Столпы ислама и нравственные ценности
Нравственность мусульманина
Шейх Мухаммад Аль-Газали
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Хвала Аллаху, Господу миров, который сотворил человека, научил калямом, даровал идеальную этическую систему, послал пророка Мухаммада ибн Абдуллаха для “усовершенствования благородства нравственности”. Слава Ему за все Его блага и в первую очередь за благо нравственности. Насколько этот дар велик, можно понять из следующего хадиса Печати пророков: “Воистину, то, что люди познали из ранних пророчеств: коль нет в тебе скромности (хайа), то делай все, что тебе угодно”. Этот хадис способствует нашему пониманию значения нравственности в жизни сынов Адама. Человек, лишенный скромности, может нарушить все границы; от него можно ожидать всего, что угодно. Скромность – это одна из важнейших нравственных черт человека; она настолько важна, что она присуща даже некоторым животным, хотя их поведение определяется инстинктами.
Актуальность труда Мухаммада Аль-Газали вытекает из актуальности самой проблемы, исследованию которой он посвящен. Сегодня в мире гибнут многие уникальные и грандиозные достижения человечества по простой причине – упадок нравственности. Если человек безнравственен, то как партнер он может позволить себе все, что угодно по отношению к своему партнеру, правитель – по отношению к своим подданным, муж – по отношению к своей жене, дети – к родителям, предприниматели – к работникам и потребителям. Когда у человека отсутствует хайа, он позволяет себе все. Благодаря упадку нравственности, в каком-то уголке мира честный, добросовестный, трудолюбивый человек может зарабатывать меньше 1 доллара в день, в то время как доходы беспринципного, развращенного человека могут исчисляться десятками долларов в секунду. Если внимательно проанализировать эту ситуацию, то станет совершенно очевидным, что такие перепады жизненного уровня становятся возможными благодаря тому, что безнравственные, нескромные люди живут по принципу “после
нас – хоть потоп” и поступают так, как им заблагорассудится.
К особенностям этой книги можно отнести следующие моменты. В первую очередь – это фундаментальное исследование одного из крупнейших современных мусульманских ученых, имеющего гигантский опыт общения с самыми различными людьми. Шейх Мухаммад Аль-Газали известен как педагог, государственный и общественно-политический деятель, литератор, проповедник, который жил и работал в разных странах. Во-вторых, это то, что книга основывается исключительно на основных источниках Ислама – Коране и сунне и поэтому не допускает субъективных интерпретаций. Она написана классическим литературным арабским языком с ярко выраженным авторским стилем.
Редакционные комментарии и примечания, сделанные во время подготовки книги, во всех случаях оговорены.
Как обычно, наша редакция приняла все возможные меры и приложила максимум усилий к тому, чтобы книга получилась достойной во всех отношениях. В связи с этим хотелось бы поблагодарить всех сотрудников нашей редакции за их кропотливый труд, приложенные усилия и старание во время подготовки книги “Нравственность мусульманина”. Да вознаградит Аллах их всех и сделает эту книгу еще одним достойным вкладом в дело истинного исламского просвещения.
Предыстория русского издания этой книги такова. В 1993 году она была переведена с английского языка и спустя несколько лет издана в Баку. Но поскольку английское издание является неполным (оно включает в себя только семнадцать глав), было решено сделать новый, полный перевод. Однако, в процессе работы выяснилось, что автор английского перевода допустил слишком много вольностей и субъективных интерпретаций оригинального текста. Поэтому мы отказались от этого перевода и решили перевести весь текст с языка оригинала. Итак, уважаемые читатели, книга, которые вы держите в руках, – это полный авторский текст, состоящий из 26 глав. Перевод выполнен с арабского языка, и в нем переводчик постарался максимально сохранить стилистические особенности автора.
Альхамдулиллях, что наше издательство выпускает в свет книгу шейха Мухаммада Аль-Газали “Нравственность мусульманина”. Мы надеемся и молимся, что она будет полезна
всем – как мусульманам, так и немусульманам.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В этой книге пойдет речь о важнейших вопросах, содержащихся в Коране и сунне пророка Мухаммада (1) в плане совершенствования нравственности мусульманина, направления его по пути добра, которые укрепляют его веру, исправляют его нынешнюю жизнь и одновременно готовят к Жизни Грядущей.
