Исторические примеры влияния злых духов на людей
Явление дьявола в женском образе. — О бесах, преклоняющих людей к вражде. — Бесы, искушающие во время Богослужения. — Явление бесов в виде Ангелов и Христа. — Разнообразие искушений. — Бесы, искушающие иноков. — Случай из современной жизни, показывающий влияние злых духов.
Блаженный Августин в «Молитвенных воздыханиях души к Богу» писал так: «К ногам величия Твоего, Вечный Судия, приношу жалобу на врага моего: осуди его и спаси меня. Хитер и лукав враг сей, ибо не только в делах плотских, удобно распознаваемых, и не только в пороках, но даже и в духовных упражнениях скрывает он тонкие сети, самые пороки облекает в наружность добродетели и преображается в ангела светла»1. Справедливость означенных слов св. Отца подтверждается всею жизнью св. Божиих угодников, изложенной в Четьи-Минеях и в сказаниях, из которых мы и приводим некоторые случаи искушения людей от дьявола.
1. В одну ночь преподобный Пахомий Великий и блаженный Федор, идя по обители своей, оба вместе увидали издали беса в образе прекрасной женщины, окруженного множеством слуг. Пахомий начал молиться Богу. А бес, в образе женщины, подходя сказал: «Зачем напрасно трудишься, ибо ничего не можешь сделать, так как я от Бога принял власть искушать, когда хочу». Тогда св. Пахомий спросил беса: «Кто ты, откуда идешь и кого искушать хочешь». Кажущаяся женщина отвечала: «Я — сила дьявольская, и все полчище бесов служит мне; я отлучила Иуду от лика апостольского, имею власть и против тебя, Пахомий». Св. Пахомий просил: «Меня ли одного пришла искушать сила дьявольская, или и прочих?» — «И тебя, и всех подобных», — отвечал демон2.
2. Преподобному епископу Нифонту было открыто, как бесы, ходя между людьми, склоняют их к разным грехам: осуждению, клевете, брани и причиняют разные скорби. Так, однажды Нифонт видел одного человека, делающего свое дело, и вот вдруг приходит к тому человеку бес и начинает шептать ему на ухо; неподалеку был другой человек, тоже занимавшийся своею работой, бес и тому пошептал на ухо, и вот они оба, оставив свою работу, стали ссориться. Блаженный, встав, сказал: «О лесть бесовская, как ты сеешь вражду между людьми!» В другое время на блаженного напал бес тщеславный, говоря: «С сего времени ты будешь творить чудеса, и по всей земле прославится твое имя, ибо ты угодил Богу». Блаженный сказал бесу: «Подожди, я совершу пред тобою чудо». Увидя пред собой камень, преподобный сказал: «Тебе говорю, камень, иди отсюда и перенесись в другое место», — но камень лежал неподвижно. Тогда святой сказал бесу: «Вот твой дар», — и плюнул дьяволу в лицо. Затем помолился Богу, и дьявол исчез. Видел преподобный еще одного человека, за которым шел дьявол и влагал в него хульные помыслы. Блаженный сказал лукавому духу: «Перестань, дьявол, надоедать рабом Божиим. Какая тебе польза в том, если его душа пойдет на погибель?» Бес отвечал: «Никакой пользы нам нет из сего, но мы имеем такое повеление от царя своего и князей, чтобы мы боролись с людьми; если же князья найдут нас неборющимися, то жестоко бьют нас за это»3.
