Нет Ислама без джамаата, нет джамаата без амира и нет амира без подчинения ему
Предисловие
С именем Аллаха Милостивейшего, Милосердного!
Хвала Аллаху, мы восхваляем Его, молим о помощи и
прощении и мы взываем к Нему о том, чтобы Он направил нас на прямой путь. Мы прибегаем также к защите Аллаха от зла наших душ и от зла наших дурных дел. Никому не сбить с пути истинного того, кому Аллах указывает путь, а кого Он сбивает с пути, тому никто его не укажет. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник. Да благословит и приветствует его Аллах!
Хвала Аллаху, Всесильному и Всемогущему, объединяющему сердца и души праведных «...и если бы даже ты потратил все (богатства) земли, ты не сплотил бы любовью их сердца, однако Аллах сплотил их, поистине Он Всесильный, Мудрейший» (аль-Анфал, 63).
Мир, милость и благословения лучшему из посланников Аллаха, его семье и благородным сподвижникам, который сказал: «...и я повелеваю вам пять, которые повелел мне Аллах: послушание, покорность, джихад, переселение-хиджра и джамаат....» (ат-Тирмизий 2863, 5/148, достоверный).
Всевышний Аллах в Священном Куране сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте иначе как мусульманами!» (Семейство Имрана, 3: 102).
А также сказал: «О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха и говорите слова верные, (и тогда) Он исправит ваши дела и простит вам ваши грехи, а повинующийся Аллаху и посланнику Его, действительно достигнет великого успеха.» (Сонмы, 70-71).
А далее:
Поистине необходимость и острая нужда в этой работе, посвященной джамаату и связанными с ним принципами и насущными вопросами, созрела и перезрела в эти дни. Когда-то в начале своего призыва и практической деятельности, я твердо ощущал и видел, что восприятие и понимание этого естественного и врожденного принципа джамаата для мусульман СНГ, пробудившихся от глубокого сна и вышедших из заключения времен СССР, было естественным, простым и беспроблемным.
Даже враги возрождения и подъема Ислама из числа лицемеров и отдельных работников «ДУМов» возражали и бесились не столько самому принципу, сколько образованию «параллельного» общества здоровых мусульман, в ком они видят и видели свою оппозицию и соперников. Так вот даже их не взбаламутил этот принцип (джамаата), так как они сами жили по нему, просто их форма не соответствовала Шариату.
Кстати, наши псевдосаляфиты, о которых пойдет речь в этой работе, почему-то не озабочены несоответствием Шариату этих структур и их деятельности… А дело в том, что они все ближе и ближе становятся друг к другу, и кто кого еще превзойдет, покажет только время…
Но теперь многое изменилось, и эта тема стала злободневной на языке и в сердцах многих мусульман. И неимоверно больно, обидно и противно ощущать то, как сильно и активно внесли смуту и сомнения в души наивных, простых, доверчивых, мало знающих мусульман, что даже более твердые из них приостановились…
И более всего возмущает и вызывает негодование тот сектантский (иеговисткий), панибратский метод и форма, в которых, прикрываясь принципами саляфитов, искажаются основы ахлюс-сунны уаль-джамаа!
Искажается реальная суть джамаатов, приписывается то, чего не было, индивидуальные или самодеятельные проявления трактуются как принципы и убеждения, преувеличиваются имеющие место ошибки, однозначность, категоричность, поспешность, однобокость, узколобость, агрессивность, озлобленность и т.д. и т.п. всеми этими и другими негативными явлениями кишат их работы и деятельность.
А само это явление, конечно, не новость и не открытие особенно для тех, кто достаточно поездил по миру в поисках знаний и повидал разных ученых, мыслителей и деятелей ислама. Тех, кто в этих поисках не ограничивался проправительственными источниками и учеными, которые грудью отстаивают интересы Тагутов и кяфирских режимов, а не интересы уничтожаемых исламских народов и общин!
