Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности
т.е. они также обладают правами перед мужчинами, как и мужчины перед ними.
Каждый из них обязан соблюдать права другого согласно установленному порядку,
как об этом говорится в хадисе, приведённом в Сахихе Муслима от Джабира,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«فَاتَّقُوا اللهَ فِي النِّسَاءِ، فَإِنَّكُمْ أَخَذْتُمُوهُنَّ بِأَمَانَةِ اللهِ، وَاسْتَحْلَلْتُمْ فُرُوجَهُنَّ بِكَلِمَةِ اللهِ، وَلَكُمْ عَلَيْهِنَّ أَنْ لَا يُوطِئْنَ فُرُشَكُمْ أَحَدًا تَكْرَهُونَهُ، فَإِنْ فَعَلْنَ ذَلِكَ فَاضْرِبُوهُنَّ ضَرْبًا غَيْرَ مُبَرِّحٍ، وَلَهُنَّ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوف»
«Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их благодаря доверию Аллаха и обладаете ими по слову Аллаха. Они обязаны не позволять сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите, и если они ослушаются, то бейте их, избегая жестокости! А вы обязаны кормить и одевать их согласно уставленному порядку[164]!»
Передают, что Хаким ибн Му‘авийа аль-Кушейри,
да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом,
рассказывал со слов своего отца о том, что однажды он спросил:
«О Посланник Аллаха! Каковы наши обязанности перед нашими женами?»
Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«أَنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طَعِمْتَ، وتَكْسُوَهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ، وَلَا تَضْرِبِ الْوَجْهَ، وَلَا تُقَبِّحْ، وَلَا تَهْجُرْ إِلَّا فِي الْبَيْت»
«Ты обязан кормить их, если ешь сам, и одевать их, если одеваешься сам.
И ты не имеешь права бить их по лицу, оскорблять и выгонять за пределы дома[165]».
Уаки’ передаёт, что ибн Аббас сказал:
«Я также люблю украшать себя для жены, как люблю, чтобы это делала она для меня,
ибо Всевышний Аллах сказал:﴿وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِى عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ﴾
Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности.
Передал ибн Джарир и ибн Аби Хатим.
Слово Аллаха: ﴿وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ﴾ Мужьям над ними – степень
– здесь имеется в виду по достоинству, нраву, в поклонении,за то, что они расходуют на жён, ответственность за них, и достоинство в этой и последней жизни.
Как об этом сказал Всевышний Аллах:
﴿الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَآءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَآ أَنفَقُواْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ﴾
«Мужчины являются попечителями женщин,
Потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими,
и потому что они расходуют из своего имущества»(4:34).
Слово Аллаха: ﴿وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكُيمٌ﴾ Аллах – Могущественный, Мудрый
– т.е. Могущественный в Своём возмездии тем, кто ослушался Его повеления,
Мудрый в Своих решениях и законах.
Далее Аллах сказал :
الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَـانٍ وَلاَ يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئًا
إِلاَّ أَن يَخَافَآ أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ
تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلاَ تَعْتَدُوهَا وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الظَّـالِمُونَ
(229) Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену
На разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод.
Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают
Ограничения Аллаха, являются беззаконниками.
فَإِن طَلَّقَهَا فَلاَ تَحِلُّ لَهُ مِن بَعْدُ حَتَّى تَنْكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ
فَإِن طَلَّقَهَا فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِمَآ أَن يَتَرَاجَعَآ إِن ظَنَّآ أَن يُقِيمَا حُدُودَ اللَّه وَتِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ ِ
(230) Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней,
Пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха.
Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих.
Этот священный аят отменяет положение, которое было в начале распространения Ислама, при котором мужчина имел право вернуть жену во время отведённого для развода срока (идда), даже если он развёл её сто раз. Так как это причиняло страдания женщине,
Аллах ограничил число разводов до трёх, Он разрешил возвращать жён после
первого и второго развода, и вообще запретил это после третьего.
Он сказал: ﴿الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ﴾
Развод допускается дважды, после чего надо либо
удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму.
Абу Дауд (да смилуется над ним Аллах) передаёт в Сунан« Глава отмены возврата
после трёх разводов » от Икримы, что ибн Аббас сказал по поводу аята:
﴿وَالْمُطَلَّقَـاتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنْفُسِهِنَّ ثَلاثَةَ قُرُوءٍ وَلاَ يَحِلُّ لَهُنَّ أَن يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللَّهُ فِى أَرْحَامِهِنَّ﴾
Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций.
Не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах,
если они веруют в Аллаха и в Последний день. (2:228)
Раньше мужчина имел право вернуть жену, даже если он развёл её трижды,
это было отменено аятом:﴿الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ﴾Развод допускается дважды».
Также передал ан-Насаи от Али ибн аль-Хусейна.
Ибн аби Хатим передаёт от отца Хишама ибн Урвы, что один человек сказал своей жене:
«Я никогда не разведу тебя и не приючу тебя». Она спросила: «Как это?» он ответил:
«Я буду давать тебе развод, а когда подойдёт окончание идды, я буду возвращать тебя снова». Она пошла к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)
и рассказала ему об этом. И тогда Всевышний Аллах ниспослал:
﴿الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ﴾ « Развод допускается дважды ».
Ибн Джарир также приводит этот хадис в своём тафсире.
Слово Аллаха: ﴿فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَـانٍ﴾