3. Однажды бес, пришедши ночью в келью преподобного Макария Александрийского, сказал ему: «Встань, авва Макарий, и пойдем в церковь к Богослужению». Макарий же, будучи исполнен благодати Божией, уразумел искушение дьявола и отвечал ему: «О, лжец и ненавистник добра. Какое может быть с тобою участие в Богослужении и что может быть у тебя общего с собором святых?» Дьявол сказал: «Разве ты не знаешь, Макарий, что без нас не бывает ни одной службы церковной и ни одного монашеского собрания; иди же и увидишь дела наши». Старец отвечал: «Да запретит тебе Господь», — и просил святой Бога открыть ему: правда ли все то, что говорит дьявол. Когда наступило время полуночного Богослужения, он пришел в церковь. И вот видит по всей церкви как бы неких малых отроков в образе эфиопов, быстро обходящих церковь и летающих. В монастыре том был обычай: один брат читал псалмы, а другие сидели и слушали, и вот рядом с каждым из братии сидели те эфиопы и подсмеивались над ними. Кому пальцами своими дотрагивались до глаз, тот сейчас начинали дремать; пред иными ходили в женском подобии, а пред другими делали нечто иное. И что представляли пред кем, тот о том и размышлял в себе. Но от некоторых, как только начинали делать что-либо подобное, тотчас некой силою были прогоняемы и удаляемы, и более не могли стоять пред ними и даже пройти мимо. А у некоторых немощных братьев, невнимательных к молитве, насмехаясь сидели на шее и плечах. Преподобный Макарий, увидев сие, вздохнул от глубины сердца и сказал: «Воззри, Господи, и не смолчи; воскресни, Боже, дабы разошлись враги наша полна поругания». По окончании службы преподобный Макарий, призывая поодиночке каждого брата, спрашивал, о чем тот думал во время Богослужения, и каждый открывал свои помышления! Оказалось, что каждый думал о том, что, насмехаясь, представлял пред ним бес4.
4. Преподобный Марк, сидя однажды при дороге, увидел дьявола в образе человека, обвешанного какими-то сосудами и направлявшегося к близлежащему монастырю. Остановив беса, святой спросил его: «Куда идешь?» — «Да иду навестить братию», — был ответ. «А что за сосуды с тобой?» — спросил преподобный. «А это, — отвечал бес, — различные кушанья для монахов». — «Для чего же из так много с тобою?» — спросил Марк. «Да чтобы, если одно не понравится, так угостить другим. Один мой злой совет или внушение не примут, ну так другой, еще горший, предложу и, таким образом, кого-нибудь уловлю», — сказал дьявол и пошел своим путем. Преподобный же остался ожидать его возвращения. Дождавшись, спросил: «Ну, как твои дела?» — «Худы, — отвечал дьявол. — Почти все монахи не приняли меня и только один слушается». — «Как его имя?» — «Ферапонт», — отвечал дьявол и исчез. Марк отправился в монастырь, где действительно узнал, что Ферапонт одержим духом любодейства5.
5. Один подвижник, по имени Валент, долго живя в пустыне, много изнурял свою плоть, и считался великим подвижником, но потом, обольщенный духом самомнения и гордости, впал в крайнее высокомерие, так что сделался игралищем бесов. Надмившись пагубною страстью самомнения, он стал мечтать, наконец, в самообольщении, что с ним беседуют Ангелы и при всяком деле служат ему. Дьявол, уверившись, что Валент совершенно предался обману, принимает на себя вид Спасителя и ночью приходит к нему, окруженный сонмом демонов в образе Ангелов, с зажженными светильниками. И вот явился огненный круг, и в средине его Валент видит как бы Спасителя. Один из демонов, в образе Ангела, подходит к нему и говорит: «Ты благоугодил Христу своими подвигами, и Он пришел посетить тебя. Итак другого ничего не делай, а только, ставши вдали и увидев его, стоящего среди всего сонма, поклонись Ему, и потом иди в келью свою». Валент вышел и, увидев множество духов с светильниками, пал и поклонился лжехристу. Обольщенный, он до того простер свое безумие, что, пришедши на другой день в церковь, сказал при всей братии: «Я не имею нужды в приобщении, ибо видел Христа». Тогда его окружающие, видя, что он впал в умоисступление, связали его цепями и в течение года вполне уврачевали его, истребив гордость его молитвами6.
