Индийская система классификации гостиниц
Для гостиниц всех категорий установлен единый минимальный размер - 10 номеров.
Категория "1 звезда"
Это самая низкая категория гостиниц, включающая следующие требования:
P гостиница этого класса должна быть расположена в хорошем районе, в здании, пригодном для гостиницы (максимальная оценка 15 баллов);
Pне менее 25% номеров с санузлами, а на каждые четыре из остальных номеров - один общий санузел (максимальная оценка 10 баллов);
P санузлы должны иметь горячее и холодное водоснабжение и обеспечиваться достаточным количеством туалетной бумаги (максимальная оценка 15 баллов);
P номера с вентиляцией, с чистыми и удобными кроватями с матрацами (максимальная оценка 10 баллов);
P соответствующее освещение номеров (максимальная оценка 10 баллов);
P наличие чистого столового и постельного белья, одеял и полотенец (максимальная оценка 10 баллов);
P стойка службы приема с телефоном (максимальная оценка 15 баллов);
Pчистое оборудованное помещение для питания клиентов (максимальная оценка 15 баллов);
P доброкачественная фаянсовая и стеклянная посуда, столовые приборы (максимальная оценка 10 баллов);
P чистые, хорошо оборудованные кухня и кладовая, отвечающие санитарным нормам (максимальная оценка 20 баллов);
Pоборудование для мытья кухонной, фаянсовой и стеклянной посуды и столовых приборов (максимальная оценка 15 балов);
Pдоброкачественное питание (максимальная оценка 10 баллов);
P хорошее обслуживание (максимальная оценка 10 баллов);
Pналичие прачечной (максимальная оценка 5 баллов);
P опытный персонал (максимальная оценка 5 баллов);
P чистая и элегантная форменная одежда для персонала (максимальная оценка 5 баллов);
P знание руководящим персоналом, контактирующим с клиентами, английского языка в объеме, необходимом для работы (максимальная оценка 5 баллов).
Минимальная сумма баллов, соответствующая этой категории, составляет 120.
Категория "2 звезды"
Гостиница этой категории должна отвечать следующим требованиям:
* размещаться в хорошем здании, пригодном для гостиницы (максимальная оценка 15 баллов);
* 25% номеров с кондиционерами, за исключением гостиниц, расположенных в горной местности, где должно быть предусмотрено отопление (максимальная оценка 15 баллов);
* не менее 50% номеров с санузлами, а на каждые три из остальных номеров - один общий сану-зел (максимальная оценка 10 баллов);
* санузлы с современным санитарно-техническим оборудованием, включая душ, обеспечиваемые достаточным количеством туалетной бумаги (максимальная оценка 15 баллов);
* в 100% номеров вентиляция, чистые удобные кровати с матрацами (максимальная оценка 10 баллов);
* соответствующее освещение во всех номерах (максимальная оценка 10 баллов);
* в каждом номере телефон или звонок вызова к телефону (максимальная оценка 10 баллов);
* наличие чистого столового и постельного белья, одеял и полотенец (максимальная оценка 10 баллов);
* наличие холла с соответствующим оборудованием (максимальная оценка 10 баллов);
* стойка службы приема с телефоном, а также по одному телефону на каждом этаже в случае отсутствия телефонов во всех номерах (максимальная оценка 15 баллов);
* доброкачественная фаянсовая и стеклянная посуда, столовые приборы (максимальная оценка 15 баллов);
* чистое, хорошо оборудованное помещение для питания клиентов (максимальная оценка 15 баллов);
* чистые, хорошо оборудованные кухня и кладовая, отвечающие санитарным нормам (максимальная оценка 20 баллов);
* оборудование для мытья кухонной, фаянсовой и стеклянной посуды и столовых приборов (максимальная оценка 15 баллов);
*доброкачественное питание (максимальная оценка 10 баллов);
* хорошее обслуживание (максимальная оценка 10 баллов);
* наличие прачечной и сухой химчистки (максимальная оценка 5 баллов);
* опытный персонал (максимальная оценка 5 баллов);
* чистая элегантная форменная одежда для персонала (максимальная оценка 5 баллов);
* знание английского языка: старшим обслуживающим персоналом - элементарное; руководящим составом - в достаточном объеме (максимальная оценка 5 баллов).
