Понятие о праздниках и разделение их
Наибольшими богослужебными особенностями в круге Богослужения годового отличаются дни праздничные и посты. Праздниками называются дни священного торжества Церкви, предназначенные для прославления Господа Бога, Пресвятой Богородицы и святых ангелов и человек. Потому праздники, по предмету своему, разделяются на Господни, Богородичны и святых.
По времени празднования праздники разделяются на неподвижные и подвижные. Неподвижные праздники приходятся ежегодно в одни и те же числа месяцев, но в разные дни седмицы, а подвижные, хотя и приходятся в одни и те же дни седмицы, но переходят на разные числа месяцев. Подвижные праздники, в отношении времени празднования, находятся в зависимости от праздника Пасхи, который ежегодно переходит от одного числа на другое между 22 марта и 25 апреля.
По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения праздники разделяются на великие, средние и малые.
1. Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге ©. К этим праздникам – за исключением Пасхи как праздника праздников и торжества из торжеств, имеющего службу во многом отличную от других праздничных служб, – принадлежат: 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми: Рождество Богородицы – 8 сентября, Введение во храм – 21 ноября, Благовещение – 25 марта, Рождество Христово – 25 декабря, Сретение Господне – 2 февраля, Крещение (Богоявление) – 6 января, Преображение – 6 августа, Вход Господень в Иерусалим (неделя Ваий) – за неделю до Пасхи, Вознесение – в 40-й день по Пасхе, Пятидесятница (Троицын день) – в 50-й день по Пасхе, Успение Божией Матери – 15 августа и Воздвижение животворящего креста Господня – 14 сентября; затем праздники великие недвунадесятые: Рождество Иоанна Предтечи – 24 июня, святых апостолов Петра и Павла – 29 июня и Усекновение главы Иоанна Предтечи – 29 августа; знаком великого праздника в Уставе отмечены также: Покров Пресвятой Богородицы – 1 октября и Обрезание Господне и вместе память святого Василия Великого – 1 января.
О великих праздниках в Типиконе (гл. 47) сказано: «Имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу».
В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.
Днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) Церковь, как бы пророчески предуказывая на день великого праздника, приготовляет верующих к достойному сретению его. Поэтому в дни предпразднства, наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по 1-му дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства.
Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, наряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же – событие бывшего праздника. Число дней попразднства (их нет у Входа Господня, у Покрова и Обрезания) бывает неодинаково и простирается от 1-го до 9-ти дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение – 1 день (а от субботы Лазаревой – нет попразднства); Рождество Богородицы и Введение Ее во храм – 4 дня; Рождество Христово и Пятидесятница – 6 дней; Преображение и Воздвижение креста Господня – 7 дней; Сретение – неодинаковое число в каждый год (от 0 до 7 дней); Богоявление и Вознесение – 8 дней; Успение Божией Матери – 9 дней; недвунадесятые великие праздники – 1 день.
Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большею торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.
2. Средние праздники различаются двух видов:
а) Одни обозначаются в богослужебных книгах красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бдение. Этих праздников в Уставе церковном указывается немного (26 сентября, 13 ноября, 5 и 6 декабря, 23 апреля и 8 мая), но к ним присоединяются праздники храмовые и в честь мощей святых в тех храмах, где они покоятся. Последования этих праздников, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию или святому, потому что на них к праздничному канону прилагается канон Богородице на утрени (в Типиконе об этих праздниках сказано: «Имже бдение совершается, прилагается же и канон Богородицы на утрени по Уставу»).
б) Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга. На эти праздники всенощного бдения не совершается, а накануне бывает великая вечерня, на утрени же положен полиелей и читается Евангелие. Святые, имеющие указанный знак, называются «святыми с полиелеем».
В Типиконе об этих праздниках сказано: «На вечерни – «Блажен муж» 1-й антифон, на «Господи воззвах» – стихиры на 6, от произвола же на 8, чтения (т.е. паремии) 3, и стихиры на стиховне; на утрени – полиелей и Евангелие, канон на 8 и славословие великое и проч. по Уставу». Впрочем, и на эти праздники», «аще хощет настоятель», может совершаться бдение.
3. Малые праздники также бывают двух видов:
а) Первого вида праздники обозначаются знаком красной скобки с тремя красными точками в средине. Святые, имеющие этот знак, называются «святыми со славословием», потому что в эти дни великое славословие на утрени поется, а не читается. В Типиконе об этих праздниках сказано: «На вечерни – обычная кафизма, на «Господи воззвах» – стихиры на 6, на утрени – канон на 6 и славословие великое (т.е. поется) и проч. по Уставу». По связи с пением великого славословия поются стихиры на «Хвалите».
б) Второго вида малые праздники обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в средине. Святые, имеющие этот знак, называются «шестеричными святыми, или святыми на шесть», потому что имеют на «Господи воззвах» – стихиры на 6 и на утрени – канон на 6.
Дни, не имеющие никакого знака, к праздникам не причисляются. В такие дни положено по Уставу: на «Господи воззвах» – стихиры на 3 и канон на утрени – на 4.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ
Необходимые для совершения Богослужения книги могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К первым относятся книги, заимствованные из Библии, именно: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Ко вторым относятся книги, составленные на основании Священного Писания, и святые предания отцами и учителями Церкви. Таковы суть: Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Минея Общая, Минея Праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон (или Устав), Ирмологий, Требник, Книга молебных пений.