Примеры тестовых заданий для проведения текущего контроля
(выберите подходящий вариант ответа)
1. Критерий определения религии, признаваемый большинством отечественных религиоведов, –
а) дихотомия сакральное-профанное;
б) вера в Бога (богов);
в) вера в сверхъестественное;
г) наличие культовой практики.
2. Раздел религиоведения, изучающий глубинные, сущностные свойства религии и интерпретирующий их с концептуально-теоретических позиций, –
а) феноменология религии;
б) социология религии;
в) психология религии;
г) философия религии.
3. «Моральный принцип веры» утверждал:
а) И.Кант;
б) Г.В.Ф. Гегель;
в) Л.Фейербах;
г) Эпикур.
4. Представление о религии как о «коллективном неврозе», появляющемся в результате воздействия на индивида враждебного социального начала, сдерживающего его агрессивные природные инстинкты, характерно для взглядов:
а) К.Г. Юнга;
б) З.Фрейда;
в) Э.Фромма;
г) В.Франкла.
5. Ведущий структурный элемент религиозной системы, характеризующийся совокупностью рациональных и иррациональных компонентов:
а) религиозное сознание;
б) религиозная деятельность;
в) религиозные отношения;
г) религиозная организация.
6. Тип религиозного объединения, характеризующийся анонимностью членства, формализацией культа, институализацией религиозной организации:
а) орден;
б) секта;
в) деноминация;
г) церковь.
7. Функция религии, заключающаяся в узаконивании общественных порядков, государственных, политических, правовых институтов:
а) регулятивная;
б) интегрирующая;
в) легитимирующая;
г) мировоззренческая.
8. Верны ли следующие суждения:
а) мифология и религия – это формы общественного сознания;
б) миф символически воспроизводится в религиозных действиях;
1. верно только «а»;
2. верно только «б»;
3. верно «а» и «б»;
4. оба суждения не верны.
9. Первичная форма религиозных верований:
а) магия;
б) культ предков;
в) фетишизм;
г) анимализм.
10. Подход к анализу происхождения религии, рассматривающий становление религии как поступательное движение по общим, закономерным для любого народа, ступеням:
а) эволюционный;
б) функциональный;
в) структуралистский;
г) феноменологический.
11. Теория происхождения религии, сущность которой сводится к представлению о монотеизме как первоначальной форме религии:
а) преанимизм;
б) прамонотеизм;
в) генотеизм;
г) полидемонизм.
12. Зооантропоморфный облик божеств древнеегипетской религии является результатом действия процесса:
а) секуляризации;
б) синкретизации;
в) аккультурации;
г) гипостазирования.
13. В зороастризме хранителем аша (порядка, праведности, справедливости) является:
а) Ангро-Майнью;
б) Ахура-Мазда;
в) человек;
г) жрецы.
14. Индийская религиозно-философская традиция построена на священных текстах:
а) Веды;
б) Авесты;
в) Трипитаки;
г) Махабхараты.
15. Религия Индии, построенная на синтезе индуизма и суфизма:
а) джайнизм;
б) буддизм;
в) ислам;
г) сикхизм.
16. «Лунь-юй», «Мэн-цзы», «Ли-цзи», «Джун-юн» считаются священными текстами:
а) в синтоизме;
б) конфуцианстве;
в) даосизме;
г) иудаизме.
17. Имеющая мистический характер категория «недеяние» (у-вэй) как путь религиозного спасения человека и общества, отражающая самоорганизацию природы и единый мировой закон, составляет доктрину:
а) дзен-буддизма;
б) чань-буддизма;
в) конфуцианства;
г) даосизма.
18. Божество синто, олицетворяющее солнце, чей потомок является императором современной Японии:
а) Идзанами;
б) Аматэрасу;
в) Идзанаги;
г) Сусаноо.
19. Верны ли следующие суждения:
а) буддийская реинкарнация происходит посредством создания после смерти нового комплекса дхарм;
б) буддийская реинкарнация происходит путем перехода неизменной сущности атмана из одного тела в другое;
1. верно только «а»;
2. верно только «б»;
3. верно «а» и «б»;
4. оба суждения не верны.
20. Сверхъестественные существа в буддизме, постоянно перерождающиеся в сансаре для того, чтобы способствовать достижению нирваны всем страдающим созданиям:
а) бодхисатвы;
б) архаты;
в) боги;
г) будды.
21. Священным преданием в иудаизме является:
1. Ветхий завет;
2. Талмуд;
3. Тора;
4. Зогар.
22. Хасиды представляют следующее направление иудаизма:
1. консервативное;
2. мистическое;
3. рационалистическое;
4. реформистское.
23. Основные каноны и догматы христианского вероучения оформились:
1. на вселенских соборах;
2. в проповедях Иисуса Христа;
3. в мистических откровениях отцов Церкви;
4. в приказах императора Константина.
