Глава 2. религия и культура древней индии

КУЛЬТУРА ДРЕВНИЙ ИНДИИ (РЕЛИГИИ, НАУКА, ИСКУССТВА)

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Протоиндийская (Хараппская) цивилизация

Начатые в двадцатые года ХХ века раскопки в долине реки Инд (Мохенжо-Даро, Индия), Харппа (современный Пакистан) дали необычайные результаты. Они оказались сенсационными и позволили сделать вывод о существовании более пяти тысяч лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали назвать хараппской или протоиндийской. Для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности (её обладатели писали справа налево). Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т.е. древнего гражданского общества и государственности.

Жители долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Города имели правильную планировку, с широкими улицами с трехэтажными домами из хорошо обожженного и оштукатуренного поверху кирпича пересекались под прямым углом и были снабжены водостоками, канализацией и бассейнами для религиозных омовений.

Здесь же были найдены предметы художественного ремесла - изделия из бронзы, ювелирные предметы, красно-черная лощеная узорчатая керамика, мелкая пластика. Небольшие каменные и бронзовые фигурки обнаженного мужчины и танцовщицы показали, что уже в те времена скульпторы овладели мастерством пластической проработки человеческого тела и передачи движения. Искусно вырезанные печати из стеатита с изображением слонов, быков, горных козлов, расположением фигур и надписей вокруг изображений и тонкостью пластической обработки поверхности указывают на близкое сходство культуры долины Инда с культурой Месопотамии. В ранних индийских художественных произведениях можно увидеть и черты, сближающие их с последующей собственно индийской культурой. Так, на одной из печатей изображено трехликое рогатое существо, отчетливо напоминающее распространившийся в искусстве последующих веков образ божества Шивы - владыки разрушительных сил Вселенной.

При раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о культе богини-матери.

Жители хараппских городов и сёл почитали как домашних животных, так и диких: тура, буйвола, быка зебу, тигра, слона, носорога. Возможно, в них видели тотемических предков, единосущных с людьми и явлениями природы.

Важную часть религии составлял культ деревьев и вообще растений. Особенно чтимым было дерево ашваттха, выступающее в роли мирового дерева. Оно и сейчас остаётся священным деревом не только в индуизме, но и в буддизме.

Многие соображения относительно религии жителей Хараппской цивилизации, развития их скульптуры в значительной степени являются гипотезами, правильность которых будет проверена, когда ученые разгадают тайны протоиндийской письменности.

Вторжение арийцев

В середине 2-го тыс. до н. э. культура древнейших городов, расцветшая в долине Инда, была прервана. Среди ученых ведутся большие споры о причине упадка хараппских центров. В течение долгого времени наиболее популярной была точка зрения, согласно которой непосредственной причиной заката всей цивилизации было вторжение арийских племен. Однако исследования показали, что ряд городов пришли в упадок еще до появления каких-либо иноземных племен, в результате внутренних причин. Ученые связывали это с засолением почв, наводнениями, изменением русла реки Инд и т. д. Не исключено, что крупные сдвиги в хараппском обществе были связаны с определенной варваризацией культуры, наступившей в связи с резким расширением ее границ и включением отсталых по уровню развития областей. Именно внутренние явления послужили главной причиной заката Хараппской цивилизации, а приход пришельцев как бы довершил упадок главных ее центров.

Приход ариев в Индию породил проблемы расового и политического порядка. Пришельцы были носителями совершенно иной культуры. Они были скотоводы и кочевники и лишь в Индии, выжигая леса и обрабатывая землю, стали земледельцами. Покоренные дравидские племена обладали древней и развитой культурой, но арии, несомненно, считали себя высшей расой. Отношения ариев с местным населением характеризовались отчужденностью и враждебностью. Результатом взаимодействия различных народностей и культур явилось постепенное развитие кастовой системы, которая оказала глубокое влияние на последующую жизнь Индии.