Так, например, не надо быть большим ученым и не надо иметь высшего образования для того, чтобы знать и различать, кого уничтожают, преследуют, затыкают и сажают за слова истины, сказанные открыто, за джихад словами, как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Лучший джихад - это слово истины у несправедливого правителя!» (приводится у абу Дауда, ибн Маджи, ат-Тирмизи). В отличие от тех, кого раскручивают те или иные эксплуататорские режимы, восхваляют агрессоры, удовлетворены ими враги ислама, днем и ночью крутят по ТВ каналам, они приближенная свита и придворные "попы", такие как Систани или Убейкан и их ученики и последователи в этом.
И любой мусульманин, мало-мальски разбирающийся в достоинствах и недостатках, в том «что такое хорошо и что такое плохо», по образу жизни, по деятельности, по характеристикам, в состоянии определить человека, как один из критериев разграничения истины и лжи, дарованный Аллахом людям, что бы они различали пророков и посланников не только знамениями. Так вот такое понимание и различие даровано всем здоровым людям, кроме тех слепых, замкнутых фанатов и последователей определенной школы и группы учителей, которым Аллах затмил зрение и прозрение! Да упасет нас Всевышний!
Лет 10-12 назад, будучи в пекле развития, появления и распространения одной из таких групп "мадхалистов" и других явлений, которых, к сожалению, не мало в арабских странах и в среде мусульманских общин, я и близкие мне по методам, взглядам и воспитанию, принципиально и максимально оберегали возрождающиеся общины СНГ от их пагубного влияния, от привнесения тех ошибок, смут, разногласий споров, расколов и всего негатива тех стран.
Даже имена таких личностей мы старались обходить. Так как общество не знакомо и далеко от всего этого, и не обязательно должно развиваться по их сценарию. Масса была в основном простые, чистые мусульмане, только что отошедшие ото сна не пораженные еще вирусами и проблемами, которые в некоторых местах исламского мира уже отмирают.
Кроме тех случаев, когда на прямые вопросы о них приходилось отвечать и разъяснять, и то максимально сглаживая и смягчая. Мы не хотели уподобляться любителям резонансов, редкостных мнений, противоречивых или чего-то нового доселе не слышанного в этом обществе. Как будто они что-то новое открыли в Исламе или откопали в его наследии! И на этом фоне и волне создавали себе имидж и имя, выделясь и привлекая внимание к себе такими странностями. А на самом деле, все это давно известно, опровергнуто, написано и высказывалось нередко как существующие взгляды и позиции в исламском мире, но степенно и без всякой суеты.
Одним из первых массовых упоминаний и появлений таких работ была книга «Мудрость и логика в методах призыва пророков» Р. Мадхалий, которая сама по себе в своем содержании полезна и хороша, не будь в ней того вступления и заключения, в которых автор пытался в дикой форме опорочить и унизить таких ученных, мыслителей и деятелей Ислама как Сайд Кутб, Маудуди и др. Само появление этой книги в таком виде было глупостью и отсутствием всякой мудрости и логики, так как на пространстве СНГ на первых, простых, основных книгах Маудуди и ему подобных, разъясняющих основы, столпы ислама и имана, были выращены и духовно вскормлены миллионы мусульман. Тогда мы только ограничились устной критикой и наставлением издателям и распространителям, а также устным предостережением братьев от этого.
И Аллах Всевидящий и Всезнающий – Свидетель, что та часть подготовленной братьями работы, которая разоблачает и обличает принципы враждебно настроенных братьев по отношению к джамаатам и другим имеющим отношение к ним вопросам, была сделана только по мере и после разрастания активности и агрессивности группы так называемых псевдосаляфитов!
Так вот, принцип джамаата, как и многие другие принципы Ислама, не был изначально принесен и утвержден с приходом последнего посланника Аллаха, да благословит его Аллах приветствует, а существовал и до этого, однако, из-за своей великой важности и значимости был одобрен, закреплен и утвержден Исламом с добавлением тех или иных нюансов, разъяснений степени важности и награды у Всевышнего.