Минимальная сумма баллов, соответствующая этой категории, составляет 150.
Категория "3 звезды"
Гостиница этой категории должна отвечать следующим требованиям:
* располагаться в хорошем районе, в здании, пригодном для гостиницы (максимальная оценка 15 баллов);
* иметь место для стоянки автомобилей (максимальная оценка 5 баллов);
* газон у гостиницы или сад на крыше (максимальная оценка 10 баллов);
* не менее 50% номеров с кондиционерами, а в горной местности - с отоплением (максимальная оценка 15 баллов);
* 100% номеров с санузлами (максимальная оценка 10 баллов);
* санитарно-техническое оборудование санузлов: полноразмерные ванны или душ, горячее и холодное водоснабжение; санузлы должны соответствующим образом обеспечиваться мылом и туалетной бумагой (максимальная оценка 10 баллов);
* номера с удобными кроватями с пружинными или поролоновыми матрацами, письменным столом и другой соответствующей мебелью (максимальная оценка 10 баллов);
* во всех номерах соответствующее освещение; в номерах, не имеющих кондиционеров, - вентиляторы (максимальная оценка 10 баллов);
* телефон в каждом номере за исключением сезонных гостиниц, где в каждом номере должен быть звонок вызова к телефону на этаже (максимальная оценка 15 баллов);
* наличие термоса в спальне каждого номера (максимальная оценка 5 баллов);
* во всех номерах - ковры, в общих помещениях - соответствующее напольное покрытие;
* наличие чистого столового и постельного белья, одеял и полотенец (максимальная оценка 10 баллов);
* холл с соответствующим оборудованием (максимальная оценка 10 баллов);
* круглосуточно работающие служба приема и информации (максимальная оценка 10 баллов);
*книжный киоск, пункт обмена валюты, сейф для хранения ценностей и камера хранения (максимальная оценка 15 баллов);
* чистое, хорошо оборудованное помещение с кондиционированным воздухом, предназначенное для питания клиентов, в горных местностях вместо кондиционеров - отопление (максимальная оценка 15 баллов);
* доброкачественная фаянсовая и стеклянная посуда, столовые приборы (максимальная оценка 10 баллов);
* наличие бара, если употребление спиртных напитков допускается законом (максимальная оценка 10 баллов);
* оркестр танцевальной или камерной музыки (максимальная оценка 20 баллов);
* оборудование для мытья кухонной, фаянсовой и стеклянной посуды и столовых приборов (максимальная оценка 15 баллов);
* приготовление блюд национальной и европейской кухни (максимальная оценка 10 баллов);
* хорошее обслуживание (максимальная оценка 10 баллов);
* наличие прачечной и сухой химчистки (максимальная оценка 5 баллов);
* опытный персонал (максимальная оценка 5 баллов);
* чистая и элегантная форменная одежда для персонала (максимальная оценка 5 баллов);
* знание английского языка: старшим обслуживающим персоналом - элементарное, руководящим составом - хорошее (максимальная оценка 5 баллов).
Минимальная сумма баллов, соответствующая
этой категории, составляет 210.