6. В образе Христа дьявол искушал однажды преподобного Исаакия Печерского, семь лет подвизавшегося в затворе, не видя никого. И однажды, когда он, при наступлении ночи, утрудившись от пения псалтири, потушил свечуи сидел в своем месте, видит в пещере необычайный свет, и ему предстали два беса в образе двух юношей, сказав: «Мы Ангелы, а вот грядет к тебе Христос». Не остерегся Исаак от губительного помысла видеть Христа и не победил его смиренной молитвой. Не оградив себя крестным знамением, он поклонился бесу, явившемуся в образе Христа. Как только это совершилось, бесы радостно воскликнули: «Наш Исаак». Они начали кружиться возле преподобного, который на другой день был найден в беспамятстве и после этого несколько лет находился в душевном и телесном расслаблении7.
7. В образе Христа явился бес и преподобному Пахомию и сказал: «Радуйся, старец, столько мне угодивший. Я — Христос, и пришел к тебе, как другу своему». Изумился преподобный Пахомий и, смотря на привидение, начал рассуждать: «Христово пришествие к человеку сопровождается радостью, сердце не чувствует никакого страха, все помышления тотчас исчезает, ум делается очами серафимскими и весь вперяется в созерцание славы Господней; а я теперь смущаюсь, боюсь... Нет, это не Христос». Потом, оградив себя крестным знамением, с дерзновением сказал: «Отойди от меня, дух злобы. Будь проклято лукавство всех твоих начинаний». Мгновенно призрак исчез, и дом наполнился смрадом8.
8. «Вот что со мною было однажды, — говорит св. преподобный Феодосии Печерский, — я стоял в келии на молитве и пел обычные псалмы. Вдруг предо мною предстал черный пес, так что я не мог класть поклоны. Так как он долго стоял предо мною и мешал мне, то я хотел его ударить, но он стал невидим. Тогда объял меня страх и трепет, так что я хотел бежать с того места. Но Господь помог мне... Страх оставил меня, и я уже не боялся того, что являлось пред глазами моими»9.
9. Один юный инок, подвизавшийся в монастыре, желал жить в отшельничестве и выпросился у настоятеля в отдаленное место пустыни. Он нашел себе для жительства пещеру и жил здесь, употребляя в пищу финики. Шесть лет он прожил здесь, никого не видя; но вот приходит к нему дьявол, в образе мирского человека, и начал рассматривать его с головы до ног. Инок спросил его: «Что ты так смотришь на меня?» Он сказал: «Разве ты не узнаешь меня? Я — сосед твоего отца», — и назвал имя отца и матери, и сестры отшельника. Потом сказал: «Мать и сестра твои умерли уже более трех лет тому назад, а отец умер только недавно, сделав тебя наследником своим; перед смертью отец просил всех отыскать тебя, чтобы ты пришел домой, принял имущество и роздал его нищим за душу свою и отца; многие отправились отыскивать тебя, но не нашли, а я, пришедши по делам своим, узнал тебя. Не медли, пойди и исполни волю отца твоего». Отшельник отвечал: «Мне не следует возвращаться в мир». Но дьявол разными обольстительными внушениями склонил отшельника оставить келью, проводил до города, где жил отец, и тут оставил его... Инок входит в родительский дом с уверенностью, что отца уже нет в живых, и вот сам отец выходит к нему навстречу, жив и здоров. Сначала отец не мог узнать своего сына, а сын постыдился объяснить истинную причину, почему он оставил келью, а сказал, что этому причиной была его сыновняя любовь и привязанность к отцу... Так и остался он в мире, окончательно изменив своим иноческим обетам10.
10. Св. Никита, епископ Новгородский, был родом киевлянин, и с юных лет вступил в Печорскую обитель. Стремясь к высшим подвигам, он вскоре решился сделаться затворником, несмотря на все внушения настоятеля о преждевременности такого многотрудного дела для молодого инока, и действительно, подвергся в затворе искушению. По внушению от дьявола, явившегося ему в образе Ангела света, Никита совершенно перестал молиться Богу, весь предался чтению ветхозаветных книг, начал принимать к себе приходящих, давать им советы, изрекать предсказания и чрез то приобретать себе суетную славу. Никто не был с состоянии состязаться с ним в знании книг ветхозаветных. Совокупные молитвы отцов Печерских освободили несчастного инока от обаяний искусителя11.