И в этой работе предостаточно доказательств (далилей), обоснований, суждений и принципов, указывающих на правильность этого мнения, и того, что оно есть золотая середина между отрицанием создания джамаатов и теми, кто узко ограничивает их создание только лишь в военной форме или государственном образовании. То есть, универсальный, всесторонний всеобъемлющий подход Ислама к понятию джамаата как общины мусульман, как семьи как ячейки, объединенной вокруг Истины!
И если бы оппонентам этого хватало знаний и мудрости, они побоялись бы Аллаха и не называли своих братьев нововведенцами и сектантами, прекрасно осознавая, что в худшем случае это просто своеобразное и инаковое (в рамках приемлемого) разногласие внутри ахлюс-сунны уаль-джамаа, основанное на аятах Курана, хадисах, и выводах великих ученных, но никак не на воздухе, личных страстях и амбициях, не имеющих основание в Исламе, что бы дало право обзывать их и их джамааты бидгатчиками - нововведенцами!
Конечно же, одна из основных целей этой коллективной работы группы ревностных мусульман и ищущих знаний студентов, да благословит и приумножит их знания и усердия Всевышний и Щедрейший Аллах, это поддержка и укрепление братьев ахлюс-сунны уаль-джамаа в своих первостепенных и важнейших принципах религии, а также разъяснение сомневающимся и объяснение незнающим.
Достаточно хороший научный, исламский уровень этой работы для данного времени и авторской группы мог бы быть еще лучше, если бы не беспокойство и постоянное требование окружением мусульман скорейшего выхода этого исследования в свет. Так как более глубокое и длительное исследование только украсило бы эту работу. Но будем надеяться, что в последующих изданиях она будет качественней, грамотней и совершенней!
Настоятельно рекомендую прочитать и иметь в своей библиотеке эту работу всем сознательным, читающим на русском языке мусульманам и особенно мусульманам СНГ, а также донести до каждого, кого пытались сбить с пути правильного понимания принципов джамаата!
А Аллах знает лучше!
И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка, его семью и праведных сподвижников.
Расул бин Джамал Кудай,
23/02/1427 Х.
23/03/2006 г.
Нет Ислама без джамаата, нет джамаата без амира и нет амира без подчинения ему
Исламская акыда категорически отвергает ересь «аль-ильманийа», а исповедующий ее сознательно, после того, как ему разъяснят ее противоречие Исламу, а он продолжит упорствовать, ставит себя вне Религии Аллаха.
Аль-ильманийу ученые Ислама определяют как секуляризм – идею отделения религии от политики (управления делами общества), присущую Христианскому миру (Мухаммад Шакир Аш – Шариф «Аль-ильманийа (светский образ жизни) и ее отвратительные последствия»(1).
Исламской религии идея того, что община мусульман может остаться без управления или что это управление должно осуществляться не на основе религии Аллаха, глубоко чужда.
На важность наличия руководства внутри Исламской общины и необходимость подчинения ему указывает нам Сам Аллах:
“О, вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти из вас самих” (4:59).
Выражение «ульюль амр минкум» - «обладатели власти из вас самих», согласно иджмагу (единогласному мнению) всех ученых, означает только людей самой мусульманской общины, управляющих ей на основе Шариата. Этим людям «ульюль амр» мусульмане подчиняются согласно предписаниям своей Религии, тогда как подчинение немусульманским властям, например, в землях кафиров может быть оправдано только вынужденностью, необходимостью, целесообразностью места и времени, договором между мусульманами и немусульманами или иной пользой для этой общины.
Также в толковании основного значением этого термина сподвижники и поседователи твердо указали на то, что это правители и ученые Ислама. Среди них такие как Джабир бин АбдуЛлах, ибн Аббас и другие сподвижникии, да будет доволен ими Аллах (см. Ахкамуль-Куран лиль-Джассас 37).
Аллах дает нам предписание подчиняться обладателям власти внутри мусульманской общины как приказ – фард.
