Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому
Одно и то же Лицо воплотившегося Бога Слова может именоваться и Богом и Человеком.
a. Человеческие свойства могут приписываться Христу как Богу. И наоборот, свойства Божественные приписываются Христу как Человеку.
b. В VI в. В православном богословии имел место так называемый «теопасхитский спор». Возник он из-за того, что некоторые из защитников Халкидонского собора (в Константинополе это были монахи обители «неусыпающих», акимиты), на словах отрицаясь крайностей несторианства, истолковывали Халкидонский орос в близком несторианству смысле. Они отказались признавать теопасхитские выражения, например «Бог был распят» или «Бог умер на Кресте», в строго богословском смысле.
c. Един из Троицы был распят (или пострадал)
d. Можно говорить о Боге как о Субъекте смерти и страданий не потому, что подвергалось страданию Божественное естество, но в том смысле, что Бог «пострадал плотью». Страданию подвергалась человеческая природа Христа, но эта воипостасная природа является Его собственной, существующей в Ипостаси воплотившегося Бога Слова.
Человеческая природа обожена в Иисусе Христе
a. Ипостасное соединение Божественной и человеческой природ во Христе, их взаимное проникновение и общение свойств имеют своим результатом обожение человеческой природы.
b. Однако во время земной жизни Спасителя обожение Его человеческой природы не было очевидным для окружающих его людей. Свв. Отцы объясняют это тем, что имело место два различных усвоения человечества Словом: 1) природное; 2) домостроительное, личное, или относительное. Первое как бы является сокрытым вторым и до Воскресения проявляется только один раз — во время Преображения.
Господу Иисусу Христу как единому Лицу, как Богочеловеку подобает единое нераздельное Божеское поклонение, потому что обе природы соединены в Нем нераздельно.
В Иисусе Христе две воли и два действования.
Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице.
· Не существует природы неипостасной, и Божественное естество также не существует вне Ипостасей, но всецело пребывает в Каждой из Них: «все — в Отце, все — в Сыне, все — во Святом Духе».
· Божеское естество в Одной из Своих Ипостасей «все и всецело соединилось со всем человеческим естеством, а не часть с частью».
· «Отец и Дух Святой не участвовали в воплощении Бога Слова никаким другим образом, как только благоволением и хотением»
Билет 26
Полемика с монофизитством и несторианством после Халкидонского Собора. Ересь монофелитства. Учение о воипостасности человеческой природы во Христе. Лицо Господа Иисуса Христа.
Полемика с монофизитством и несторианством после Халкидонского Собора.
Монофизитство
· Монофизи́тство (от др.-греч. Μόνος — «только один, единственный» + φύσις — «природа, естество»), или Евтихианство, — христологическая доктрина в христианстве, постулирующая наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество. Приписывается авторству константинопольского архимандрита Евтихия (около 378—454).
· Евтихию, как создателю монофизитства, приписывается мысль, что человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, растворилась в божественной природе как капля мёда в океане и потеряла своё бытие. Таким образом, признание Иисуса Христа только Богом и не признание в нём человечества представляет монофизитство как одну из форм докетизма.
· Сивир Антиохийский
· Христос признается истинным Богом, но не является истинным, совершенным человеком .
· В монофизитских христологических системах присутствует момент ассимиляции человечества Божеством, человечество не рассматривается как полноценное, активное, самодвижное начало.
· Как совместить идею полноты человеческой природы во Христе с идеей ее безыпостасности, признанием во Христе только одной Ипостаси. Ведь не существует природы (сущности) безыпостасной.
· Если признать во Христе полную совершенную человеческую природу, то в таком случае, говорили монофизиты, нужно принять и человеческую ипостась, а если во Христе две ипостаси, то мы впадаем в несторианство.
Ересь монофелитства.
· Монофелитство (от греч. Μόνος — единый и θέλημα — воля).
· Было искусственной доктриной, сконструированной в политических целях для примирения православных и монофизитов, в период внешней угрозы со стороны персов.
· Разработано Константинопольским патриархом Сергием, при императоре Ираклии в VII.
· Во Христе — две различных природы, но при этом — единое действование (энергия). Позднее учение о единой энергии Христа трансформировались в учение о единой воле.
· С точки зрения монофелитов, воля и действование — атрибуты лица. Во Христе — две природы, но одно Лицо и одна воля. Следовательно, волю надо отнести к единому Лицу, ибо не может одна воля иметь источником две различные природы.
· Патриарх Сергий и его единомышленники, предложив доктрину моноэнергизма, учили о так называемом «богомужном действии» (богомужной энергии) во Христе, в котором даже теоретически нельзя различать двух составляющих.
· Энергия Божественная. Таким образом человечество во Христе оказывается лишенным собственной активности, представляя собой пассивное орудие Божества.
· Православные полемисты: свят. Софроний, патриарх иерусалимский, римский папа свят. Мартин и преп. Максим исповедник.
· В контексте этой полемики преп. Максимом было разработано учение о двух волях в человеке — воле избирательной (гномической) и воле природной. Действование и воля относятся к естеству, а лицу принадлежит принятие решения, свободное самоопределение по отношению к тому или иному желанию природы. Во Христе была Божественная и природная воля. Не было гномической воли. Гномическая воля – результат грехопадения, во Христе не было греха, лишь последствия.
· Осуждено на VI Вселенском Соборе в 681 году.
· X. Яннарас пишет: «Природа вне энергий есть просто абстракция, просто отвлеченная сущность, не существующая реально... Если во Христе действуют только Божественная воля и энергия, значит, Его человечество в действительности не ипостазировано. Тогда Он — всего лишь «призрак» человека, не обладающий реальным бытием; тогда человеческая природа не может считаться ни воспринятой, ни исцеленной Божеством».
· Священное Писание ясно указывает на две воли и два действования во Христе: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин.6:38). Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк.22:42). Здесь являет Господь две воли — человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу. Человеческая по немощи плоти молит отклонить страдания, а Божеская желает страдания