И не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути.
Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь. (6:153)
а также сказал: ﴿وَجَعَلَ الظُّلُمَـاتِ وَالنُّورَ﴾ и установил мраки и свет. (6:1)
а также: (عَنِ الْيَمِينِ وَالشَّمَائِلِ)склоняется в правую сторону и в левые стороны. (16:48)
есть много аятов, в которых Аллах даёт понять, что истина одна,
а ложь разветвлена на множество видов.
Далее Аллах сказал:
أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِى حَآجَّ إِبْرَاهِيمَ فِى رِبِّهِ أَنْ آتَاهُ اللَّهُ الْمُلْكَ إِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّيَ الَّذِى يُحْىِ وَيُمِيتُ قَالَ أَنَا أُحْيِ وَأُمِيتُ
قَالَ إِبْرَاهِيمُ فَإِنَّ اللَّهَ يَأْتِى بِالشَّمْسِ مِنَ الْمَشْرِقِ فَأْتِ بِهَا مِنَ الْمَغْرِبِ فَبُهِتَ الَّذِى كَفَرَ وَاللَّهُ لاَ يَهْدِى الْقَوْمَ الظَّـالِمِينَ
(258) Разве ты не видел того, кто препирался с Ибрахимом о Господе его за то,
что Аллах дал ему власть? Вот сказал Ибрахим: "Господь мой - тот, который оживляет и умерщвляет". Сказал он: "Я оживляю и умерщвляю". Сказал Ибрахим: "Вот Аллах выводит солнце с востока, выведи же его с запада". И смущен был тот, который не верил: Аллах ведь не ведет прямо людей неправедных!
Тот, кто спорил с Ибахимом (мир ему) был царём Вавилонии
– Нимруд сын Канана сына Куша сына Сама сына Нуха.
По мнению Муджахида его звали Намруд ибн Фалих ибн Абид
ибн Шалих ибн Арфахшанд ибн Сам ибн Нух.
Муджахид сказал: «Царями всего мира – востока и запада были четыре человека:
два верующих и два неверных. Два верующих: Сулейман ибн Дауд и Зуль-Карнайн.
Неверные: Намруд ибн Канан и Навуходоносор».
Слово Аллаха: ﴿أَلَمْ تَرَ﴾ Разве ты не видел – т.е. своим сердцем, о, Мухаммад.
﴿إِلَى الَّذِى حَآجَّ إِبْرَاهِيمَ فِى رِبِّهِ﴾ Того, кто препирался с Ибрахимом о Господе его
– т.е. о существовании Господа, ибо Намруд вообще отрицал существование божества
кроме него самого. Также считал Фараон, о чём Аллах сказал его же словами:
﴿مَا عَلِمْتُ لَكُمْ مِّنْ إِلَـهٍ غَيْرِى﴾ Я не знаю для вас другого бога, кроме меня. (28:38)
На это преступление, упрямство и неверие его толкала только
его деспотичность и долгое властвование.
Есть мнение, что он (Намруд) правил четыреста лет.
Именно об этом Аллах сказал: ﴿أَنْ آتَاهُ اللَّهُ الْمُلْكَ﴾ за то, что Аллах дал ему власть.
Он потребовал от Ибрахима доказательств на существование Господа,
к которому он призывал его. Ибрахим сказал ему: ﴿رَبِّيَ الَّذِى يُحْىِ وَيُمِيتُ﴾
"Господь мой - тот, который оживляет и умерщвляет" – т.е.
доказательством на существование Господа является происхождение вещей из небытия
и уход существующих вещей в небытиё. Ведь из этого следует, что существует и Творец, который их создал, ибо они не могли произойти сами по себе. Это и есть Господь,
к поклонению Которому я призываю, нет у Него сотоварища.
Тогда то препирающийся Намруд ответил: ﴿أَنَا أُحْيِ وَأُمِيتُ﴾ "Я оживляю и умерщвляю".
Катада, Мухаммад ибн Исхак, ас-Судди и другие рассказывают,
что привели двух человек, приговорённых к смерти. Намруд повелел убить одного и помиловать другого. Это должно было символизировать оживление и умерщвление.
Однако сам по себе такой довод не может быть доказательством на отсутствие Господа. Здесь явно то, что таким образом Намруд по своему упрямству, высокомерию и
деспотичности сам претендовал на статус господа, который оживляет и умерщвляет.
Его же примеру в дальнейшем последовал Фараон своими известными словами:
﴿مَا عَلِمْتُ لَكُمْ مِّنْ إِلَـهٍ غَيْرِى﴾ Я не знаю для вас другого бога, кроме меня. (28:38)
Тогда Ибрахим сказал Намруду: ﴿فَإِنَّ اللَّهَ يَأْتِى بِالشَّمْسِ مِنَ الْمَشْرِقِ فَأْتِ بِهَا مِنَ الْمَغْرِبِ﴾
"Вот Аллах выводит солнце с востока, выведи же его с запада" – т.е.
