Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (4:25)
Второе посему этой главы (см. ст. 17) представляет ожидаемый отклик на общее описание новой жизни во Христе, содержащееся в стихах 20-24, и раскрывает первое специфическое повеление в отношении этого обновленного хождения.
Лжецы не наследуют Божие царство. "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов - участь в озере, горящем огнем и серою; это - смерть вторая" (Отк. 21:8 ср. 1 Кор. 6:9). Верующий может впасть в ложь, точно так же, как и в другой грех, но, если вся его жизнь является непрестанным потоком лжи, исходящей из сердца в стремлении обмануть, на основании Библии он ничего не имеет общего с христианством. Тот, кто постоянно лжет в своем повседневном хождении, показывает тем "самым, что он не Божье чадо, и отец его сатана (Иоан. 8:44). Сатана распространяет ложь о Боге, о Христе, о жизни, смерти, рае, аде, о Писании, добре и зле, - обо всем. Каждая религиозная система, помимо христианства, основана на различных аспектах лжи сатаны. Даже те скудные и ограниченные истины, которые можно найти в человеческих религиях, представляют собой хитроумные ухищрения сатаны с целью ввести в обман и заблуждение.
Со времен грехопадения, ложь представляла собой характерную черту невозрожденного человечества. Наше общество сегодня настолько основывается на лжи, что если бы вдруг оно обратилось к истине, то рухнул бы весь наш образ жизни. Если бы мировые лидеры стали говорить только правду, то в результате бы неизбежно разразилась третья мировая война. Такое нагромождение лжи и такое большое число организаций, предприятий, экономик, социальных устройств, правительств и договоров основано на этой лжи, что мировая система пришла бы в совершенный упадок и развалилась, если бы вдруг ложь была устранена и прекратила свое действие. Враждебность и злоба не знали бы границ, наступила бы невообразимая сумятица.
Ложь подразумевает не только явную неправду. Она также включает преувеличение и прибавление неправды к начальной истине. Один христианин был хорошо известен благодаря своему могущественному и волнующему свидетельству. Но это свидетельство прекратилось по прошествии нескольких лет. Когда его спросили, почему это произошло, то этот брат ответил с прямотой и правдивостью: "В течение ряда лет я так много приукрашал свое повествование, что теперь уже и не знаю, что является истиной, а что неправдой".
Списывание и подсказки в школе - это тоже своего рода неправда и ложь. Неразумные обещания, раскрытие секретов доверившихся тебе людей, лесть и отговорки, предлоги - все это разные виды лжи.
Христианин должен отстраняться от всякой лжи и не принимать в ней участия. Он должен отвергнуть ложь, характерной чертой его должна быть правда, потому что ложь - несовместима с его новой природой и является неприемлемым качеством для нового Господа и Господина. Apotithemi - переведенное как "отвергнувши", означает забраковать, совлечь, выбросить и тому подобное. Именно этот термин употребил Лука, говоря о начальствующих иудеях в Иерусалиме, которые побивая Стефана камнями, "положили свои одежды у ног юноши, именем Савла" (Деян. 7:58). Они положили или отложили в сторону свои одежды, чтобы можно было легче совершать злодеяние. Христианин же откладывает ложь, чтобы свободно и беспрепятственно выполнять Господний труд праведности.
Приводя выдержку из Захарии 8:16, Напел переходит от негативного запрещения к позитивному повелению, гласящему: "говорите истину каждый ближнему своему". Сам Христос является "путем, истиной и жизнью" (Иоан. 14:6); Святой-Дух представляет Собой "Духа Истины" (14:17), а Божье Слово - это "истина" (17:17). Становясь в ряды верующих, человек выходит из сферы владычества лжи и вступает в царство правды. Поэтому любая форма лжи полностью несовместима с его новым человеком.
Следует сказать, что говорить истину, совсем не означает "выкладывать себя наизнанку", высказывая все, что мы знаем. Правда не идет вразрез с хранением чужих секретов, или еще чего-либо, что мы должны держать втайне.
Поэтому все наши высказывания должны отличаться несомненной истинностью; и сокрывание информации с намерением ввести в обман и заблуждение - это своего рода ложь и неправда. Но правдивость, однако, не требует высказывания всего, что нам известно, не заботясь о последствии такого признания. Она также не требует того, чтобы мы открыто признались в своей неприязности, сомнениях и негодовании тем людям, кого мы недолюбливаем. Это своего рода философия псевдоправдивости, которая пропагандируется психологией Фрейда и другими учеными философами. Как христиане, мы должны проявлять озабоченность в том, чтобы Бог помог нам удалить эти недобрые чувства и освободиться от них, а не бессмысленно выражать их в качестве попытки самооправдания, иди в ложной надежде, что каким-либо образом можно благодаря этому освободиться от своей неприязни и наладить отношения, которые были нарушены в связи с этими недобрыми чувствами. Прямо заявить о том, что мы не отличаемся совершенством и не свободны от греха, как это сделал Павел (Рим. 7:15-25; Фил. 4:12-14 и т.д.) - это одно, а обнародовать с подробностью все детали нашего греха - это совершенно иное.
Божья экономика базируется на истине, и Его народ - как отдельные верующие, так и вся церковь в общем, не могут быть орудиями, пригодными для Его труда, если они не живут по истине. Мы должны, обязаны говорить истину каждому ближнему своему; потому, что мы члены другу другу. Слово ближний поясняется фразой друг другу и означает своих по вере, других христиан. Мы должны говорить истину каждому человеку в любой ситуации, но особенно другим верующим, потому что мы каждый по отдельности члены в Теле Христа, Церкви, являясь членами друг другу.
Наши физические тела не могут нормально функционировать, если каждый член не соотносится с другими соответственным образом. Если наш мозг вдруг начал бы посылать ложные сигналы ногам, то мы бы стали спотыкаться, или пошли бы прямо под движущийся грузовик вместо того, чтобы остановиться на краю тротуара. Если он неправильно сообщал бы информацию о температуре, то мы погибли бы от холода, ощущая тепло, или сожгли бы свою кожу в горячем душе, чувствуя холод. Если бы глаза решили посылать мозгу ложные сигналы, то опасный поворот на скоростной дороге мог бы показаться безопасным и прямым - в результате произошла бы авария. Если бы нервы на руках и ногах не сообщали мозгу о повреждениях, то наша нога могла бы быть размозжена, или пальцы обожжены, а мы бы об этом и не знали. Таким образом, может быть серьезная опасность от проказы, травмы, болезни и других повреждений, которые разрушают тело, только потому, что нервы не посылают тревожных болевых сигналов.
Церковь не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность, если ее члены скрывают друг от друга правду, или не сотрудничают совместно с искренностью и любовью, мы не можем эффективно служить друг другу, или трудиться друг с другом, если не говорим "истинною любовью" (Еф. 4:15), Особенно в среде своих по вере.