Природные свойства воды в системе ценностей традиционной культуры

Посколькуважнейшим общим признаком, характеризующим жизненную силу, производительную потенцию, человеческую активность, в разных этнических культурах является движение, — безусловное положительное значение приписывалось проточной воде (быстро текущей, журчащей, прозрачной, чистой, холодной). Именно такая вода характеризуется в народной терминологии как «живая», «здоровая», «сильная», «ходовая», «быстрая», «резвая», «молодая» и противопоставляется стоячей воде («мертвой», «мутной», «ржавой», «старой», «гнилой»).

Движущаяся вода в народной магии обычно соотносится с символикой напора, силы, быстрого роста, развития, беспрепятственного хода, успешного осуществления дела. Ср. рус. приговор при окроплении новорожденного проточной водой: «Вода ходко и быстро текет, — так же ребенок ходко и быстро расти». Для облегчения родов роженице дают испить проходной воды (зачерпнутой по течению ручья) с приговором: «Как водичка проходная бежит, не задерживается, так и дите бы родилось, не задерживалось». В южной Сербиипросватанная невеста, если ей случалось переходить через быстрый ручей,
говорила: «Воду гази, — дете роди, не опази!» [Как воду переходить — так бы и ребенка родить и того не заметить]. В ситуации, когда свадебныйпоезд переезжал через горный ручей, невеста зачерпывала рукой воду, лила ее себе за пазуху, чтобы обеспечить легкие роды («да би се лако породила»). На Русском Севере при трудных родах считалось необходимым принести в дом «ходовой воды» и облить ею роженицу, говоря при этом: «Устья-река, откройте роды, пролейте воды, пропустите ребеночка!». В свадебном обряде украинцев Закарпатья староста обливал молодых речной водой, «чтобы они были сильными, как вода».


Быстрое течение воды,по народным представлениям, могло, с одной стороны, обеспечить некий прибыток в хозяйстве (увеличение молочности у кормящих матерей и у стельных коров), а с другой— способствовало удалению из жилого пространства вышедших из употребления или вредоносных предметов. Так, словаки поили коров проточной водой для увеличения надоев; брызгали такой водой на грудь кормящей матери для сохранения грудного молока. Так
же поступали сербы р-на ТитовоУжице: роженицы, у которых пропало молоко, шли к «текучей воде», купались в ней или брызгали ею себе на грудь со словами: «Нека мом дететумлиjеко течи к'ориjека» [Пусть моемуребенку молоко течет как вода в реке].

На Русском Севере пастухи поcле ритуального обхода стада, во время которого читался специальный заговор (отпуск), прятали бумагу с текстом заговора в проточную воду, чтобы у коров было много молока: «в бутылку положат, крепко закроют пробкой и хранят в воде этот отпуск». Известны и прямо противоположные примеры: овчарам Закарпатья запрещалось выливать в реки иручьи остатки овечьего молока, иначе уменьшатся надои, «бовсьопiде заводов».

В то же самое время в места быстрого течения рек и ручьев бросали вещи, от которых хотели избавиться: «на быструю воду» относили одежду больного, домашний мусор, накопившийся за святочный
период; насекомых-вредителей; первые остриженные волосы годовалого ребенка; вырванный в поле «залом». Исключительно в проточной воде принято было стирать одежду умершего и «по быстрой воде» сплавлять его личные вещи. Найденные во дворе или на дороге вблизи дома предметы, считавшиеся вредоносными (клочки шерсти, соломенные узлы, кости), бросали в такие ручьи, которые текут «налево» от села, ср. болг. проклятье «Вода да гууднесе» [Чтоб его водой унесло]. Быстрая, глубокая, темная вода считалась тем местом, куда следовало отсылать болезни в лечебных заговорах. При падеже скота стадо перегоняли через проточную воду (либо через костер), чтобы очистить животных от заразы.

Помимотаких противоположных значений, как «полноводность, прибавление, прибыток» и «удаление, исчезновение, сплавление по воде», проточной водеприписывался признак «подвижности», соотносимый с символикой быстроты, ловкости, бодрости, сноровки. Первое изделие, сделанное ребенком самостоятельно, относили на быстрину реки, чтобы в дальнейшем работа у него шла так же легко и быстро, «као вода тече». Для обеспечения скорейшего замужества девушки-гуцулки ходили к быстрому ручью, где произносили заговор: «Йик вода борзо йде, так аби я борзо вiддала си».

Оппозицияподвижный/неподвижный оказывается весьма существенной и для разграничения «живой» или «мертвой» воды. Так, согласно польским свидетельствам, «стоячая вода — это как бы вода без души; если же она движется, перетекает с места на место, тогда это живая вода». Соответственно стоячая вода определялась как «мертвая» (пол. martwica 'wodastojaca, pozbawionaodplywu'; рус. уральск. дохлая вода 'стоячая, загнивающая вода'. У русских жителей Заонежья при лечении больного ставили рядом с ним в бане шайку с водой и примечали: если вода колебалась, играя отраженным светом (т. е. обнаруживала признаки «живой»воды), то больному предрекали выздоровление, тогда как неподвижная («мертвая» вода) предвещала смерть. Объясняя местное название ручья Святой Колодчик, жители одного из сел Вологодской обл. говорили: «Место на бугровине, а из-под земли как ключи бьют. Считали, что вода святая. Она живая там, шевелится».

