Сергей Кольцов, казначей храма Апостола Фомы
До того, как мы с батюшкой познакомились, я занимался бизнесом. Противником веры я не был, даже в храмы ходил, свечки ставил, иконы рассматривал, особенно нравился мне храм в Сокольниках. Но ходил как наблюдатель, хотя иногда думал, что, может быть, стоит подойти к священнику, потом рукой махну — нет! Какие-то деньги положу, свечки поставлю — и ухожу.
Однажды случилась со мной неприятность: попал я в аварию. Решил, что надо освятить машину. Мой приятель Алексей говорит: «Есть знакомый священник, поедем в Измайлово». Поехали, но того священника на месте не оказалось. Решили искать другого батюшку. Тогда Алексей, как я потом узнал, позвонил Ирине Козырь, с которой вместе работал (она была в дружеских отношениях с отцом Даниилом), и обо всем договорился.
Был четверг, а на Крутицком подворье по четвергам проходили беседы по Библии. Я сижу в машине и жду, когда беседа закончится. Звонит Алексей, говорит, что батюшка освободился. Я подошел к батюшке и сразу увидел в его глазах, в манере общения что-то необычное: он все время шутил, улыбался. Обращаюсь к нему со своей просьбой, но он спрашивает, хожу ли я в храм, исповедуюсь ли, причащаюсь. Я ответил, что в храм захожу иногда, свечки ставлю, не больше, а причащался в далеком детстве. «Нет, надо ходить на службу! Приходите в субботу, исповедуетесь, а в воскресенье причаститесь, тогда и о машине поговорим».
Вот так мы познакомились. Это был 2002 год, февраль, до начала Великого поста. Я начал ходить в храм, начал причащаться, машину батюшка освятил. На пост он дал мне благословение: в субботу и воскресенье вкушать рыбу, сказал, что иначе я весь пост не продержусь, перестану поститься.
Удивительно, как я тогда все это не бросил, потому что проблем было много. Я занимался бизнесом, деньги у меня были, и жизнь я вел совершенно определенную, какую ведут обычные язычники. Очень трудно было со всем этим расставаться, но расстался, только Божией милостью, конечно, дал Господь силы.
В июне 2002 года мы поехали с батюшкой на Святую Землю, в Израиль. К тому времени я уже регулярно ходил на беседы, на службы и постоянно исповедовался. Вразумлял батюшка строго, однажды даже епитимью наложил. Но у нас с ним возникли уже более близкие, дружеские отношения.
В тот год Пасха была поздняя. 23 июня, на Троицу, на Голгофе мы служили Троицкую Литургию. Группа
у нас была небольшая, 12 человек, и автобус был небольшой. Водитель с Украины, репатриант, по-русски говорил
очень хорошо, а наш гид Илья был из России. Он пытался всему давать светские объяснения, а батюшка с ним не соглашался, спорил по многим вопросам.
Пошли мы в шабат в старый город, в храм Воскресения Господня. Навстречу — еврей-ортодокс. Увидел батюшку в подряснике, с крестом, стал плеваться, перебежал на другую сторону, а батюшка улыбнулся и осенил его крестным знамением. Пошли дальше, а отец Даниил нам сказал, что ортодокс обозвал его змеей. Потом он часто рассказывал этот случай, смеялся. После этой поездки осталось много фотографий: монастырь в долине на Галилейском озере, русское подворье, источники, в которых мы купались... Отец Даниил благословил съездить и на Мертвое море, хотя в программе паломнического тура этого не было.
В ноябре поехали в Египет, поднимались на гору Синай. Я все снимал на видеокамеру, было очень интересно. Когда солнце только начало восходить и появились первые лучи, батюшка (он стоял на самом верху, немного выше всех, на неровной возвышенности, а я снимал снизу) запел: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Люди на горе были совершенно разные, в основном невоцерковленные, и вдруг — церковное песнопение, это было так красиво!
Я любил с ним ездить по монастырям: мы были в обителях святого Павла фивейского, Антония Великого.