Категория "4 звезды"
Гостиница этой категории должна отвечать следующим требованиям:
* располагаться в хорошем районе, в здании, пригодном для гостиницы (максимальная оценка 15 баллов);
v иметь место для стоянки автомобилей (максимальная оценка 5 баллов);
* газон у гостиницы (максимальная оценка 10 баллов);
* не менее 75% номеров с кондиционерами, а в горной местности - с отоплением (максимальная оценка 20 баллов);
* 100% номеров с санузлами (максимальная оценка 15 баллов);
* санитарно-техническое оборудование санузлов: душ, горячее и холодное водоснабжение; не менее 50% санузлов с полноразмерными ваннами; санузлы должны соответствующим образом обеспечиваться мылом и туалетной бумагой (максимальная оценка 20 баллов);
* общие туалеты, соответствующим образом обеспечиваемые мылом, полотенцами и туалетной бумагой (максимальная оценка 10 баллов);
* номера с удобными кроватями с пружинными или поролоновыми матрацами, письменным столом и другой мебелью (максимальная оценка 10 баллов);
* ковры во всех номерах и общих помещениях, на лестницах - соответствующее покрытие (максимальная оценка 15 баллов);
* во всех номерах соответствующее освещение; в номерах, не имеющих кондиционеров, - вентиляторы (максимальная оценка 10 баллов);
* в каждом номере телефон (максимальная оценка 15 баллов);
* в каждом номере радиоприемник или радиоточка с трансляцией музыкальных программ (максимальная оценка 10 баллов);
* в каждом номере термос (максимальная оценка 5 баллов);
* наличие чистого столового и постельного белья, одеял и полотенец (максимальная оценка 10 баллов);
* хорошо оборудованный холл с кондиционированием, в горах вместо кондиционера - отопление; в холле - стол с письменными принадлежностями (максимальная оценка 15 баллов);
* конференц-зал и банкетный зал с кондиционированием, в горах вместо кондиционеров - отопление (максимальная оценка 15 баллов);
* круглосуточно работающие службы приема и информации (максимальная оценка 10 баллов);
* книжный киоск, пункт обмена валюты, сейф для хранения ценностей, камера хранения и парикмахерская (максимальная оценка 15 баллов);
*в зданиях высотой более трех этажей - соответствующее количество лифтов (максимальная оценка 15 баллов);
* чистое, хорошо оборудованное помещение с кондиционированным воздухом, предназначенное для питания клиентов, в горах вместо кондиционеров - отопление (максимальная оценка 15 баллов);
* доброкачественная фаянсовая и стеклянная посуда, столовые приборы (максимальная оценка 10 баллов);
v чистые, хорошо оборудованные кухня и кладовая с соответствующим холодильным оборудованием (максимальная оценка 20 баллов);
* наличие бара с кондиционированием (если употребление спиртных напитков допускается законом); в горах вместо кондиционеров - отопление (максимальная оценка 15 баллов);
* танцевальный зал с оркестром танцевальной и камерной музыки (максимальная оценка 15 баллов);
стеклянной посуды и столовых приборов (максимальная оценка 15 баллов);
оборудование для мытья кухонной, фаянсовой и стеклянной посуды и столовых приборов (максимальная оценка 15 баллов);
*приготовление блюд национальной и европейской кухни (максимальная оценка 10 баллов);
* круглосуточное обслуживание (максимальная оценка 10 баллов);
v наличие прачечной и сухой химчистки (максимальная оценка 5 баллов);
^ чистая и элегантная форменная одежда для персонала (максимальная оценка 5 баллов);
*знание английского языка: обслуживающим персоналом - элементарное, руководящим составом - хорошее; как минимум один представитель руководящего состава должен владеть вторым европейским языком (максимальная оценка 10 баллов).
Минимальная сумма баллов, соответствующая
этой категории, составляет 250.
Категория "5 звезд"
В гостиницах этой категории в дополнение к требованиям категории "4 звезды" должно быть предусмотрено:
* наличие бассейна для купания, за исключением горных местностей (максимальная оценка 10 баллов);
* теннисный корт или площадка для игры в гольф или мяч (максимальная оценка 10 баллов);
* 100% кондиционирование всех номеров и общих помещений, в горах вместо кондиционеров -отопление (максимальная оценка 25 баллов);
* все санузлы с полноразмерными ванными и душем (максимальная оценка 25 баллов); помимо банкетного зала - наличие отдельных кабинетов (максимальная оценка 20 баллов);
* помимо книжного киоска, камеры хранения, парикмахерских и т.д. - цветочный киоск (максимальная оценка 20 баллов);
* все помещения, включая лестницы, с ковровым покрытием (максимальная оценка 20 баллов);
* наличие развлекательной программы (максимальная оценка 20 баллов);
* круглосуточное дежурство как минимум одного представителя руководящего состава гостиниц, знающего не менее одного европейского языка (максимальная оценка 10 баллов).