11. Один из Фиваидских старцев рассказывал о себе, что он, сын жреца идольского, в детском возрасте был во храме и видел отца своего, приносящего жертвы идолам. Однажды после того, как отец вышел из храма, сын вошел тайно в храм и увидел сатану. Сатана сидел на троне; многочисленное воинство предстояло пред ним. И вот приходит к нему один из князей бесовских и кланяется ему. Сатана спросил его: «Откуда ты?» Князь отвечал: «Я был в такой-то стране, возбудил там войну и большое смятение, произвел кровопролитие, и пришел возвестить тебе». Сатана спросил: «Во сколько времени сделал ты это?» тот отвечал: «В тридцать дней». Сатана велел его бить бичами. И вот другой пришел. Сатана спросил: «Откуда ты?» Демон отвечал: «Я был в море, воздвиг бурю, потопил корабли, умертвил множество людей». Сатана спросил: «Во сколько времени ты сделал это?» Демон отвечал: «В двадцать дней». И этот был бит за медлительность. Но вот явился демон, говоря: «Я из пустыни... Уже сорок лет борюсь я с одним из монахов, и едва одержал над ним победу, повергнув его в грех». Сатана, услышав это, сказал: «Ты совершил великое и славное дело». Увидев и услышав это, сын жреца сказал себе: «Чин иноческий, должно быть, много значит у Бога». Он принял христианство и вступил в монашество12.
12. Святый мученик Трифон в юном возрасте врачевал болезни и изгонял бесов. Римский император Гордиан, из дочери которого св. Мученик изгнал беса, пожелал своими очами видеть изгнанного. Мученик Трифон действительно вызвал беса, и все увидели его в виде черного пса с огненными очами. Св. Мученик спросил беса: «Кто послал тебя в отроковицу?» Бес отвечал: «Отец; начальник всякой злобы, сидящий в аде». На вопрос Трифона: «Кто дал тебе такую власть?» — бес отвечал: «Мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в единородного Сына Божия; только по попущению Божию, наносим легкие искушения. А над теми имеем полную власть, которые не веруют в Бога, ходят в похотях своих и угодное нам творят; угодные же нам дела суть: идолопоклонство, хула, прелюбодеяние, зависть, убийство, гордость и пр. Эти люди опутываются грехами, как сетями; они — друзья наши, и одна их с нами участь будет»13.
Подобные рассказы встречаются чуть ли не на каждой странице житий святых... Но и приведенных достаточно для доказательства того, как демоны уловляют чрез разные злоухищрения души человеческие в пагубу. Считаем уместным привести здесь один рассказ из обыденной жизни в подтверждение того, что злые духи имеют сильное влияние на судьбу людей. Рассказ этот принадлежит священнику о. Аркадию Левашеву и помещен был в «Руководстве для сельских пастырей» за 1875 год. Рассказ ведется от имени почтенного пастыря Церкви.
«В вечер Великой Субботы 1875 года является ко мне в дом гость — высокий мужчина, весь покрытый хлопьями мокрого снега... Это был знакомый мне человек, старший меня десятью годами... Бывало, он часто употреблял слова "черти-дьяволы", и вот они явились к его услугам. Образ или способ, которым влиял бес на моего знакомого, был поистине изумительный. Бес незримо ни для кого, но слышимо для больного, ясно и отчетливо говорит ему. Тоны голоса он меняет: иногда говорит страшно угрожающим тоном, иногда ласково. Но как бы и о чем бы он ни говорил, его слова всегда оставляют в душе моего знакомого страх и уныние. Ни днем, ни ночью бес не дает ему покоя своими речами, переходящими иногда в крик. Больной старается заглушить бесовский голос молитвой, пением церковных песней, но бес во все вмешивается и молитвы не приносят успокоения несчастному.