Однажды решили поехать в Карелию, а оттуда — в Дмитриевскую пустынь с ночевкой, ехали долго, десять часов
на автобусе. Что удивительно, во множестве мест у него находились знакомые, то священник, то какой-нибудь мирянин: «О, отец Даниил, привет!»
С батюшкой всегда было интересно и неожиданно. Он мог позвонить вечером: «Ты что завтра делаешь?» «Планов особых нет», — отвечаю. «Приезжай завтра в семь утра ко мне, поедем в Дивеево». Приезжаю на машине, собираемся, едем в Дивеево с ночевкой. По всем святыням прошлись, во всех источниках искупались, везде народу много, но нас без очереди пропускали.
Когда только образовали общину, отец Даниил попросил меня стать казначеем, хотя храма еще не было. Я согласился, несмотря на то, что мой бизнес еще налагал на меня определенные обязательства. Деньги, помню, нам жертвовали тогда совсем небольшие, они хранились в баночке у отца Даниила.
Вскоре мой бизнес потихонечку стал сворачиваться. Стал на машине подрабатывать, начал по утрам «бомбить». Потом разместил свои объявления в Интернете, появилась работа — иностранцев возить. И тут батюшка сообщает, что есть благословение владыки Арсения поставить бытовку, обустроить небольшой храм, освятить и начать богослужения. А затем говорит: «Зачем нам эти бытовки? Давай из бруса или из бревен домик купим». Поехали мы по рынкам стройматериалов, хотели присмотреть домик за наличные деньги. Было у нас 250 тысяч на счету и какая-то небольшая сумма наличными, но продавцы в один голос твердили, что платить только наличными. Да где же взять такую сумму? Но вскоре нам предложили купить брусовой домик за 230 тысяч рублей, бывший офис неких предпринимателей. Мы приезжаем посмотреть, видим, что домик хороший, яркий, к нему и второй этаж достроить можно. Договорились, что перечисляем деньги по безналичному расчету, и они сами привезли его нам и поставили на место. Не без приключений, конечно. Но в результате мы начали собирать наш домик-храм, а через какое-то время пристроили второй этаж, освятили, работы было много.
Таких «начальников», как наш батюшка, я всем желаю. Не в том дело, что он был мягким и все разрешал, нет, наоборот, в принципиальных вопросах отец Даниил проявлял строгость и даже был требовательным, хотя никогда не повышал голос. Хочешь — не хочешь, он все равно требует, но, когда уже ты начинал работать, он не вмешивался. Я, может быть, допускал ошибки, но отец Даниил старался лишний раз не теребить, не диктовать, как некоторые начальники, которые постоянно дергают человека. Батюшка давал задание, благословлял и спрашивал только по результату. И мы всегда находили общий язык.
Только потом я понял, что это Господь мой бизнес остановил, чтобы я на новом месте спокойно трудился. Но я все равно дергался постоянно, потому что надо было как-то зарабатывать. Батюшка мне разрешил пока подрабатывать на машине, но обещал скоро платить зарплату как казначею. Я говорю ему: «Батюшка, я ничего в бухгалтерии не понимаю». «Ищи бухгалтерские курсы, храм оплатит». И я пошел учиться, принес бумагу об окончании курсов. И тут проявилась воля Божия, мой бизнес заглох окончательно, ничего не осталось, за что можно было бы ухватиться. И денег практически не осталось, чтобы начать какое-либо дело сначала, с нуля.
Не знаю, почему он со мной дружил. Он священник, я —- бизнесмен... Хотя я и старше его, но всегда был с ним на «вы», несмотря на дружеские отношения. Я приезжал к нему в гости, часто собирались и у меня, он приезжал ко мне на день рождения, на именины, приезжали со всей семьей. Бывало, в лес ходили, на шашлыки. Но отец Даниил всегда и везде старался говорить о Боге, рассказывал о христианстве, где бы мы ни были, в какой бы компании ни находились. Как-то пришли мы на пляж, ложимся на лежаки, а батюшка — с Библией. Юля говорит: «Отец Даниил, ты что? Неудобно, мы же на пляже». А он отвечает: «Совмещаем приятное с полезным». Этот эпизод у меня даже снят на видео: он вслух читает, мы слушаем. Все окружающие, конечно, тоже слышали его чтение. Такая у него была установка: читать Библию на пляже совершенно нормально.