24. Верны ли следующие суждения:
а) Иисус Христос единосущен Богу Отцу;
б) Иисус Христос подобосущен Богу Отцу;
1. верно только «а»;
2. верно только «б»;
3. верно «а» и «б»;
4. оба суждения не верны.
25. Католическое Священное Предание включает постановления:
1. 7 Вселенских соборов;
2. 21 собора;
3. 12 соборов;
4. 23 соборов.
26. Верны ли следующие суждения:
а) в основе протестантских доктрин лежит учение о божественном предопределении;
б) в основе протестантских доктрин лежит принцип всеобщего священства:
1. верно только «а»;
2. верно только «б»;
3. верно «а» и «б»;
4. оба суждения не верны.
27. Ортодоксальная православная мистическая практика получила название:
а) исихазм;
б) антропоцентризм;
в) суфизм;
г) томизм.
28. Русь приняла христианство:
а) от Рима;
б) Болгарии;
в) Моравии;
г) Византии.
29. Патриаршество было ликвидировано:
а) Иваном IV;
б) Петром I;
в) Екатериной II;
г) большевиками.
30. Двенадцать имамов из числа прямых потомков Али, наследующих власть над мусульманскими странами, признаются среди:
1 хариджитов;
2 суннитов;
3 шиитов;
4 суфиев.
31. Система законов, регулирующая всю общественную и личную жизнь последователей ислама, включающая юридические, нравственные, культурные предписания, называется:
а) шариат;
б) адат;
в) закят;
г) хадж.
32. Идеология, сущность которой сводится к борьбе против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе:
а) богоборчество;
б) скептицизм;
в) антиклерикализм;
г) индифферентизм.
33. Процесс освобождения от религиозного контроля в мирских делах называется:
а) модернизацией;
б) секуляризацией;
в) свободомыслием;
г) свободой совести.
34. Верны ли следующие суждения:
а) управление религиозными организациями в современной России должно
осуществляется в соответствии с законом «О свободе совести и о религиозных
объединениях»;
б) религиозные объединения, не являющиеся традиционными для России, должны преследоваться законом;
1. верно только «а»;
2. верно только «б»;
3. верно «а» и «б»;
4. оба суждения не верны.
Вопросы к зачету
1. Задачи и предмет дисциплины «Религиоведение».
2. Основные теории возникновения и развития религиозных взглядов.
3. Сущность и признаки религии, типология религиозных систем.
4. Архаические верования родо-племенных культов.
5. Верования древних славян (язычество).
6. Культы народов Кавказа.
7. Исчезнувшая религия древнего Египта и ее особенности.
8. Религиозные представления в государствах с исчезнувшими цивилизациями (Древний Рим, Древняя Греция).
9. Религии Древнего Междуречья. Зороастризм.
10. Древние религии Индии.
11. Возникновение и развитие религиозных верований в древнем Китае и Японии.
12. Религия древних евреев – иудаизм, как базовая религия для развития христианства и ислама. Ветхий Завет.
13. Буддизм как религия и стиль жизни.
14. Христианство: особенности формирования и развития.
15. Христианское вероучение, церковь, традиции.
16. Основы православного вероучения.
17. Основные этапы истории Русской Православной Церкви.
18. Католичество и протестантизм, как ветви христианства.
19. Ислам. История возникновения и развития. Современный ислам и его место в мире.
20. Религиозные конфессии в современной России.
21. Взаимоотношения государства и церкви в современном российском обществе. Церковь и уголовно-исполнительная система.
22. Православное служение в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Религиоведение: Учеб. пособие / Под ред. М.М. Шахнович. СПб., 2007.
2. Калашникова Н.В., Калашников В.Ю. Религиоведение: Учеб. пособие. Вологда, 2010.
Дополнительная литература:
3.Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. 4-е изд. М., 2002. 511 с.
4.Богомолов А.Н. Религии мира. Новейший словарь. Ростов н/Д, 2005.
5. Данильянц О.Г. Религиоведение: Учебник. М.;2005.
6. Дворкин А.Л. Сектоведение. Н. Новгород, 2001.
7. Тюремное служение Русской православной церкви: Сб. материалов. М., 2009.
8. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. 295 с.
9. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 2004-2007.
10. Геворкян Э. Время сотрудничества // Наука и религия. 2009. № 5.
11. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера. Миссионерский отдел Московского патриархата РПЦ. Информационно-политический вестник № 1. Белгород. 2002.
12. Патриарх Кирилл. Носите бремена друг друга // Фома. 2011. № 5.
Интернет-ресурсы:
13. http: // www.wikipedia.com – энциклопедия Wikipedia;
14. http: // www.pravoslavie.ru – портал о православии;
15. http: // www.muslims.ru – Интернет-ресурс для мусульман.