Преследуя свою жертву, бесы достигли, наконец, того, что расстроили рассудок моего знакомого, который и был помещен в больницу.
В 25 верстах от К-ва есть село Княжева Пустынь, куда православные ходили для исповеди к опытному духовнику... Дорога туда глухая, проселочная... Дело было ночью. Мой знакомый не убоялся ни темной ночи, ни лесов дремучих, и из больницы прямо направил путь свой в Княжеву Пустынь. Страшный оглушительный бесовский крик сопровождал его: "Куда пошел? Не ходи... попа дома нет". Оказалось, что, действительно, священника дома не было, и мой знакомый, не удовлетворив своей потребности, пошел домой. Дорогой встречается с ним промотавшийся полковник, с которым он вместе лежал в больнице, и который в больнице же остался, когда тот убежал оттуда. Завязался разговор. — Пойдем выпьем: здесь кабачок есть, — обратился полковник к моему знакомому.
— Пожалуй, зайдем, — отвечал тот.
"Пошли мы с полковником, — рассказывает мой знакомый, — пришли в кабак, целовальник стоит за прилавком, виднеются штофы, полуштофы.
— Подай нам полштоф водки, — говорит полковник целовальнику.
Водка подана. Полковник налил мне стакан. Я выпил, а от другого отказался.
— Эх вы, — говорит полковник. — Вот мы не так пьем. Подай чашку, целовальник!
Подана была чашка. Всю оставшуюся в полштофе водку и налитый стакан полковник вылил в чашку и тотчас выпил.
— Вот как надо пить, — поучал он.
— Ну, уж эдак, то сохрани и спаси, Господи, — говорю я.
Лишь только вымолвил я эти слова, ни кабака, ни целовальника, ни полковника, ничего не стало. Я оказался стоящим на пне в лесу, и не знаю, далеко ли от дороги. Тут я страшно испугался: в воздухе послышалось страшное: ха-ха- ха... Долго я блуждал, стараясь выйти на дорогу. Я не рад был жизни и уже подошел к реке, чтобы броситься в прорубь, а бес шепчет: "Бросься... не утонешь..."»
Крестясь, несчастный продолжал идти и из опасения, чтобы его в К-ве не узнали, не пошел в город, а отправился странствовать... и по дороге зашел ко мне.
«Как же начались бесовские наваждения?» — спросил о. Аркадий Левашев своего знакомого, и тот рассказал, что бесы овладели им после того, когда он, при живой жене, сошелся с одной красавицей. Совесть начала мучить его, и вот для ее заглушения он стал пить вино. Бесы и завладели им, — постоянно кричали: «Наш! Наш!»
«Не было в доме, кажется, ни одного места, откуда бы не доносились до меня крики. И на полу, и на потолке, и на стенах, и по скамьям — везде кричали на разные голоса, — рассказывал несчастный... — Бесов я даже видел... Как бы чад расстилался по полу, клубился и тут обращался в что-то неосязательное, но видимо страшное — отвратительное; и это страшное кричало адским голосом: "Не уйдешь от нас... Наш!... Наш!..." Наконец, бесы стали прямо приступать ко мне и говорить: "Отдай нам свою душу".
"Зарежься, зарежься", — кричали мне бесы. — "Да нечем", — отвечал я... — А вот серп, — указывают мне, — им зарезаться можешь". И тут-то мне пришло на мысль помолиться Богу... Но лишь только я стал класть поклоны, бесы схватили меня за полы моей одежды, с силой повлекли меня от места, где я стал на молитву, и неистово кричали: "Не молись. Теперь поздно". Между тем, по милосердию Божиему, я почувствовал в себе как бы некую силу. Я начал крестить все стороны, призывая на помощь Бога и Ангела Хранителя. Бесы сначала смеялись и передразнивали меня, но я не ослабевал в призывании на помощь Бога. И только после долгой борьбы моей с силой бесовской она стала как будто удаляться от меня. Я не стал уже чувствовать осязательного прикосновения к себе бесов, бесовских голосов казалось все меньше и дальше, и дальше... наконец, они совсем перестали быть слышны. Не без угроз, впрочем, бесы расстались со мной: из дальнего угла донесся до меня страшный голос как бы самого сатаны, который, скрежеща зубами, желая как бы проглотить меня, простонал: "Наш же, наш же будешь; погоди, мы тебе дадим". Всегдашний же мой спутник, бес, всегда говорящий мне на ухо, на этот раз проговорил: "Напрасно ты делаешь так"». Избавился несчастный от бесов, но страшное отчаяние овладело им: простит ли его Бог, получит ли он спасение?