Согласились ученые Ислама, что принципом Шариата является считать обязательным (фард) то, без чего выполнение другого обязательного (фард) является невозможным ("ма ля ятиммуль ваджибу илля бихи ва хува ваджиб" – см. "Мифтахуде дарис Саада" том 1-й ,486 стр, "Игасатуль Лягфан" том 1-й, стр 176). Так, малое и большое омовение само по себе не является обязательным, однако, обязательным является салят, который невозможен без тахарата, и если человек не имеет ритуальной чистоты, то взять омовение или очищение песком для исполнения обязанности салята для него тоже становится фардом.
Так и выполнение приказа Аллаха на подчинение мусульманским руководителям означает, если они есть, то подчиняться им, а если их нет, то учредить это руководство, так как это условие для выполнения другого фарда и, значит, оно само становится фардом.
Управление и руководство внутри самой общины – это то, что отличает умму мусульман от всех других общин и возвышает ее над ними в Глазах Аллаха.
Сказал Аллах Тааля:
«Вы лучшая из общин, созданных для людей (или выведенных из людей), вы повелеваете одобряемое и запрешаете порицаемое» (сура «Али-Имран», аят 110).
Из этого видно, что "амр биль мааруф ва нахью аниль мункар"(повеление одобряемого и запрещение порицаемого) есть то, что отличает мусульман от других общин и является особенностью этой уммы.
Согласились ученые, что условием этого является объединение людей в общество и учреждение ими для себя руководства. Сказал шейх Ибн Теймиях, рахматуллахи алейхи:
"Необходимо знать, что управление делами людей - одна из важнейших обязанностей, возложенных на мусульман Исламом. Мало того, ни дела мира этого, ни дела религии не могут прочно стоять без "вилая" (управления). Поистине, общее благо людей не может состояться без собрание их в общину (джамаат) по причине естественной нужды человека в этом; и обязательно им выбрать для собрания своего главного.
Так что сказал Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям): «Если вышли трое в путь, то пусть изберут одного из них амиром» (хадис от Абу Саида аль-Худри, привел имам Абу Дауд).
Привел имам Ахмад, радияЛлаху анху, в "Муснаде" от Абдуллаха ибн Амра (радияЛлаху анху), что Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям) сказал: «Недозволено троим находиться на каком-либо клочке земли и не выбрать из самих себя амира» (иснад хадиса - "сахих"). Повелел Посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи ва салям) избрать одного из них амиром для этого небольшого джамаата, отправившегося в путь, и это для того, чтобы указать на необходимость избрания амиров для других видов джамаата. Это потому, что Всевышний Аллах вменил в обязанность "амр биль мааруф ва нахью аниль мункар" (повеление одобряемого и запрещение порицаемого), что не может осуществиться без надлежащей силы и правления (имара)" (Имам Ибн Теймиях, "ас-Сиясатуш-Шариия фи ислахиль-фарди уар- раиия", стр 137-138).
Путь был выбран как минимальный пример в жизни мусульман, где им нужен амир во избежения разногласий, споров и расколов в дороге, так что же делать мусульманам в более важных повседневных проблемах и вопросах: жить врознь, индивидуально, обособленно и анархично?
Приводится риваят от халифа Умара (радияЛлаху анху), который сказал:
«Нет Ислама без джама'ата, джама'ата без амира и амира без подчинения» (имам ад-Дарими, 1/91).
Некоторые ученые указывают на слабость в иснаде этого риваята, ссылаясь на то, что в цепочке передатчиков есть Сафуан ибн Рустум, которого аз-Захаби и другие имамы назвали неизвестным, а также Абдур-Рахман ибн Майсара, которого никто не назвал надежным.
Однако если и слаб иснад этого риваята, то мятн (содержание) его верен, на что указывает использование его в многочисленных работах больших ученых (см., например, Са’д бин Атик, Мухаммад бин Ибрахим, Умар бин Салим, Мухаммад бин Абд аль-Лятиф, Абдуллах аль-Анкари, Фетвы имамов по вопросам, касающихмся тяжких бедствий, Москва, 2003, стр. 49, также имам ибн Абдуль-Бар в «Джамиу баяниль-улум»).
И если это так, то пусть побоятся Аллаха те, кто говорят, что может джамаат мусульман существовать без имара (руководства), и работают против учреждения его.