Вместе с ариями в Индию пришел совсем иной мир религиозных представлений. Чужеземцы принесли с собой древних богов. Гимны и молитвы, которые арии возносили богам, составили огромное собрание священных преданий. Веды образовали ядро священного канона. Его создание заняло более тысячи лет. В ведах запечатлены все знания ариев того времени о самих себе и об окружающем мире.

Постепенно арии осваивали новые территории, селились в новых местах, и ведийская религия распространялась по Индостану, встречаясь с народными неарийскими верованиями, чужими богами, древними культами — змей, деревьев, камней. Религиозные воззрения ведийских ариев, наложившись на древние верования жителей протоиндийских городов, образовали необычайно глубокий и прочный фундамент, на котором зиждется всё здание современного индуизма, хотя многое в ведийской традиции оказалось с течением времени забытым или переосмысленным.

ГЛАВА 2. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Ведийская религия

К началу к I тысячелетия до н.э. в Индии сложилась религия, получившая название ведизм (веда – знание). О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами. Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. Совокупность этих верований называют ведизмом. Особо почитаемой и, судя по языку, самой ранней из вед была Ригведа – «Веда гимнов». Главным принципом видения мира, который отражен в «Ригведе», было обожествление природы как целого, а также придание ценностного значения отдельным явлением природной и социальной жизни. Веды содержат имена трех десятков богов. Они подобны людям, но обладали сверхъестественным могуществом и олицетворяли явления природы (Индра – бог грозы, могущественный воин; Варуна – бог мирового порядка и справедливости; Агни – богиня огня и домашнего очага; Сома – бог священного напитка). Центральную роль играло жертвоприношение, которое было способом общения людей с богами.

В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов.

В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. В «Ригведе» не раз упоминается три высшие варны, и только в поздней, Х части (мандале) содержится легенда о происхождение всех четырех варн от первочеловека Пуруши. В гимне «Пурушасукта» рассказывается, что брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии – из рук, вайшьи – из бедер и шудры – из ступней. В поздневедийский период этот сюжет не раз повторялся, но рождение варн связывается уже с главным богом Брахмой.

Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики – прямой наследник ведической культуры. Сословие жрецов занимало ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания. Усилиями жрецов-брахманов были составлены так называемые брахманы – прозаические тексты. Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов.

Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых». Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход их одной варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни – дхармах.

Брахманизм объявил страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений - лишь иллюзия. Единственно реальным остается существование мирового духа. Важнейшим ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара - теория перерождения; по этому учению со смертью человека его душа переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы - кармы.

Карма, хотя и предопределена свыше, может быть скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов и т. д. могут привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе, а в будущем открывают перспективу к дальнейшему совершенствованию. В свою очередь, недостойное поведение чревато тяжелыми последствиями, например, воплощение пьяницы в моль, убийцы - в хищное животное, вора — в крысу.

Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала покорность властителям к выполнению религиозного долга. Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. К середине 1 тысячелетия до нашей эры, эти черты патриархальности приходят вовсе более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.

Буддизм

Середина I тысячелетия до нашей эры ознаменовалась появлением новых религиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм, впоследствии превратившийся в первую мировую религию. Традиционная формула называет «три драгоценности» буддизма - это сам Будда, дхарма - его учение, и сангха — община его последователей.

Основателем буддизма считается царевич Сиддхартха из знатного рода шакьев. Мысль о страдании живых существ обратила его к подвижничеству. После долгих лет странствий на него снизошло просветление и он стал просветленным (Буддой). Около города Варанаси он произнес свою первую проповедь о дхарме, изложив основы учения. Слава о нем распространилась, и к моменту кончины Будда был окружен многочисленными учениками.

Характерной чертой буддийского учения является определение жизни как страдания. Страдание связывается не только с неизбежным приходом болезней и смерти, но и с желанием лучшего возрождения, с самой цепью перерождений. Причиной страдания Будда называет страстное желание жизни, богатства, наслаждений или лучшей судьбы в новом существовании. Путь освобождения от страданий ему представляется в виде полного контроля над своим духом и поведением, а конечной целью при этом является нирвана, после которой человек разрывает цепь и уже не рождается вновь.

