Молитва о готовящихся ко святому Просвещению

Яви, Владыка, лицо Твоё на готовящихся ко святому Просвещению и желающих скверну греха отринуть. Озари их разум, укрепи их в вере, утверди в надежде, усовершенствуй в любви и покажи достойными членами Тела Христа Твоего, отдавшего Себя во искупление за души наши.

Возглас: Ибо Ты – просвещение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, всегда и во веки веков.

Хор: Аминь.

ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ

Диакон:Все, кто готовится к просвещению, выйдите! Те, кто готовится к просвещению, выйдите! Все оглашаемые, выйдите! Да никто из оглашаемых, а только верные, снова и снова в мире Господу помолимся!

Хор: Господи, помилуй.

Здесь оканчиваются прошения, произносимые только со среды четвертой седмицы Великого поста.

Диакон:Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон:Премудрость!

Молитва верных первая

Боже, великий и достойный хвалы, животворящей смертью Христа Твоего из тления нас приведший в нетление! Ты все чувства наши от страстного омертвения освободи, приставив к ним благого наставника – внутреннее рассуждение. И пусть око уклонится от всякого дурного взгляда, а слух для слов праздных да будет недоступен, язык же да очистится от речей непристойных. Очисти наши уста, восхваляющие Тебя, Господи; сделай, чтобы руки наши от дурных дел удерживались, делали же одно Тебе угодное, все члены тела нашего и мысль утверждая Твоею благодатию.

Священник возглашает: Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся!

Хор: Господи, помилуй.

(Когда священник служит один, он следующих [четырех] прошений не произносит:

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.

Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды Господу помолимся.)

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Премудрость!

Молитва верных вторая

Владыка святой, преблагой! Молим Тебя, богатого милостью, быть милостивым к нам, грешным, и соделать нас достойными принятия единородного Сына Твоего и Бога нашего, Царя Славы. Ибо вот, пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в нынешний час входящие, должны быть предложены на этой таинственной трапе́зе, множеством воинства небесного невидимо сопровождаемые. Даруй нам приобщиться к ним не в осуждение, чтобы, чрез них оком разума просвещаясь, мы стали сынами света и дня.

Священник возглашает: По дару Христа Твоего, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И поется [вместо Херувимской песни особый гимн]:

Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, / ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственная, совершенная, ими сопровождается. / С верою и любовию приступим, / чтобы стать нам причастниками жизни вечной. / Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!

Во время его пения диакон входит северными вратами в святой алтарь и кадит святой престол, и жертвенник, и священника. И затем [священник и диакон] став вместе, читают с воздетыми руками трижды:Ныне силы небесные:

И, поклонившись трижды. отходят к [жертвеннику] и переносят Святые Дары по обычаю. Во время же входа ничего не произносят. И, войдя [в алтарь], поставляет их священник по обычаю на святом престоле и покрывает возду́хом, ничего не произнося, только кадит их.

[После входа в алтарь хор заканчивает песнь:

С верою и любовию приступим, / чтобы стать нам причастниками жизни вечной. / Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!

Затем, по обычаю, читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя поклонами, (см. стр. 66)]

Диакон же выходит на обычное место и произносит прошения:

Ектения просительная

Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господу.

Хор [на каждое прошение]: Господи, помилуй.

О предложенных и преждеосвященных святых Дарах Господу помолимся.

Дабы Человеколюбец Бог наш, приняв их на святой и превысший небес и невещественный Свой жертвенник как аромат благоухания духовного, ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся.

Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, [опасности] и нужды Господу помолимся.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Вечера сего совершенного, святого, мирного и безгрешного у Господа просим.

Хор [на каждое прошение]: Подай, Господи.

Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и тел наших у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и согрешений наших у Господа просим.

Доброго и полезного душам нашим и мира мiру у Господа просим.

Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим.

Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим.