Я поместил краткие разъяснения по всему тексту книги. Они будут способствовать искоренению безнравственности и испорченности, которые в нынешние времена проникли в мусульманскую среду из-за недугов и комплексов, размывших их нравственность. Мы посчитали, что для достижения поставленной цели достаточно ограничиться лишь некоторыми из избранных нами аятов Корана и хадисов Пророка и воздержаться от других свидетельств – из высказываний имамов, мудрости исламских ученых или просто советов мудрых и благовоспитанных людей, хотя наша древняя культура и содержит большое наследие на этот счет, поскольку мы здесь настаивали на необходимости возвращения только к шариату, основанному на Коране и сунне пророка Мухаммада . При этом мы сосредоточились на ее воспитательной стороне, являющейся Господним Наставлением, которого должен придерживаться каждый мусульманин. Ибо очевидно, что когда мусульманин отвергает его, он не считается с теми правами, которые имеет на него Аллах(2).
Существует разница между требованием придерживаться каких-либо нравственных норм в целом и обязанностью выполнять их в качестве актов поклонения (‘ибадат), подобных другим актам поклонения, являющихся обязательными в этой религии.
Мы изучали всеобщую культуру на ее различных этапах, философию нравов, методы и критерии, используемые
философами для улучшения поведения людей. Нам понравилось то, что в них содержится, – и глубина мысли, и усердие в поиске Истины, и устремленность к высокой нравственности. Не пренебрегая всеми этими усилиями и добрыми деяниями, совершенными на благо людей, мы приложили все усилия, дабы воздать им должное. Но мы хотим привлечь внимание (всех пишущих об этом) к тем способам успешного воспитания и примерам изумительных нравов, с которыми пришел к людям обладатель последнего Послания(3), принесший мир и указавший людям Прямой Путь из тьмы к свету. Они увидят в Исламе сокровищницы, заполненные драгоценностями, намного превосходящими те, что получило человечество из древнегреческой и древнеримской философии.
Одного мусульманского ученого спросили однажды: читал ли ты трактат Аристотеля “О душе”? И он ответил: нет, но я читал “трактат о воспитании души”, который донес до нас Мухаммад ибн ‘Абдуллах (пророк Мухаммад )(4).
Мы читали трактат Аристотеля “О душе” и подобные ему труды других философов, мы изучали тот “трактат” о душе, автором которого является Мухаммад ибн ‘Абдуллах . Но в последнем мы нашли все то, о чем мечтали наши далекие предки, с большим трудом создававшие для этого всяческие более или менее совершенные картины бытия. Мы увидели, что все это преобразовалось в живую истину и в ней воплотились совершенство, образ жизни одного человека – Мухаммада , а также образ жизни, высокая нравственность и культура его уммы, и ритуалы великой религии. Все это составляет тот живой “трактат о душе”, который дал нам Мухаммад ибн Абдуллах .
Слава Аллаху за то, что наша праведная и счастливая судьба позволила нам изучить некоторые черты этой нравственности и обнаружить их в новых формах.
Данная книга является вторым шагом после нашей первой книги “Убеждение (‘акыда) мусульманина”. Данную же книгу мы начали с введения о нравственности в Исламе. Мы рассмотрели исламскую нравственность в ее связи с различными учениями и актами поклонения, а также в связи с природой души и различными следами воздействия на нее со стороны окружающей социальной среды. Затем мы изложили то, что предписал Ислам из числа достоинств и добродетелей, при этом не упорядочивая их и не отдавая предпочтение одной добродетели в сравнении с другой. В этой книге мы также приводили названия первоисточни-
ков, – в отличие от предыдущих книг, где мы не привлекали внимания читателя к этому вопросу. В этом нам помогли примеры и доказательства, взятые из тех хадисов Посланника Аллаха , санад которых восходит к нему самому, и которые признаны учеными как эгодостоверные (сахих ли затихи) и инодостоверные (сахих ли гайрихи), эгоприемлемые (хасан ли затихи) или иноприемлемые (хасан ли гайрихи) на основании критериев, установленных учеными-терминологами по хадисам. Мы придерживались такого подхода независимо от того, указаны были конкретные источники хадисов или нет. Мы излагаем здесь примеры из сунны Пророка так, как они были представлены в книгах “Облегчение достижения цели” (“Тайсир аль-вусуль”), “Побуждение (к добру) и предостережение (от зла)” (“Ат-тархиб уа ат-таргыб”). Если в нашем распоряжении было несколько источников, мы также посчитали достаточным указать только один из них.
В заключение мы хотели бы сказать, что подготовка этой книги не составила какого-либо особого труда, поскольку мы использовали добротные предшествующие труды наших ученых. Мы только изложили их в упрощенном виде, более удобном для восприятия читателей. Но остался самый большой труд, за который несут коллективную ответственность и автор, и читатель. Этот труд – любовь к добру и следование по его Прямому Пути.
Мухаммад Аль-Газали
1- Слова «да благословит его Аллах и приветствует» на арабском языке. Эта фраза употребляется в Исламе после упоминания имени пророка Мухаммада, а также во всех случаях, когда речь идет о нем, как о Пророке и Посланнике Аллаха, даже без упоминания его имени. В различных источниках употребляются фразы «Пророк Ислама», «Посланник Аллаха», «Пророк» и другие, после которых, выражая свое глубочайшее уважение и повинуясь велению Аллаха, мусульмане произносят слова «Сальля-Ллаху ‘аляйхи уа сальлям» – «Да благословит его Аллах и приветствует». Такая традиция сохранена и в данной книге. Основанием для этого служит предписание Аллаха: «Поистине, Аллах и его ангелы благословляют Пророка! О вы, которые уверовали! Призывайте на него благословения Аллаха и приветствуйте искренним, достойным приветствием» (Сура 33, аят 56). – Примечание редакции «Ансар Фаундейшн»; далее в тексте сносок сокращенно – Прим. ред.
2- Право в данном контексте не означает предоставленную кому-либо свободу, поскольку Бог всеобъемлющ, не нуждается ни в ком и ни в чем. Всевышний сказал: “И знайте, что Аллах Самодостаточен, Славен” (Сура 2, аят 267) и “О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах Самодостаточен, Славен” (Сура 35, аят 15). Под правом здесь подразумеваются безусловные требования Бога по отношению к человеку. – Прим. перевод.
3- Пророк Мухаммад. – Прим. ред.
4- Имеется в виду не какой-либо конкретный труд, а весь жизненный путь и пример пророка Мухаммада .
СТОЛПЫ ИСЛАМА И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Обращаясь с призывом ко всему человечеству, пророк Мухаммад отчетливо сформулировал главную цель и указал ясный метод осуществления своей миссии в этом мире: “Я послан только для того, чтобы усовершенствовать благородство нравственности” (Малик).
Ни Послание, оставившее неизгладимый след в истории, ни его Обладатель , неустанно и много трудившийся, разнося его лучи и собирая вокруг себя людей, не преследовали иной цели, кроме сохранения их добродетели и освещения для них идеального мира, дабы они устремились к этому осознанно.
Установленные в Исламе акты поклонения (‘ибадат), которые относятся к числу его столпов, не являются неосознанными обрядами. Они не принадлежат к числу тех, которые связывают человека с непонятными таинствами или обязывают его выполнять странные движения, лишенные какого-либо смысла. Ни в коем случае. Напротив, обязательства, которые возлагаются Исламом на каждого, кто причисляет себя к нему, – это действия, постоянно повторяемые человеком для выработки в себе привычки жить с правильными нравами. А также для того, чтобы человек всегда твердо придерживался их независимо от изменения условий жизни. Они чем-то похожи на спортивные упражнения, к которым человек устремляется с любовью и, выполняя их регулярно, стремится к телесному здоровью и здравой жизни. Благородный Коран и чистая сунна отчетливо раскрывают для нас эти истины.
Например, обязательная пятикратная ежедневная молитва (салят), предписанная Аллахом, удерживает человека от недостойных действий и поступков. Аллах так разъясняет нам мудрость этого предписания:“…И выстаивай молитву; ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого”.(Сура 29, аят 45). Поэтому воздержание от плохих дел, в том числе очищение от злых речей и неодобряемых поступков, – это суть салят.
До нас дошел хадис кудси Пророка , переданный со слов Господа: “Я ведь принимаю молитву только того, кто являет в ней свою смиренность перед Моим величием, кто не превознес себя над Моими созданиями, кто не упорствовал в грехе в противовес мне, кто весь день пребывал с мыслью обо Мне, кто проявил милосердие к бедным, странникам и вдовам, кто проявил милосердие к пострадавшему”.
Обязательное пожертвование (закят) не является обыкновенным налогом, взимаемым из карманов людей. Его цель заключается прежде всего в том, чтобы посеять семена сочувствия и милосердия, а также укрепить узы дружбы и отношения товарищества между различными слоями общества.