Очень заметны существенные отличия между ведийской религией и буддизмом. Если ведийский жертвенный культ был направлен главным образом на достижение благополучия семьи и общины, то целью буддийского вероучения являлось спасение личности. Речь, конечно, шла именно о религиозном спасении, и учение формулировалось во многом в традиционных понятиях кармы, цепи перерождений и т.д. В то же время не без оснований отмечалось в научной литературе, что буддизм - религия без Бога.

Согласно представлениям раннего буддизма, посредников, таких как жрецы-брахманы, в общении людей с богами быть не может. Поэтому внешняя обрядность оказывается бесполезной, а жертвоприношения даже греховны. В буддизме распространяется идея - не причини вреда живым существам.

Буддизм не придает большого значения различию между людьми по их племенной или кастовой принадлежности и не препятствует общению между ними, хотя существование сословно-кастовой иерархии в обыденной жизни не подвергается сомнению. Для достижения спасения считалось необходимым отказаться от мирской жизни - от собственности и семьи, традиционных внешних уз и душевных привязанностей.

Центральным в учении Будды считаются «четыре благородных истины»: жизнь есть страдание; причина страдания - стремление к наслаждению; прекращение страдания приходит через уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечение зла, способствующих возникновению и поддержанию добра. В конце этого пути наступают полная свобода и озарение - нирвана, своеобразная пассивная, с точки зрения христианской культуры, этика, так как призывает к терпимости и бесстрастию, равнодушию ко всему как к доброму, так и злому.

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – иными словами, целую цивилизацию.

Индуизм

Индуизм, как целостное явление, может быть охарактеризован в противопоставлении к другим религиям: исламу, христианству или даже родственному ему по духу и культурной устремленности буддизму. Истоки индуизма прослеживаются в ведийских текстах. В то же самое время в индуизме устанавливается, не наблюдаемая в ведической мифологии, строгая иерархия богов: триединство главных божеств Брахмы, Вишну, Шивы.

Центральное место в индуизме занимает представление о трех фазах существования мира: творение, жизнь, гибель. Эти три фазы олицетворяют три божества: Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель, обладал исключительной способностью к перевоплощению. Одним из его воплощений был Кришна, культ которого стал необычайно популярным. Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма, что было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор - шаман. Это говорит о том, что в культ Шивы примешались местные верования.

Для индуистской этики характерна беспредельная терпимость, потому что каждому человеку нужно следовать тому порядку жизни, который принят в его местности и деревне, в его касте и семье, соблюдать те правила, что диктуют ему обычаи его религии. Принципы индуизма в области общественных отношений сводились к следующему: общение должно быть ограничено своим социальным кругом - запрещены браки и совместное принятие пищи между членами разных каст, а также смена кастовой профессии. Забой животных, особенно коров, считалось страшным грехом.

Освященная религией индуизма кастовая система обеспечивала устойчивость общества, его способность противостоять любому чуждому влиянию, но она же, в конечном счете, придавала ему чрезвычайно консервативный характер. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать, им можно только родиться; что Варна - социальная роль предопределена навсегда, и менять ее - это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махамхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

История религий может быть в основных чертах соотнесена с этапами эволюции древнеиндийского общества. В ведийской литературе нашли отражение, как древнейшие арийские племенные культы, так и сложившаяся постепенно система мировоззрения, основу которой составляло осмысление ритуала жертвоприношения. Социальный переворот середины I тысячелетия до н. э., связанный с бурным развитием частной собственности и городов, привел к возникновению религии принципиально нового типа - буддизма. В той или иной форме буддизм получил широкое распространение во многих странах Азии, но на своей родине со временем вынужден был уступить место индуизму. Последний можно рассматривать как комплекс разнообразных верований многочисленных народов Индии, центральное место в котором принадлежит общинно-кастовым традициям и освящаемым религией социальным нормам.

Наши рекомендации