При общей негативной оценке стоячей воды (которую использовали прежде всего во вредоносных целях) ее считалинеобходимой в тех случаях, когда только что купленную домашнюю птицу приучали оставаться возле дома, не разбегаться по чужим дворам: курицу
ставили на печную заслонку и трижды обливали ей лапы «водою из стоячего водовместилища». Подобным образом поступали в Костромском крае с купленной лошадью: новый хозяин, ведя ее к своему двору, останавливался упервой попавшейся лужи и водой из нее трижды брызгал в морду лошади. Интересно, что для приручения живности (символического «привязывания» еек новому месту) использовалась как стоячая, так и проточная вода. В последнем случае обыгрывался признак необратимости течения потока в
водоеме. Ср. следующий приговор: «Тебе, водица, вверх не бежать, а тебе,коровушка, у старого хозяина не живать», т. е. не возвращаться вспять.
Судяпо некоторым поверьям, целебной могла быть и спокойная, «замершая» вода, но имелась в виду особая, «чудесная» вода. Белорусы верили, что в некоторые дни ровно в полночь вода в реках и ручьях останавливается, чтобы отдохнуть: «як вадаспачывае, то вельми памоцна и для человека, и для жывины».

Другие характеристики проточной воды (быстрый/медленный, шумный/тихий) актуализировались в ситуациях, когда хозяйка при сбивании масла обмывала маслобойку «тихой водой», чтобы
сметана не пенилась, не бурлила, а легко превращалась бы в масло; или в свадебной магии, когда новобрачную символически наделяли признаками резвости, расторопности (и тогда ее обмывали «быстрой водой») либо наоборот — свойствами «тихой, покорной жены» (и тогда ее обливали «тихойводой» с приговором: «Тихая вода идет — добрая невестушка будет».

Вообщеотмеченная выше женская символика проточной воды проявляется не только вмагии, обеспечивающей легкие роды, молочность рожениц, свойства характера молодой жены, но и в комплексе магических действий, направленных на привлечение женихов. В славянских свадебных и лирическихпеснях мотив зачерпывания «быстрой воды» (принесение такой воды в дом
или ее питье, погружение девушки в поток, переход ручья, разлив реки и т. п.) символизирует любовь, брак, сексуальный контакт; соответственно высыхание источника — конец любви.

В польских заговорах на привлечение женихов чрезвычайно популярным оказывается мотив полноводнойреки, приносящей ухажеров для девушки. Во время стирки белья в ручье
девушки приговаривали: «Не стираю я эти тряпки для себя, но привлекаю к себе добрых молодцев. Если они за горами, пусть пробьются ко мне топорами; если они за лесами, пусть пробьются мотыгами; если они за водами, пусть приплывут ко мне на веслах. И как эти капли с тех тряпок стекают — так пусть и ухажеры ко мне прибывают». Подобные заговоры известны также в чешской традиции. В Краковском воев. верили, что если после стирки белья в быстром потоке девушка не принесет домой хотя бы несколько капель проточной воды, то в ближайшее время никто не придет сватать ее. Словацкие девушки использовали каждый случай хождения к реке
за водой, чтобы «приманить кавалеров»; в момент набирания воды они говорили: «Как ты, водичка, бежишь-поспешаешь, чтоб так же ко мне спешили с гор и с долин, и здешние и нездешние, и бедные и богатые, и даже самые малые хлопцы...». В польских снотолкованиях быстро текущая вода предвещает прибытие желанного гостя. В словацких сонниках проточнаявода символизирует дальнюю дорогу, а мутная — болезнь и смерть.
Застойная (ржавая) вода считалась у русских гиблым местом; желающие навредить своим врагам бросали в «ржавку» сено, украденное из чужого хлева, с приговором: «Пусть у такого-то корова околеет».

Положительнооценивалась в народной культуре свежая и холодная вода по сравнению с той, что уже постояла в доме какое-то время и согрелась. В юго-западной Польше новорожденного предпочитали обмывать в холодной колодезной воде, чтобы обеспечить ему здоровье. У карпатских гуцулов считалось нормой мыть новорожденного холодной водой: «Как только ребенок родится, его
кладут в холодную воду, чтобы он, когда вырастет, не потел». Широко
известный в славянских приговорах мотив «будь здоров как вода»
базируется на положительных свойствах свежей, холодной, ключевой воды.
Для того чтобы снять с больного порчу, старались достать «нижнюю»
(особенно холодную) воду со дна колодца. Для этого следовало нырнуть на дно колодца с пустой бутылкой и зачерпнуть в нее воду, которую затем давали испить пострадавшему.

По отношению к свежей, только что принесенной из источника воде в народной традиции часто использовались эпитеты «новая», «молодая», «живая». Переночевавшая в доме вода называлась «старой»; она могла использоваться для мытья посуды или для
стирки, но ни в коем случае не для питья и тем более не для
обрядово-магических целей. Второе значение термина «новая вода» связано сфактом замены всей имеющейся в доме воды на свежую (заново принесенную)в особых случаях: например, в случае смерти домочадца или в определенные дни календаря (в Рождество, Крещение, Страстной четверг, летний Иванов день и т. п.). Во многих славянских традициях сразу после выноса умершего из дома (либо после погребения тела) принято было выливать из всех сосудов воду, которая считалась вредоносной, нечистой, изаменять ее на свежую («новую»). Подобным образом люди поступали и в некоторые праздничные дни, мотивируя замену «старой» воды на «новую»
тем, что в переломные моменты календаря вода в источниках и колодцах сама собой становится «чудесной», «целительной». Например, ранним утром на Крещение хозяева спешили вылить все остатки домашних запасов воды, называемой старата вода, и торжественно вносили в дом «новую» (нова вода). Сербы принесенную в рождественское утро свежую воду называли нова
вода, здравле, здравле и веселе.

Наши рекомендации