«Это великое несчастие — впасть в уныние, — сказал священник А. Левашев своему знакомому. — Это как нельзя более помогает бесам влиять и действовать на тебя; это без всяких бесов должно держать тебя в постоянной тьме, печали и унынии; а при влиянии на тебя бесов эта безнадежность должна всецело отравить всю твою жизнь и обратить ее в чистый ад... Я понимаю это... Понимаю, пожалуй, лучше, чем кто-либо другой, потому что сам подвержен был подобному же искушению. У меня, по некоторым обстоятельствам, составилось некогда представление, что в звании священника я не спасусь, — погибну для вечности. Но люди прозорливые, с которыми мне, по милости Божией, приходилось встречаться, поддерживали меня. Ты шел, да пал... так что, и лежать надо?... Нет, вставай. Не то дивно, что пал, а то чудно, что восстал. Чаще исповедаться: Бог грехи простит. Не думай, что Бог тебя забыл, отдавши во власть бесов. Нет! Бог наказывал тебя, любя. Ты теперь без сомнения примешь все меры, чтобы по смерти твоей, в будущей жизни вечной Бог избавил тебя от их сообщничества... Великое ты искушение терпишь, но если с покорностью перенесешь его, то и великую награду получишь от Бога»... Эти наставления пастыря произвели на несчастного благотворное действие и, при Божией помощи, ему удалось навсегда избавиться от влияния злых духов14.
Вот несколько случаев, которые могут служить прекрасной иллюстрацией к словам преподобного Исаака Сирина и Антония Великого о способах влияния на людей злых духов. Приведенные случаи так наглядно представляют злых духов влияющими на людей, что видеть в демонах здесь лишь простые олицетворения страстей — нелепо. Бесы здесь же представляются только невидимыми внушителями худых помыслов людям, а изображаются действительно живыми существами, которые по попущению Божию являются к людям в разных видах и беседуют с ними. Если бы гонимые от бесов были пьяницы или полупомешанные, тогда можно было бы подумать, что все рассказы о явившихся им бесах — плод их расстроенного воображения. Но этого нельзя сказать о тех, которые при жизни считались святыми, чрез которых явно действовала благодать Божия, когда они еще находились в бренном теле. Что касается последнего рассказа о влиянии бесов, то он написан священником, — лицом, говорящим все «по иерейской совести», то есть все равно, что под присягой, и потому усомниться в нем нельзя.
1 «Беседа души с Богом», 1851. С. 63
2 Четьи-Минеи. 15 мая.
3 Четьи-Минеи. 23 декабря.
4 Четьи-Минеи. 19 января.
5 Пролог. 10 февраля.
6 Лавсаик. Глава 29. См. «Уроки христианской надежды». В. Дьяченко. М., 1894. С. 298.
7 Патерик Печерский.
8 Училище благочестия. Т. 2. С. 26.
9 Кн. «Жития святых» Архиепископа Филарета. Мая 3. С. 97.
10 «Отечник» епископа Игнатия, 8, 94.
11 История Русской Церкви митрополита Макария II, 24-26.
12 «Отечник» епископа Игнатия, 8,94.
13 Четьи-Минеи. 1 февраля.
14 «Руководство для сельских пастырей» №41,1878. Этот рассказ перепечатан в «Народном собеседнике (сборник статей духовного содержания), СПб, 1898.
Глава VIII