Чин поставления чтеца и певца
Ученые отмечают два периода: первый до середины III столетия и второй – с середины III века до настоящего времени. В первый период чтецы не принадлежали к клиру, «не были лицами выборными или назначаемыми, а служившими в силу внутреннего призвания» - Лебедев. Не принадлежа к клиру, они, тем не менее, пользовались уважением и занимали в христианском обществе очень высокое положение. Как показывает само имя, чтец имел обязанность читать при богослужении Священное Писание. Но читал он, не как теперь, только некоторые книги Священного Писания, а все без исключения, т.е. делал не только то, что теперешний чтец, но то, что принадлежит теперь к прерогативам пресвитера и диакона.
Само искусство чтения в те времена не принадлежало к таким распространенным явлениям, как в наши дни. В особенности среди малообразованного первохристианского общества человек, умевший читать, мог быть поставлен высоко. Кстати, тогдашний способ написания книг (scriptio continua) без знаков препинания и без промежутков между словами был чрезвычайно труден для чтения; не всякий мог легко научиться читать рукопись. И Церковь действительно ценила чтецов, исполнявших свое дело как следует.
Чтецу принадлежала не только механическая функция чтения Священного Писания в собраниях, но, что особенно важно, он имел право еще и толковать его для верующих публично; также чтецы выступали проповедниками. В одном из памятников II в. – «Canones Ecclesiastici» – чтецы даже ставятся выше диаконов, хотя к клиру и не причисляются.
Этот счастливый период в истории чтецов продолжался до середины III века, а затем значение чтецов стало уменьшаться. Зачисление их в клир и отведение им здесь невысокого места сильно подорвало их значение и престиж. Включение чтецов в разряд клириков, и притом низших, происходит в первой половине III в. В середине же III в. окончательно определяется положение чтецов в клире. В правление папы Корнилия (+251 или 253 г.) они причисляются уже к одной группе с привратниками и экзорцистами. От чтецов стали требовать только чтения, не поручая им более важных функций, причем из книг Священного Писания, которые читал чтец, было исключено Евангелие (его стали читать диаконы, пресвитеры и епископы). Впрочем, в течение III в. должность чтецов на практике еще не превратилась в должность низшего разряда, какою она стала в более позднее время, а из некоторых фактов начала IV в. видно, что и тогда чтецы еще не потеряли некоторого значения.
Наряду с чтецами в древней Церкви существовали еще певцы, составляющие особый институт, который возник в конце III – начале IV вв. В первые времена существования Церкви Христовой пение разрешалось всем присутствующим при богослужении, но в 364 году Лаодикийский собор 15-м правилом постановил, чтобы только певцы, «состоящие в клире, на амвон входящие и по книге поющие, пели в церкви». Чтецы и певцы не составляли одного института, а два самостоятельных и притом параллельных, хотя совмещение обязанностей чтеца и певца допускалось. Со временем подобное совмещение стало встречаться настолько часто, что певцы потеряли самостоятельность и их обязанности перешли к чтецам. Уже в XV в. Симеон Солунский ничего не говорит о певцах, как клириках, а только о чтецах, замечая, что обязанность последних не только читать, но и петь.
В Константинопольской Церкви чин поставления чтеца и певца был одинаковым. Так и в наше время этот чин поставления в две разные степени, представляя собой одно целое, состоит из нескольких частей, входивших некогда в чины поставления других церковных должностей, которые были упразднены. Древнейший чин поставления чтеца изложен в книге «Апостольских Постановлений»: «Чтеца производи, возлагая на него руку, и, молясь к Богу, говори: Бог Вечный, многий в милости и щедротах, состав мира чрез соделанное явно сотворивший и число избранных Твоих сохраняющий! Сам и ныне призри на раба Твоего, которому вручается читать Святые Писания Твои народу Твоему, и дай ему Духа Святого, Духа пророческого. Ездру, раба Твоего, на чтение законов Твоих народу Твоему умудривший, и ныне, призываемый нами, умудри раба Твоего, и дай ему, врученное ему дело совершая неосужденно, достойным явиться большей степени». Как видно, хиротесия состояла из двух частей: возложения руки и чтения молитвы с просьбой ко Господу о даровании Духа пророческого рукополагаемому для чтения Святых Писаний народу Божьему и о том, чтобы он, неукоризненно совершая возложенное на него дело, соделался достойным высшей степени служения.