если ты претендуешь на то, что ты способен оживлять и умерщвлять, то тот кто способен
на такое имеет могущество распоряжаться своими творениями и управлять планетами и их движениями. Так, например, солнце каждый день появляется с востока, если ты являешься божеством, ведь ты утверждаешь, что ты можешь оживлять и умерщвлять, то выведи солнце с запада. Когда Намруд понял свою немощность и ограниченность в этом вопросе,
он смутился (т.е. замолчал) и не смог далее демонстриро- вать свою гордыню.
Ему был предъявлен неопровержимый аргумент.
Всевышний Аллах сказал: ﴿وَاللَّهُ لاَ يَهْدِى الْقَوْمَ الظَّـالِمِينَ﴾
Аллах ведь не ведет прямо людей неправедных! – т.е.
Аллах лишает всех несправедливых людей каких-либо доводов,
которые они могли бы предъявить. Более того, их ложные аргументы были сочтены
несостоятельными Аллахом, над ними гнев Аллаха, и им уготовано страшное мучение.
Это откровение более красноречиво изложено, чем слова некоторых философов,
что Ибрахим отказался от своего первого довода в пользу второго, т.к. понял его несостоятельность. Здесь правильнее сказать, что первое его первый довод был прелюдией для второго довода, который поставил точку в споре и разбил утверждения Намруда.
Ас-Судди утверждает, что эти дебаты между Ибрахимом и Нимрудом произошли
после того, как он был брошен в огонь и вышел оттуда, ибо ранее он не встречался с царём.
Абдур-Раззак передаёт от Зайда ибн Аслама: «Нимруд раздавал пищу людям, они приходили утром к нему, и он отвешивал им меру пищи. Ибрахим также пришёл на раздачу, но после того, как между ним и Нимрудом произошёл этот спор, ему отказали в выдаче пищи.
Когда он возвращался домой, то наполнил свои мешки землёй, дабы отвлечь своих голодных домочадцев таким образом. Вернувшись он облокотился на мешки и заснул, а когда Сара – его жена открыла мешки,то нашла их полными пищей. Когда Ибрахим проснулся, пища была уже приготовлена для него. Он удивлённо спросил: «откуда всё это?». Жена ответила, что это он принёс вчера. Тогда он понял, что этой пищей наделил его Аллах».
Зайд ибн Аслам также сказал: «Аллах послал к этому деспотичному царю ангела, который призывал его к вере в Аллаха. Тот отказался, ангел снова призвал его, тот снова отказался, также произошло и в третий раз. Тогда ангел сказал ему: «Собери свою армию, я соберу свою». Намруд собрал своё войско перед рассветом, а Аллах послал на них тучу москитов, которые затмили солнце своей многочисленностью. Они стали пожирать плоть и кровь солдат и оставляли за собой только обглоданные кости. Один москит забрался в ноздрю Нимруда и оставался там черыреста (или сорок) лет. Аллах наказал его таким образом, что тот бил себя железной палкой по голове от боли, пока не умер от этого москита.
Далее Аллах сказал:
أَوْ كَالَّذِى مَرَّ عَلَى قَرْيَةٍ وَهِىَ خَاوِيَةٌ عَلَى عُرُوشِهَا قَالَ أَنَّى يُحْيِ هَـذِهِ اللَّهُ بَعْدَ مَوْتِهَا فَأَمَاتَهُ اللَّهُ مِائَةَ عَام ثُمَّ بَعَثَهُ قَالَ كَمْ لَبِثْتَ
قَالَ لَبِثْتُ يَوْمًا أَوْ بَعْضَ يَوْمٍ قَالَ بَل لَّبِثْتَ مِائَةَ عَامٍ فَانظُرْ إِلَى طَعَامِكَ وَشَرَابِكَ لَمْ يَتَسَنَّهْ وَانظُرْ إِلَى حِمَارِكَ وَلِنَجْعَلَكَ ءَايَةً لِلنَّاسِ وَانظُرْ إِلَى العِظَامِ كَيْفَ نُنشِزُهَا ثُمَّ نَكْسُوهَا لَحْمًا فَلَمَّا تَبَيَّنَ لَه قَالَ أَعْلَمُ أَنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
(259) Или как тот, кто проходил мимо селения, а оно было разрушено до оснований.
Он сказал: "Как оживит это Аллах, после того как оно умерло?" И умертвил его Аллах на сто лет, потом воскресил. Он сказал: "Сколько ты пробыл?" Тот сказал: "Пробыл я день или часть дня". Он сказал: "Нет, ты пробыл сто лет! И посмотри на твою пищу