Единства веры и общения Святого Духа испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник молится:

Молитва после поставления
Св. Даров на престол и перед причащением

Боже неизреченных и невидимых Таинств, у Которого все богатства премудрости и знания сокровенны! Ты совершение этой службы нам открыл и поставил нас, грешных, по великому Твоему человеколюбию, приносить Тебе дары и жертвы за наши согрешения и за грехи неведения народа. Сам, невидимый Царь, творящий великое и непостижимое, славное и необычайное, чему нет числа, воззри на нас, недостойных рабов Твоих, предстоящих пред этим святым жертвенником, как пред херувимским Твоим престолом, на котором покоится Единородный Сын Твой и Бог наш чрез предлежащие страшные Таинства. И освободив нас и верный народ Твой от всякой нечистоты, освяти души и тела всех нас освящением неотъемлемым, чтобы с чистою совестью, с непосрамленным лицом, с просвещённым сердцем причащаясь этих божественных Святынь и ими оживотворяясь, соединиться нам с Самим Христом Твоим, истинным Богом нашим, сказавшим: «Вкушающий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нём», чтобы при обитающем и ходящем в нас Слове Твоём, Господи, сделаться нам храмом Всесвятого и поклоняемого Твоего Духа, избавившись от всякого коварства диавольского, в деле, или слове, или в мысли действующего, и получить обещанные нам блага, со всеми святыми Твоими, за все века Тебе благоугодившими.

Священник возглашает: И удостой нас, Владыка, со дерзновением, не в осуждение иметь смелость призывать Тебя, Небесного Бога, Отца, и возглашать:

Народ: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Священник: Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем!

Хор: И духу твоему.

Диакон:Главы наши пред Господом преклоним!

Хор: Тебе, Господи.

Священник, склонившись, молится:

Молитва главопреклонения

Боже, один благой и милосердный, на высотах живущий и дольнее озирающий! Воззри милосердным оком на весь народ Твой и сохрани его, и удостой всех нас не в осуждение причаститься этих животворящих Твоих Таинств, ибо мы пред Тобою склонили главы свои, ожидая от Тебя неистощимой милости.

Возглас: По благодати и милосердию и человеколюбию единородного Сына Твоего, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник молится: Внемли, Господи Иисусе Христе, Боже наш, из святого жилища Твоего и с престола Славы Царствия Твоего, и приди, чтобы освятить нас, Ты, на высоте с Отцом восседающий, и здесь с нами невидимо пребывающий. И благоволи могущественной Твоей рукою преподать нам пречистое Твое Тело и драгоценную Кровь, и через нас – всему народу.

После молитвы священник и диакон трижды поклоняются со словами:

Боже, очисти меня, грешного.(3)

Священник же, вложив руку [под возду́х], покрывающий Святые Дары, касается Животворящего Хлеба с благоговением и страхом многим. И после возгласа диакона:

Будем внимать!

Священник возглашает: Преждеосвященные Святыни – святым!

Хор: Один свят, / один Господь / Иисус Христос, / во славу Бога Отца. / Аминь.

Затем священник отлагает святой возду́х [и звездицу] и совершает по обычаю святое причастие Божественных Даров.

Хор же поет причастен.

Причастен

Вкусите – и увидите, как благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Если [в праздник] читались Апостол и Евангелие святого или храма, поется и другой причастен по уставу.

{Раздробление св. Даров

Диакон входит в святой алтарь и, став справа от священника, говорит:

Раздроби, владыка, Святой Хлеб.

Священник разделяет [Св. Агнец] на четыре части со великим вниманием, произнося:

Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда вкушаемый и никогда не истощающийся, но причащающихся освящающий.

И влагает в св. потир частицу [св. Агнца], ничего не говоря. [Затем благословляет теплоту], и диакон в безмолвии вливает ее в св. потир. И стоит немного поодаль.

Причащение в алтаре

Священник же говорит:Диакон, приступи.

И диакон, подойдя, благоговейно совершает поклон, по обычаю, со словами:

Вот, я прихожу ко Христу, бессмертному Царю и Богу моему. Преподай мне, владыка, Драгоценное и Святое Тело и Кровь Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Священник же говорит:

(Такому-то - имя) священнодиакону, преподается Драгоценное, и Святое, и Пречистое Тело и Кровь Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, для прощения грехов его и в жизнь вечную.

И, поцеловав подающую ему Святые Тайны руку, диакон отходит и, став сзади святого престола, склонив голову, молится как и священник, говоря:Верую, Господи: и прочее.

Подобным образом и священник, взяв частицу Святых Таин, произносит:

Драгоценное и пресвятое Тело и Кровь Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, преподается мне, (имя)священнику, для прощения грехов моих и в жизнь вечную.

И, склонив главу, молится, говоря:Верую, Господи, и исповедую: Вечери Твоей таинственной участником: И:Да не в суд или во осуждение: все до конца.

И причащаются Пречистого Тела Христова со страхом и твердой верой. Затем священник, взяв губку, отирает руку со словами:

Слава Тебе Боже: трижды.