Минимальная сумма баллов, соответствующая этой категории, составляет 290. Индийская система классификации включает отдельный перечень требований, предъявляемых ко всем предприятиям общественного питания. Для отнесения того или иного предприятия общественного питания к категории "ресторан" оно должно отвечать следующим квалификационным требованиям:
* располагаться в хорошем районе (максимальная оценка 15 баллов);
* быть полностью оборудовано кондиционерами, за исключением горных местностей, где должно быть предусмотрено отопление (максимальная оценка 25 баллов);
* иметь соответствующую отделку и меблировку; пол ресторана должен иметь соответствующее покрытие (максимальная оценка 20 баллов);
* оркестр танцевальной или камерной музыки (максимальная оценка 10 баллов);
* чистые, хорошо оборудованные кухня и кладовая с соответствующим холодильным оборудованием (максимальная оценка 25 баллов);
* оборудование для мытья кухонной, фаянсовой и стеклянной посуды и столовых приборов (максимальная оценка 15 баллов);
* высокое качество, широкий ассортимент и разнообразие блюд (максимальная оценка 15 баллов);
* доброкачественная фаянсовая и стеклянная посуда, столовые приборы и столовое белье (максимальная оценка 15 баллов);
* старший персонал, вступающий в контакт с посетителями, должен понимать английский язык и говорить по-английски (максимальная оценка 10 баллов);
* чистая и элегантная форменная одежда для персонала (максимальная оценка 5 баллов);
* хорошее обслуживание (максимальная оценка 10 баллов);
* наличие телефона (максимальная оценка 5 баллов);
* наличие туалетов (для мужчин и для женщин) с современным санитарно-техническим оборудованием, соответствующим образом обеспечиваемых мылом, полотенцами и туалетной бумагой (максимальная оценка 20 баллов).
Минимальная сумма баллов, необходимая для получения предприятием общественного питания категории "ресторан", составляет 125.
В некоторых странах система классификации средств размещения основана на сочетании минимальных обязательных требований и балльной оценки. К числу таких стран относятся Германия и Швейцария.
Германия
Система добровольной сертификации гостиниц была разработана в 1996 году и после апробации введена в 1999 году.
Система устанавливает минимальный набор требований, выполнение которых необходимо для присвоения гостинице самой низшей категории "1 звезда":
* отдельное помещение службы приема с сейфом;
* полный завтрак;
* возможность обеда в течение 2 часов и ужина в течение 3 часов;
* телефонная кабина;
* площадь одноместного номера -8м2, двухместного - 12 м2, ванная или душ и туалет на этаже;
* в 100% номеров умывальник, зеркало, мыло (или жидкое мыло), стаканчики для зубной щетки, полотенца, корзина для мусора;
* мебель в номере: кровать, шкаф для одежды (возможно встроенный), осветительные приборы, 1 стул, корзина для бумажного мусора и пожаробезопасного материала.
Минимальные требования для гостиницы категории "2 звезды":
* площадь одноместного номера - 12 м2, двухместного номера - 16 м2;
* завтрак - шведский стол;
* 70% номеров с ванной или душем;
* 70% номеров с цветным телевизором;
* возможность заказывать напитки;
* количество стульев в соответствии с количеством кроватей.
Минимальные требовании для гостиницы категории "3 звезды":
*площадь одноместного номера - 14 м2, двухместного - 18м2;
* 100% номеров с ванной и душем;
*100% номеров с цветным телевизором;
* возможность заказывать напитки в номер;
* принимаются кредитные и дебетовые карточки;
* наличие ресторана.
Минимальные требования для гостиницы категории "4 звезды":
* площадь одноместного номера - 16м2, двухместного - 22 м2;
* возможность заказа завтрака, обеда и ужина в номер;
* косметическое зеркало, фен, халат - по требованию;
* кресло или диванчик;
* услуги прачечной и гладильной; «• холл, ресторан, бар.
Минимальные требования для гостиницы категории "5 звезд":
* площадь одноместного номера - 18м2, двухместного - 26 м2;
* наличие "люксов";
* работа службы приема с консьержем 24 часа в сутки;
* в санузле дополнительные раковины, косметические принадлежности;
* возможность завтрака, обеда и ужина в номере;
* сейф в номере;
* кресло или диванчик;
* услуги прачечной и гладильной;
* холл, ресторан, бар.
Помимо обязательных минимальных требований система предусматривает дополнительные требования, выполнение которых оценивается в баллах по следующей шкале: