Порядок великого повечерия
Совершаемого в соединении с утренею,
Т.е. на всенощном бдении
Когда великое повечерие совершается в соединении с утренею, то оно имеет следующие особенности:
1. В начале его бывает каждение. Диакон: «Благослови, Владыко». Иерей: «Благословен Бог наш». Кадящу иерею, глаголем великое повечерие от начала: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Но, обыкновенно, каждение совершается при пении стихов («поем с пением», как сказано в Уставе): «С нами Бог, разумейте языцы...»; на это время царские врата, обычно, отверзаются.
2. После 1-го «Трисвятого» поется (обычно, при открытых на это время царских вратах): а) на праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения – тропарь праздника; б) на праздники святых с полиелеем и на храмовые – тропарь праздника, «Слава и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря (Типикон, 24 февраля, Храмовые гл. 35; например, 24 февраля – тропарь, 4-й глас: «От земли воссиявши Предтечева глава...», «Слава и ныне» – Богородичен: «Еже от века утаенное...»).
3. После 2-го «Трисвятого» поется: а) на праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения и храмовые – кондак праздника (обычно при открытых на это время царских вратах); б) на праздники же с полиелеем – обычные тропари: «Помилуй нас, Господи...».
4. По прочтении великого славословия поются стихиры на литии и обычным порядком совершаются лития и благословение хлебов, а затем следует утреня.
Великопостные часы
Общие особенности
Великопостных часов
Великопостные часы, в сравнении с вседневными, имеют следующие особенности: 1) на каждом часе, по прочтении трех обычных псалмов, стихословится рядовая кафизма с обычными славословиями (не полагается кафизмы лишь во все понедельники и пятницы на 1-м часе и в пятницы на 9-м часе, а также в Великие Понедельник, Вторник и Среду на 1-м и 9-м часах); 2) на каждом часе троекратно поется с земными поклонами особый, но всегда один и тот же, тропарь, называемый в Уставе «постным» (Типикон, последование среды сырной); 3) на 6-м часе бывает чтение паремии из книги пророка Исайи; 4) в конце каждого часа произносится с великими поклонами молитва святого Ефрема Сирина; 5) часы: 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе, и к ним непосредственно присоединяется последование изобразительных.
Порядок Великопостных часов.
Час 1-й
Час 1-й читается непосредственно за произносимою священником в конце утрени молитвою святого Ефрема Сирина и начинается с «Приидите, поклонимся» (трижды). По прочтении обычных трех псалмов (5, 89 и 100), чтец произносит: «Слава и ныне» – «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава и ныне» и затем читает рядовую кафизму (кафизмы на 1-м часе не бывает: в понедельники и пятницы святой Четыредесятницы и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы). По прочтении 1-го антифона (или 1-й славы) кафизмы чтец произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а лик поет: «И ныне» – «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», после этого чтец произносит: «И ныне» и читает 2-й антифон кафизмы. Затем следует то же, что и после 1-го антифона. По прочтении же 3-го антифона кафизмы чтец читает: «Слава и ныне», «Аллилуиа...» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды).
Священник, став в это время пред царскими вратами, произносит постный тропарь 1-го часа: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой» и затем два стиха к нему. Лик трижды (именно: после произнесения священником: 1) тропаря; 2) 1-го стиха; 3) 2-го стиха) поет этот тропарь на 6-й глас.
В среду и пяток сырные тропарь этот читается, а не поется. В праздники: Благовещения, храмовый и великого святого – читается тропарь праздника.
Затем, по произнесении священником: «Слава», чтец читает: «И ныне» и Богородичен: «Что Тя наречем, о Благодатная...». После этого лик поет молитвы: «Стопы моя направи по словеси Твоему...» и «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи...».
В среду и пяток сырные и в праздники: Благовещения, храмовый и великого святого молитвы эти читаются, а не поются.
На Крестопоклонной седмице в понедельник и среду вместо указанных молитв поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...» и стихиры кресту: «Приидите, вернии...» и проч., и бывает поклонение, кресту, хотя бы случился и праздник Благовещения или храмовый (см. Типикон, 25 марта, в среду Крестопоклонной седмицы, Храмовые гл. 34).
Затем читается: «Трисвятое», «Отче наш», кондак, «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды). «Слава и ныне» – «Честнейшую...», «Именем Господним...». Священник Произносит возглас и затем молитву святого Ефрема Сирина с поклонами.
Далее чтец читает: «Трисвятое», «Отче наш» и «Господи, помилуй» (12 раз).
После этого священник произносит заключительную молитву 1-го часа: «Христе, свете истинный...», а лик поет: «Взбранной Воеводе победительная...».
В заключение священник возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже...», а лик поет: «Слава и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Священник произносит отпуст, после которого лик поет многолетие: «Великого Господина... на многая лета».
Часы 3-й, 6-й и 9-й
И чин изобразительных
Служба 3-го часа имеет полное начало (т.е. по возгласе священника чтец читает: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю небесный...» и т.д.). Часы же 6-й и 9-й начинаются с воззвания: «Приидите, поклонимся...». Затем на каждом часе следует чтение трех обычных псалмов (на 3-м. часе – псалмы 16, 24 и 50; на 6-м часе – псалмы 53, 54 и 90; на 9-м часе -псалмы 83, 84 и 85) и стихословие рядовой кафизмы в том же порядке, какой указан для 1-ого часа (на 9-м часе во все пятницы святой Четыредесятницы и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы кафизмы не положено).
После стихословия кафизмы трижды поется постный тропарь часа в порядке, указанном для 1-го часа.
На 3-м часе – 6-й глас: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, того, благий, не отими от нас, но обнови нас молящихтися».
На 6-м часе – 2-й глас: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвожден в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».
На 9-м часе – 8-й глас: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти наглея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».
В среду и пяток сырные тропари эти читаются, а не поются.
В праздники: Благовещения, храмовый и великого святого на Великопостных часах читается тропарь праздника.
По произнесении священником: «Слава», чтец читает: «И ныне» и затем Богородичен часа.
На 6-м часе после Богородична произносится тропарь пророчества (так названный потому, что произносится пред чтением пророчества и, по своему содержанию, имеет отношение к нему), затем поется прокимен (священник: «Вонмем», чтец: «Глас такой-то», но слово «прокимен» не произносит, – например, 6-й глас: «Спаси Господи...», лик поет этот прокимен), читается паремия из книги пророка Исайи, и потом поется другой прокимен.
После Богородична (а на 6-м часе после второго прокимна) читаются положенные для каждого часа молитвы: на 3-м часе – «Господь Бог благословен...»; на 6-м – «Скоро да предварят ны...»; на 9-м – «Не предаждь нас до конца...». Затем: «Трисвятое», «Отче наш», кондак, «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава и ныне» – «Честнейшую...» и, по возгласе, молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами.
После поклонов читается заключительная молитва часа и начинается следующая служба (после 3-го часа – 6-й, затем – 9-й и далее чин изобразительных).
Непосредственно за 9-м часом совершается «последование изобразительных». Так называется краткая служба, которая совершалась иногда пустынножителями вместо литургии и служила некоторым изображением или подобием ее, почему называется также «Обедницею». В Beликом посту «исследование изобразительных» совершается в несколько сокращенном виде. Именно: начальные молитвословия: псалмы изобразительные (102 и 145) и песнь: «Единородный Сыне», как песнопения торжественные, опускаются, и служба начинается непосредственно за конечною молитвою 9-го часа («Владыко, Господи Иисусе...») пением «Блажени» с молитвою благоразумного разбойника. Именно, лик поет на 8-й глас: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи», «Блажени нищий духом... Помяни нас Господи, егда приидеши во царствии Твоем», «Блажени плачущий... Помяни нас Господи, егда приидеши во царствии Твоем» и т.д., пока не пропоются все евангельские изречения о блаженствах с припевом после каждого: «Помяни нас, Господи...». Затем: «Слава» – «Помяни нас, Господи...», «И ныне» – «Помяни нас Господи...», «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во царствии Твоем», «Помяни нас, Святый, егда приидеши. во царствии Твоем».
В среду и пяток сырные, в праздники: Благовещения, храмовый и великого святого, также в Великие Четверг и Субботу блаженны читаются, а не поются.
После пения «Блажени» читаются: славословие – «Лик небесный», символ веры, молитвы: «Ослаби, остави» и «Отче наш», кондаки, затем: «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава и ныне» — «Честнейшую...», и, по возгласе, произносится священником молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами.
Когда не совершается литургия Преждеосвященных Даров, то сразу после поклонов начинается вечерня с «Приидите, поклонимся».
Пред литургиею же после поклонов читаются: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй» (40 раз), «Всесвятая Троице». Затем священник произносит: «Премудрость», а лик поет: «Достойно есть, яко воистину... и Матерь Бога нашего». Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас», лик: «Честнейшую...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...», лик: «Слава и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Священник произносит малый отпуст, после которого лик поет: «Господи, помилуй» (трижды).
Затем начинается литургия Преждеосвященных Даров.
Литургия Преждеосвященных Даров
Понятие о литургии
Преждеосвященных Даров
И происхождение ее
Литургиею Преждеосвященных Даров называется такое Богослужение, во время которого предлагаются верующим для благоговейного поклонения и Причащения Святые Дары, освященные прежде, на полной литургии Василия Великого или Иоанна Златоуста.
Совершение полной литургии, в состав которой входит освящение Даров, в христианской древности сопровождалось общей трапезой, называемой «вечерею любви», и было для христиан торжественным празднеством. Древние христиане литургию, на которой совершалось освящение Даров, называли Пасхою, потому что присутствовали при этой литургии с такими же радостными и высокими чувствами, с какими и при торжестве Пасхи. Такое празднество Церковь признала несоответствующим дням покаяния и строгого поста святой Четыредесятницы и потому постановила правилом (49-м Лаодикийского собора) не совершать полной литургии в дни Четыредесятницы, за исключением субботы и дней воскресных, когда пост облегчается и христиане могут проводить эти дни с большим торжеством, чем прочие дни Великого поста. Но с другой стороны, имея в виду обыкновение древних христиан причащаться как можно чаще, Церковь, чтобы лишением, хотя бы на одну неделю, Тела и Крови Христовых не ослабить духа верующих, нуждающихся при подвигах умерщвления плоти в подкреплении небесною пищею, постановила предлагать им в дни Великого поста Дари Преждеосвященные. Преподание этих Даров, без сомнения, должно было соединяться с приличествующими молитвами. В этом обычае и лежит начало литургии Преждеосвященных Даров. Первоначально она совершалась по устному преданию и не везде одинаково. Так было до времени святого Григория Двоеслова, епископа Римского (+604), который собрал и изложил письменно чин литургии Преждеосвященных Даров, отчего она и стала известна с его именем. 6-й Вселенский собор окончательно принял ее и правилом 52-м постановил совершать ее в дни Четыредесятницы.
Состав литургии
Преждеосвященных Даров
Литургия Преждеосвященных Даров совершается в соединении с часами и вечернею. Сначала совершаются Великопостные часы: 3-й, 6-й и 9-й с «проследованием изобразительных», затем, тотчас после малого отпуста, вечерня и, наконец, литургия. Вечерня заменяет собою начальную часть литургии оглашенных; последняя же часть литургии оглашенных имеется и на литургии Преждеосвященных Даров. Далее следует литургия верных, но не в полном своем виде, а в сокращенном; именно, сохраняются следующие ее части: приготовление к Причащению, самое Причащение и благодарение по Причащении. Таким образом, в литургии Преждеосвященных Даров: 1) совсем нет первой части полной литургии, т.е. проскомидии; 2) из литургии оглашенных нет начальных (до чтения Апостола) песнопений, а вместо того прибавляется вечерня; 3) и, наконец, из литургии верных нет: приготовления к совершению таинства и самого совершения таинства с воспоминанием членов Церкви небесной и земной; следовательно, в литургии верных нет самой торжественной ее части, когда верующие одушевляются чувствами высокой радости о Христе; это и приличествует дням покаяния и скорби о грехах.
Особенности архиерейского служения пред началом литургии
При архиерейском служении литургии Преждеосвященных Даров пред чтением часов совершается «входное» архиерея так же, как и при совершении полной литургии, т.е. во время чтения входных молитв певчие поют: «Достойно есть...», а по окончании молитв, при благословении архиереем народа, поют: «Тон деспотии ке архиереа имон кирие филатте ис полла эти деспота» («Ис полла эти деспота» трижды). После этого архиерей отходит на приготовленное место, и совершаются Великопостные часы по Уставу. По окончании часов архиерей облачается на средине храма. Во время облачения певчие поют: «Свыше пророцы», или «Царь небесный», или «Ино что дне или праздника». По произнесении протодиаконом слов: «Тако да просветится свет твой пред человеки...», певчие поют «Тон деспотии...», а архиерей осеняет народ дикирием и трикирием на четыре стороны. После этого начинается вечерня. До входа архиерей пребывает на средине храма.
Особенности Великопостной