И, поцеловав губку, кладет [ее] на место. Также берет святой потир с покровцем обеими рукама, и испивает из него, ничего не говоря. Затем отирает покровцем уста и [край] святого потира, и ставит его на святой престол. И, вкусив антидор, омывает руки и уста, и став немного в стороне, читает молитву благодарения:

Благодарим Тебя, Спасителя всех Бога: (смотри ниже, стр. 80) до конца.

Диакон же тогда из чаши не испивает, но [делает это] после заамвонной молитвы и потребления оставшихся частиц Святых Таин. (Если же священник служит один без диакона, он также после причащения Святых Таин из чаши не испивает, но [делает это] после окончания Литургии и потребления Святых Таин. Ибо, хотя вино и освящено вложением частицы, но не пресуществлено́ в Кровь Божественную, поскольку над ним не читались слова освящения, как бывает на Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста.) Диакон же, взяв святой Дискос, держит его над святым Потиром и погружает [частицы] Святых [Таин], ничего не произнося; и, трижды поклонившись, отверзает Царские врата.

Причащение народа в храме

Диакон:Со страхом Божиим, верою [и любовию] приступите!

Хор же поет: Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих.

{Перед причастием верных священник, по обычаю читает молитвы:

Верую, Господи, и исповедую, что Ты воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир грешных спасти, из которых я – первый. Ещё верую, что это – самое пречистое Тело Твоё, и это – самая драгоценная Кровь Твоя. Молюсь же Тебе: помилуй меня и прости мне согрешения мои вольные и невольные, совершённые словом, делом, сознательно и по неведению, и удостой меня не в осуждение причаститься пречистых Твоих Таинств, в прощение грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Вечери Твоей таинственной участником / в сей день, Сын Божий, меня прими. / Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, / не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. / Но как разбойник исповедаю Тебя: / «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»

Да не в суд и не во осуждение будет мне причащение пречистых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела.}

И приступают желающие причаститься один за другим, поклоняясь со всяким благоговением и страхом, имея руки, сложенными на груди. И принимает каждый Божественные Тайны. Священник же, причащая каждого произносит:

Причащается раб Божий (имя) драгоценного и святого Тела и Крови Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, для прощения грехов его и в жизнь вечную. Аминь.

По причащении

После [причащения] священник, [благословляя народ], возглашает: Спаси, Боже, народ Твой и благослови наследие Твое.

И хор поет: Хлеб небесный и чашу жизни вкусите / – и увидите, что благ Господь. / Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

И, покадив Святые [Дары] трижды, отдает кадило диакону. Затем берет святой Дискос и поставляет его на главу диакона. Диакон же, приняв его с благоговением, взирая [чрез открытые Царские] врата вовне алтаря, ничего не произнося, отходит к жертвеннику и ставит [святой Дискос на него]. Священник же, поклонившись, взяв святой Потир и обратившись к [Царским] вратам, взирая на народ произносит тайно:

Благословен Бог наш.

И, возвышая голос:Всегда, ныне и присно, и во веки веков.

И относит Святые [Дары] к жертвеннику.

Хор: Аминь.

Да наполнятся уста наши / хвалою Тебе, Господи, / дабы нам воспевать Славу Твою, / ибо Ты удостоил нас причаститься / святых Твоих, (божественных, бессмертных и животворящих) Таинств. / Сохрани нас во Твоем освящении, / дабы весь день размышлять нам о правде Твоей. / Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Диакон возглашает:

Станем благоговейно! Приняв божественные, святые, пречистые, бессмертные, небесные и животворящие, страшные Христовы Таинства, достойно возблагодарим Господа!

Хор [на каждое прошение]: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Вечер весь совершенный, святой, мирный и безгрешный испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Благодарственная молитва

Священник:Благодарим Тебя, Спасителя всех Бога, за все блага, которые Ты даровал нам, и за причащение святого Тела и Крови Христа Твоего. И молим Тебя, Владыка Человеколюбец: сохрани нас под кровом крыл Твоих и дай нам до последнего нашего вздоха достойно причащаться Святынь Твоих, для просвещения души и тела, для наследования Царства Небесного.

Возглас:Ибо Ты – освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник:С миром выйдем!

Хор: Во имя Господне.

Диакон:Господу помолимся!

Хор: Господи, помилуй.

Наши рекомендации