Это всегда было очень интересно — слушать, как он говорит о Христе, о Святой Троице. Но он был простым человеком, казалось бы, священник и богослов должен быть серьезным, неприступным, а он был открытым и простым. С ним всегда можно было посидеть, поговорить о каких-то сложных вещах, о том, что наболело на душе, получить хороший совет, и очень часто его советы помогали в жизни.
Отец Даниил относился к людям с большой любовью, он был всегда веселый, много шутил. Мог иногда сказать что-то или кому-то даже резковато, но в точку, и люди не обижались, потому что это говорилось честно, открыто и с любовью. Удивительная открытость была в нем, настоящее горение христианской веры. Вся его жизнь была со Христом, только ради Христа.
Он настолько был поглощен Христом, что, казалось, абсолютно все его мысли были о Христе и христианской вере, о Церкви, о миссии. Он хотел создать миссионерский центр, построить большой храм во имя его небесного покровителя пророка Даниила, создать миссионерскую школу, мечтал открыть миссионерский институт. Он хотел посылать миссионеров для проповеди, для организации христианских общин даже на острова Тихого океана — вот таким масштабным, глобальным, вселенским было его мышление. Он не ограничивал свою жизнь только одним приходом, как это бывает: послужил в храме, проверил, как дела в трапезной, как проходит воскресная школа, — и ушел. Отец Даниил ездил с миссией по всему бывшему Союзу, дважды был в Македонии, куда ездил поддержать Македонскую Церковь. Я помню, как мы собирали деньги для македонцев, и на пожертвования купили походный храм, переслали туда. На таможне сначала нас не пропускали, хотели с нас взять деньги — непонятно за что, но Господь помог, мы молились, и нас пропустили.
Он умел находить общий язык со всеми, даже не зная языка. Однажды он приехал как раз из Македонии, рассказывает о своей встрече с владыкой таким-то: как хорошо они пообщались, на церковнославянском языке разговаривали!
Он очень любил читать, книги и отец Даниил—просто отдельная тема. Любил читать книги по психологии, любил фантастику. Бывало, приедет ко мне и сразу — к книжным полкам: «Так, что у тебя новенького из фантастики? Вот эту возьму, не читал». Очень часто он дарил книги своим друзьям и знакомым, увидит где-нибудь хорошую книгу, сразу покупает, уйму денег потратит, а потом на именины подарит, на день рождения, на Пасху, Рождество.
Рассказывать о батюшке можно долго, такой он был интересный, нестандартный, не от мира сего. Редкий человек. По воскресеньям у нас в общине было общее чаепитие, после Литургии прямо на улице накрывали столы, и все пили чай, общались друг с другом, и на Пасху, и на Рождество все вместе разговлялись после службы. Батюшка очень любил устраивать ночные службы, говорил, что ночью — особое моление, особый настрой. С батюшкиного благословения мы издали две книжечки крупным шрифтом — «Всенощное бдение» и «Литургию», дежурный раздавал их перед началом службы, и люди могли петь, весь храм участвовал в службе. Отец Даниил всегда служил без сокращений, говорил замечательные проповеди — и после чтения Евангелия, и на чтение Апостола (уже в конце службы), потому что многие люди не понимали, о чем чтение.
Последний раз я видел его в тот вечер, когда в него стреляли. Была очередная четверговая библейская беседа, батюшка был на «подъеме», и мы закончили позже обычного, около десяти. Он еще остался разговаривать с людьми, а я поехал домой, и скоро мне позвонили из храма.