Как совершалось поставление в чтеца в следующие века вплоть до IX в. – неизвестно, поскольку никаких памятников, содержащих этот чин, не сохранилось. Знаем только, что в этот период хиротесия была дополнена актом пострижения, на что указывает 33-е правило Трулльского собора, запрещающее кого-либо поставлять в чтеца, если предварительно не было совершено над поставляемым пострижения.
С IX в. имеется множество памятников, не только указывающих на чин, но и содержащих сам чин хиротесии. Древнейшим из них является Барбериновский Евхологий, в котором этот чин озаглавлен как «молитва на рукоположение чтеца и певца». Здесь дается не только молитва, но и указываются действия, которые ей предшествуют и за ней следуют. По указанию этой рукописи, посвящаемый в чтеца должен был быть предварительно пострижен, затем он подводился к архиерею, который его благословлял, возлагал на голову руку и читал молитву «Господи Боже Вседержителю, избери раба Твоего сего...», т.е. ту же молитву, которая и теперь читается при поставлении в чтеца. По окончании молитвы новопоставленному, если он был чтец, давали Апостол, из которого он прочитывал небольшой отрывок, а если певец – ему вручали Псалтирь, из которой он произносил прокимен.
По сравнению с чином в «Апостольских Постановлениях» видно, что новым здесь является вручение чтецу Апостола, а певцу Псалтири и чтение новой молитвы. Когда точно были включены эти элементы в последование неизвестно, но можно предположить, что это произошло около времени IV Карфагенского собора, который в своем 8-м правиле постановил, чтобы епископ вручал поставляемому в чтеца книгу, которую тому подобает читать.
В Криптоферратском Евхологии Виссариона (IX в.) хиротесия отличается только начальной частью. Сюда добавляются предварительное благословение ставленника, крестообразное пострижение с произнесением при этом «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и облачение в фелонь. Далее чин следовал, как он описан в Барбериновской рукописи. Но из всех этих нововведений принципиально новым является лишь облачение в фелонь, поскольку в чинах до IX в. об этом облачении никаких свидетельств нет. В последующие века чин поставления чтеца и певца в Греческой Церкви практически не менялся. Единственным дополнением стало произнесение всеми присутствующими слова «Аминь» при каждом возглашении имени Лиц Святой Троицы в момент, когда епископ крестообразно постригал голову поставляемого «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Итак, если собрать воедино все последования, то и получится чин поставления чтеца и певца, который практикуется ныне в Греческой Церкви и выглядит так: поставляемого приводят к архиерею, который трижды его благословляет и крестообразно постригает «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Все присутствующие при этом говорят «Аминь» при каждом возглашении Лиц Святой Троицы. Затем кто-нибудь еще совершает клирическое пострижение, т. е. выстригает волосы в форме круга или венца и поставляемого снова приводят к епископу. Последний благословляет фелонь, в которую облачают ставленника, архиерей трижды благословляет его, кладет руку ему на голову и читает молитву: «Господи Боже Вседержителю, избери раба Твоего сего и освяти его, и даждь ему со всякою мудростию и разумом Божественных Твоих словес поучение и прочитание творити, сохраняя его в непорочном жительстве...». После этого новопоставленному, если он чтец, дают Апостол, из которого он прочитывает небольшой отрывок, а если певец – Псалтирь, из которой он произносит прокимен. На этом чин заканчивается. Если поставление совершается не перед Литургией, а отдельно, то чин предваряется молитвами «Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш...» и тропарем дня. Это замечание встречается почти во всех списках чина, начиная с XIII в. В них также есть замечание относительно одежды, в которой должен приходить ставленник: если он мирянин, то в обычной одежде (т. е. подряснике), а если монах, то в мантии. Рассмотренный чин поставления чтеца и певца имел место в практике Константинопольской Церкви.
