Войдя же во святилище, совершают три поклона перед святым престолом, и целуют святое Евангелие и святой престол.

Облачение

Затем каждый берет свой стихарь, и совершают три поклона к востоку, говоря в себе:

Боже, очисти меня, грешного, и помилуй меня. (3)

Затем диакон подходит к священнику, держа в правой руке стихарь со орарем, и склонив пред ним главу, говорит:

Благослови, владыка, стихарь с орарем.

Священник возглашает:

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

И диакон, отойдя в сторону, облачается в стихарь, молясь так:

Возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения, и одеждою радости одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту украсил меня нарядом.

И, поцеловав орарь , возлагает его на левое плечо. Надевая же нарукавник на правую руку, произносит:

Десница Твоя, Господи, прославилась силою; правая рука Твоя, Господи, сломила врагов, и множеством славы Твоей Ты сокрушил противников.

На левую же:

Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.

И отойдя к жертвеннику, приготовляет священные сосуды. Святой дискос ставит с левой стороны, а потир, то есть святую чашу, справа, и прочее с ними.

Священник же так облачается: взяв свой стихарь [подризник] в левую руку и поклонившись трижды к востоку, как сказано, со словами:

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

И облачается со словами:Возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения, и одеждою радости одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту украсил меня нарядом.

Затем, взяв епитрахиль и осенив ее крестом, возлагает на себя со словами: Благословен Бог, изливающий благодать Свою на священников Своих, как мvро на голове, сходящее на бороду, бороду Ааронову, сходящее на кайму одежды его.

Затем, взяв пояс, опоясывается со словами: Благословен Бог, опоясывающий меня силою и непорочным соделал Он путь мой; укрепляет ноги мои как у оленя, и на высотах ставит меня.

На нарукавники же – как выше сказано:

[На правую руку:Десница Твоя, Господи, прославилась силою; правая рука Твоя, Господи, сломила врагов, и множеством славы Твоей Ты сокрушил противников.

На левую руку:Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.]

Затем, взяв набедренник, если его имеет, и благословив его, и поцеловав, произносит:

Опояшься мечом Твоим при бедре Твоём, Сильный, в совершенстве Твоём и красоте Твоей, и укрепись, и процветай, и царствуй ради истины, и кротости, и правды, и поведёт Тебя дивно десница Твоя, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Также, взяв фелонь и благословив, целует [ее и возлагает на себя] со словами: Священники Твои, Господи, облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем, отойдя к жертвеннику, омывают руки со словами:

Омою среди невинных руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи, чтобы услышать мне глас хвалы Твоей и поведать о всех чудесах Твоих. Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место обители славы Твоей. Не погуби с нечестивыми душу мою и с кровожадными жизнь мою, у которых в руках – беззакония, десница их полна неправедной мзды. Я же в беззлобии моём ходил, избавь меня, Господи, и помилуй меня. Нога моя стала на прямом пути; в собраниях благословлю Тебя, Господи.

Проскомидия

И совершив три поклона перед жертвенником со словами: Боже, очисти меня, грешного и помилуй меня. (3)

[Целуют священные сосуды, произнося тропарь]:Искупил Ты нас от проклятия закона / драгоценною Своею Кровию: / ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, / Ты людям источил бессмертие. / Спаситель наш, слава Тебе!

Затем диакон возглашает: Благослови, владыка.

И начинает священник:

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь.

И берет священник в левую руку просфору, а правой трижды начертывает копием крест над печатью просфоры со словами:В воспоминание Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. (3)

И надрезает копием правую сторону печати со словами: Как овца на заклание Он был приведен.

[Надрезая] левую [сторону печати]: И как агнец непорочный пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.

[Надрезая] верхнюю сторону печати: В унижении Его в правосудии Ему было отказано.

[Надрезая] нижнюю сторону [печати]: Но род Его кто изъяснит?

Диакон же, взирая благоговейно на это тайнодействие, возглашает при каждом надрезании:Господу помолимся, держа и орарь в руке.

Затем возглашает: Подними, владыка.

Священник же, вонзив святое копие снизу с правой стороны просфоры, приподнимает агнец, говоря: Ибо отторгается от земли жизнь Его.

И, положив его на святой дискос печатью вниз, после слов диакона:Заколи, владыка.

Надрезает его крестообразно со словами: Закалывается Агнец Божий, подъемлющий грех мiра, за жизнь мiра и спасение.

И обращает его печатью вверх. Диакон же возглашает: Пронзи, владыка.

Священник, пронзая копьем правую сторону [агнца], произносит: Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его.

Диакон же, взяв вино и воду, обращается ко священнику:Благослови, владыка, святое соединение.

[Священник: Благословенно соединение святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков.]

И, приняв благословение, диакон вливает в святой потир вино с водой:

Священник, взяв вторую просфору, произносит: В честь и память преблагословенной, славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, по ходатайствам Которой прими, Господи, эту жертву на превысший небес Твой жертвенник.

И, изъяв частицу, помещает ее справа от святого хлеба, близ середины его, говоря: Предстала Царица справа от Тебя в одежду златотканную облаченная, изукрашенная.

Затем, взяв третью просфору произносит: Святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. [Греч.:В честь и память величайших военачальников Михаила и Гавриила и всех небесных Сил Бесплотных.]

Наши рекомендации