Вот как говорится в Коране о цели уплаты закят: “Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и взрастишь их”. (Сура 9, аят 103). Очищение человеческой души (своего эго) от грязи и недостатков, возвышение общества – вот в чем заключена основная мудрость закят. Для этой же цели Пророк расширил и значение такого понятия, как садака, которая вменена в обязанность каждому мусульманину. Пророк сказал: “Улыбка в лицо твоего брата есть садака. Повеление тобой совершать добрые дела и запрещение тобой (совершать) порицаемое есть садака. Указание тобой правильного пути человеку в заброшенной местности есть для тебя садака. Убрать с дороги то, что причиняет вред, колючки или кости, есть для тебя садака; перелить (набранную тобой воду) из своего ведра в ведро твоего брата есть садака; и зрение твое, употребленное (тобой) во благо человека с плохим зрением, есть для тебя садака” (Аль-Бухари).
Эти учения, возникшие в пустынной среде, которая просуществовала века во внутренних распрях и безрассудстве, указывают на цели, предначертанные Исламом, который и повел к ним арабов, пребывавших до этого в мрачном невежестве.
Ислам также вменяет в обязанность соблюдение поста (саум). Однако он не рассматривает его только как временное воздержание от пищи. Он расценивает его как шаг к постоянному воздержанию души от запретных страстей и порицаемых порывов. Пророк сказал: “Кто не оставит лжесвидетельства и его использования, Аллаху не будет нужды, дабы он оставил еду и питье” (Аль-Бухари).
Он также сказал: “Сыям (5) не от еды и питья, сыям лишь от пустословия и сквернословия, и коль кто-то тебя обругал или был невежественен с тобой, то скажи: «Поистине, я – держащий пост»” (Ибн Хузайма).
Вот как сказано о цели введения поста в Коране: “О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны!” (Сура 2, аят 183)
Человек может полагать, что паломничество – путешествие к святым местам, обязательное для тех мусульман, которые способны совершить его, и считающееся обязательным (фард) актом не для всех последователей Ислама, – человек может считать это путешествие поездкой, лишенной всякого нравственного смысла, являющейся одним из таинственных религиозных ритуалов, примеры которых можно найти во многих религиях. Это грубая ошибка, ибо Всевышний Аллах, ведя речь об этом обряде, говорит: “Хадж совершайте в месяцы, известные для вас. Тот, кто себе в обязанность вменил хадж совершать во время их, от женщин должен воздержаться, от нарушения благочестивых норм и от раздоров на все указанное время. И все хорошее, что вы (по доброй воле) совершите, знает Бог: берите в путь с собой припасы, а благочестие – есть лучшее из них, и гнева Моего страшитесь, о вы, в ком разумение живет!” (Сура 2, аят 197)
Это – лишь краткий обзор некоторых форм поклонения, которыми прославился Ислам, известных как его основополагающие столпы. Они демонстрируют нам всю прочность связи между религией и нравственностью. Все эти формы поклонения, так отличные по своей сути и внешнему проявлению, слиты воедино в той цели, которую Пророк определил в своих словах: “Я послан только для того, дабы усовершенствовать благородство нравственности”.
Поэтому салят (молитва), саум (пост), закят (обязательное пожертвование), хадж (паломничество) и другие подобным им формы поклонения, которым учит Ислам, являются ступеньками к искомому совершенству, питательными водами источника чистоты, который оберегает жизнь и возвышает ее. Благодаря этим благородными качествам, с которыми они связаны или от которых они исходят, они имеют высокий статус в религии Аллаха.
Если же человек не воспользовался тем, чем он сможет очистить свое сердце, просветлить свой разум и усовершенствовать свою связь с Аллахом и людьми, то такой человек является духовно падшим созданием. Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит: “Ведь тот, кто приходит к своему Господу грешником, – для него геенна, в которой он не умирает и не живет. А кто приходит к Нему верующим, совершив благое, для тех высшие ступени – сады Эдема, из-под которых текут реки, – для вечного пребывания там. Таково воздаяние для тех, кто очистился!” (Сура 20, аяты 74–76)
5- Слово сыям или саум в арабском языке означает воздержание, а пост как таковой – это лишь только его обыденное значение. В данном контексте подразумевается именно это значение. См. также аят 26 суры 19. – Прим. перев.