В Александрийской же Церкви поставление чтеца и певца совершалось по двум разным чинам. Поставление в чтеца совершалась так: ставленника приводили к епископу, перед которым он преклонял колени. Архидиакон возглашал «Благослови, владыко», а епископ говорил ставленнику «Господь благословит тебя в чтеца святой церкви N во имя Отца...» и крестообразно постригал его. Потом совершалось пострижение в форму клирика, и ставленника опять приводили к архиерею. Последний облачал его в фелонь, возлагал на голову омофор и читал молитву, предваряемую возгласами «Мир всем» и «Господу помолимся». По возгласе молитвы опять «Мир всем», «Господу помолимся» и вторая молитва «Владыко Господи Вседержителю, избери раба Твоего сего...». Потом епископ давал ставленнику Апостол, и тот читал из него отрывок. Прочитав указанное место и взяв рукомойник и полотенце, новопоставленный подавал епископу умывать руки, при чем трижды возглашал «Елицы вернии...». За умовением следовало поучение «Чадо, первый степень священства – чтеца есть...» и заключительный возглас: «Благословен Господь. Се бысть раб Божий имярек чтец Святейшия Церкви...», после которого народ трижды возглашал «Аксиос» и многолетие архиерею.
Гораздо проще в Александрийской Церкви совершалось поставление певца. Начиналось оно мирной ектенией со специальными прошениями, потом шла молитва, в которой у Господа испрашивалось для ставленника достойное служение и житие, и приятное пение. Архиерей постригал ставленника крестообразно «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», певец произносил «Псалом Давиду», епископ: «Мир всем» и читал вторую молитву. Заканчивался чин благословением новопоставленного.
На Русь чин поставления чтеца и певца перешел в Х в. в том виде, в каком он находится в Криптоферратском Евхологии и без изменений просуществовал до XIII в. В XIV в. уже встречается небольшое его дополнение: на каждое речение епископа во время пострижения ставленника предписывается присутствующим говорить «Господи, помилуй». С XV в. тесная связь между греческим и русским чинами поставления чтеца и певца прерывается, и русский чин получает несколько иной вид. Начинается он возгласом епископа «Благословен Бог наш...», затем Трисвятое по «Отче наш...» и тропари: «Апостоли святии...», «Уст твоих...», «Во всю землю изыде вещание...», «Пастырский вопль богословия твоего...», «Слава, и ныне...» и «Молитвами, Господи, всех святых...». Затем архиерей трижды благословлял поставляемого и постригал его «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». При каждом возглашении имени Лиц Пресвятой Троицы присутствующие говорили «Аминь». После малого пострижения совершалось большое, как указывает последование «неким от клириков постригаема бывает плешь его»; епископ снова благословлял ставленника, возлагал на его голову руку и читал молитву «Господи Боже Вседержителю...», по окончании которой произносил «Премудрость», а ставленник – прокимен и читал отрывок из Апостола «мало начало и конец». Святитель его прерывал возгласом: «Мир ти», диакон: «Премудрость», ставленник: «Алиллуиа» и стихи «Священницы Твои облекутся...» и «Небеса поведают славу Божию...». Если ставленник предназначался в певцы, то ему вручали Псалтирь, из которой он «мало пел».
В XVI в. чин продолжал подвергаться изменениям. Во-первых, при пострижении ставленника, «Аминь» произносили не все присутствующие, а сам ставленник, который и подавал епископу ножницы; во-вторых, певец, получив Псалтирь, пел стихи первого псалма с припевом «Аллилуиа», а в-третьих, в конце чина произносилась ектения с прошении за поставляемого. XVI в. заканчивается период существования на Руси чина поставления чтеца и певца отдельно от чина поставления свещеносца. В XVII в. они соединяются в один чин и получают ту редакцию, которая сохраняется и сейчас.
Таков современный чин поставления чтеца и певца, получивший окончательный вид во второй половине XVII в., когда по указанию Патриарха Иоакима (1674–1690), подвергся пересмотру и исправлению. В таком исправленном виде этот чин неизменно с 1677 г. печатается в Чиновникé архиерейского священнослужения.