Зависимые явления порождаются шестью причинами и четырьмя условиями; эти [причины] создают пять следствий. Таким превосходным объяснениям следует Абхидхарма Хинаяны
В Абхидхармакоше [275] Васубандху говорит:
Без причин и условий нет ни творения, ни сотворенного, ни творца.
Чтобы возникли зависимые явления, необходимо взаимодействие различных причин и условий. В текстах учения освещаются шесть главных причин и четыре условия, а также пять следствий, которые они порождают. Абхидхарма Хинаяны дает четкие объяснения, основанные на этих текстах.
II. 2.3.1.1.2. Подробное объяснение
В этом разделе четыре части: 1) шесть причин, 2) пять следствий, 3)общие разряды явлений-следствий и 4) четыре условия.
II. 2.3.1.1.2.1. Шесть причин
Порождающая причина [отдельного явления] есть то, что отличается от зависимого явления. Вместерожденные причины — это [зависимые явления], служащие друг другу и причинами и следствиями. Причины одинакового исхода — это предшествующие явления, впоследствии создающие сходные явления. Сопутствующие друг другу причины — это ум и умственные события, объединенные пятью общими аспектами. Вездесущие причины — это загрязненные явления. Развивающие причины — это неблагие качества и загрязненные благие качества.
Порождающая причина [конкретного] зависимого явления охватывает все, что не есть само это зависимое явление. Если порождающие причины подразделяют на главные и вторичные, то главные — это действенные производящие причины. Например, способность видеть и [зримая] форма — это [действенные] порождающие причины, которые порождают сознание зрения. Способность видеть — это [чувственная] основа [действенной] порождающей причины, а форма — объективная [действенная] порождающая причина. Пища действует как [действенная] порождающая причина тела, потому что обладает способностью его питать. Если взять семя, росток, стебель и т. д., то каждое предыдущее есть [действенная] порождающая причина последующего, потому что обладает способностью порождать последующее. Вторичные [т. е. недейственные] порождающие причины не могут порождать [следствий], но включаются в эту категорию, потому что не препятствуют [порождению явления].
Вместерожденные причины — это любые зависимые явления, которые возникают одновременно и выступают как причины и следствия друг друга. Четыре главных элемента [земля, вода, огонь и воздух] являются друг для друга вместерожденными причинами. Умственные события и [сам] ум — это взаимные [вместерожденные причины]. Точно так же взаимными причинами и следствиями выступают такие качества зависимых явлений, как возникновение и прочие, и явления, обладающие этими качествами. Таким образом, большинство зависимых явлений могут рассматриваться как вместерожденные причины, которые похожи на странников, путешествующих вместе и помогающих друг другу в пути.
Причины одинакового исхода — это предшествующие явления, которые производят похожие последующие явления. Например, ячмень [это причина] такого же ячменя, арис — причина риса. Точно так же пять благих скандх действуют как причины одинакового исхода — благих скандх, неблагие и омраченные нейтральные [явления] действуют как причины одинакового исхода — загрязненных [явлений], а неомраченные нейтральные [явления] порождают неомраченные нейтральные [явления].
Сопутствующие друг другу причины — это ум или умственные события, которые сопутствуют друг другу вследствие пяти общих составляющих: [чувственной] основы, объекта, аспекта, времени и субстанции. Шесть сознаний вместе с соответствующими имопорами [органов чувств] сопутствуют друг другу и тождественны в момент [соприкосновения] органов чувств <с объектами>. Таким образом, они действуют как сопутствующие друг другу причины и как вместерожденные причины. [Сопутствующие друг другу причины] словно странники, которые, пока находятся в пути, все делают одинаково: вместе едят, пьют, купаются, укладываются спать и т. д.
Вездесущие причины — это обычные [факторы], покидаемые [на пути] видения[276], которые создают омраченные явления как свои следствия. В описании Абхидхармакошей тонких и порождающих следствия клеш термин «вездесущие» используется для обозначения одиннадцати тонких и порождающих следствия [клеш].
Развивающие причины — это то неблагое или загрязненное благое, которое способно произвести развившееся следствие. [Развивающие причины] похожи на полноценные семена, попавшие во влажную почву. Нейтральные факторы не становятся развивающими причинами: они подобны сгнившим семенам. Незагрязненное благое тоже не является [развивающими причинами], потому что, хотя и обладает потенциальной способностью, не вызывает развившихся [следствий], поскольку [на ступени арьев] нет страстного желания. Оно — словно полноценные семена, никогда не попадающие во влажную почву.
II. 2.3.1.1.2.2. Пять следствий
Развившиеся следствия возникают вслед за своими причинами и принадлежат к потоку сознания [человека], они ничем не омрачены и нейтральны. Следствия, согласующиеся с причинами, по виду схожи с [причинами] одинакового исхода и вездесущи. Следствия-сво-бода — это прекращение, достигнутое благодаря различающей мудрости. Порожденные следствия — это те, что получены в силу причин. Собственные следствия — [чрезвычайно] зависимые явления, возникающие от не препятствующих явлений.
Какова природа пяти следствий? Созревшие следствия порождаются развивающими причинами и возникают вслед за своими причинами. Они принадлежат к потоку сознания человека, ничем не омрачены и нейтральны. Примеры созревших следствий — это высшие уровни бытия, [происходящие] от благого, и низшие уровни бытия, [происходящие] от неблагого.
Следствия, согласующиеся [со своими] причинами, порождаются или причиной одинакового исхода, или вездесущей причиной и принадлежат к разновидности согласующихся [с причиной]. Примерами следствий, согласующихся с причинами, являются короткая жизнь [из-за] совершения убийства и долгая жизнь [благодаря] отказу от [убийства].
Следствия-свобода — это прекращение [омрачений], достигаемое благодаря силе различающей мудрости. [Прекращение определяется как] исчерпание [омрачений] путем устранения факторов, от которых надлежит избавиться, с помощью различающей мудрости. Примерами следствий-свободы служат избавления [и] свершения четырех [разрядов] арьев [277].
Следствия, порожденные людьми, [также называемые] следствиями, порожденными действиями людей, — это любые следствия, порожденные и приобретенные в силу любой причины [созданной человеком], — например: урожай, полученный благодаря возделыванию.
Собственные следствия — это исключительно зависимые явления, которые возникают от того, что не препятствует. Такие следствия возникают от зависимых явлений или от того, что просто не препятствует [их возникновению]. Они не [существуют] в прошлом, но возникают в настоящем и будущем. Примеры — собственные следствия благого и неблагого.
II. 2.3.1.1.2.3. Общие разряды следствий