы поняли эту истину, потому что это единственное основание, благодаря которому все, что Христос сделал Своей жизнью и смертью, становится действенным для нас. Это единственное основание, благодаря которому Он становится нашим заместителем, а мы получаем право на все неисследимое богатство в Нем.
Это не означает, что то, что сделал Христос, действенно для всех, поскольку не все едины с Ним. Мы объединены со Христом верой — то есть верой в Него как в нашего Спасителя. В тот момент, когда мы начинаем верить во Христа, мы становимся соучастниками и причастниками всего, что Он сделал как в Своей жизни, так и в Своей смерти.
Несколькими абзацами выше я сказал, что мы едины со Христом юридически и фактически. Что означает быть фактически единым со Христом, мы рассмотрим в главе 15, сейчас же мы можем провести различие между этими двумя аспектами нашего единства со Христом следующим образом. Наше юридическое единство со Христом дает нам право на все, что Христос сделал для нас, когда действовал вместо нас как наш заместитель. Наше фактическое единство со Христом — это средство, при помощи которого Он действует в нас Своим Святым Духом. Юридическое единство имеет отношение к Его объективной работе вне нас, вмененной нам по вере. Фактическое единство имеет отношение к Его особому делу в нас, которое также постигается через веру, когда мы полагаемся на Его Дух, действующий в нас и через нас.
Несмотря на то что у нашего единства со Христом есть два аспекта, это одно единство. Мы не можем иметь юридическое единство без фактического. Если через веру мы обрели то, что Христос сделал для нас, то мы также начинаем ощущать и то, как Он действует в нас.
Задумывались ли вы когда-нибудь об удивительной истине, которая заключается в том, что Христос жил Своей совершенной жизнью вместо вас и ради вас? Осознали ли вы уже, что когда Бог смотрит на вас сегодня, Он видит вас покрытыми совершенным, безгрешным послушанием Своего Сына? И что когда Он говорит: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение», Он заключает в эти теплые объятия и вас? До какой степени мы действительно понимаем это, до такой степени мы и начнем пользоваться тем неисследимым богатством, которое обрели во Христе.