Надеясь снискать довольство Аллаха.
Есть мнение, что эти аяты о всех лицемерах и верующих в общем.
Это мнение Катады, Муджахида, ар-Раби ибн Анаса и других, и это правильное мнение.
Ибн Джарир передаёт от аль-Курази, что Науф аль-Бикали,
который имел обыкновение читать прежние божественные книги, сказал:
«Я нахожу описание некоторых людей из этой Уммы в ниспосланной Аллахом книге: «Люди, которые используют религию для мирских целей, их языки слаще, чем мёд, а сердца более горькие, чем терпение. Они облачаются для людей в шкуры овец, а сердца их вольчи. Аллах говорит о них: «Они выступают против Меня и обманывают Мною. Я поклялся Собой, что пошлю на них смуту, которая введёт в растерянность даже искушённого».
Аль-Курази сказал: «Я поискал это в Коране и понял,что речь идёт о лицемерах,
а затем нашёл: ﴿وَمِنَ النَّاسِ مَن يُعْجِبُكَ قَوْلُهُ فِى الْحَيَوةِ الدُّنْيَا وَيُشْهِدُ اللَّهَ عَلَى مَا فِى قَلْبِهِ﴾
Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни.
Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе».
(это повествование от аь-Курази является достоверным и хорошим).
Слово Аллаха: ﴿وَيُشْهِدُ اللَّهَ عَلَى مَا فِى قَلْبِهِ﴾
Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе
– т.е. позиционирует себя перед людьми мусульманином,
но бросает вызов Аллаху своим неверием и лицемерием в сердце.
Аллах также сказал о них: ﴿يَسْتَخْفُونَ مِنَ النَّاسِ وَلاَ يَسْتَخْفُونَ مِنَ اللَّهِ﴾
Они укрываются от людей, но не укрываются от Аллаха... (4:108)
С таким же смыслом сделал комментарий ибн Аббас в повествовании от ибн Исхака: «Человек, который внешне демонстрирует людям свой Ислам, он призывает Аллаха
в свидетели перед людьми в том, что его сердце соответствует его языку».
Этот комментарий правильный. Это мнение предпочёл Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслам
и ибн Джарир, который возводит это высказывание к ибн Аббасу и Муджахиду.
Слово Аллаха: ﴿وَهُوَ أَلَدُّ الْخِصَامِ﴾ хотя сам является непримиримым спорщиком.
В аяте использовано слово أَلَدُّ «аладду»- т.е. неисправимый или склочный.
Это слово также используется в другом аяте: ﴿وَتُنْذِرَ بِهِ قَوْماً لُّدّاً﴾
и чтобы ты предостерег им злостных спорщиков. (19:97)
Лицемер также при споре потасовывает факты, и никогда не бывает прямолинейным,
он лжёт и сквернословит, как об этом говорится в хадисе, приведённом в Сахихе,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلاثٌ: إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ، وَإذَا عَاهَدَ غَدَرَ، وَإِذَا خَاصَمَ فَجَر»
«У лицемера три признака:
Он лжёт при разговоре, не выполняет договора, и спорит склочно».
Аль-Бухари передаёт от Аиши (да будет доволен ею Аллах),
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«إِنَّ أَبْغَضَ الرِّجَالِ إلَى اللهِ الْألَدُّ الْخَصِم»«Поистине, самым ненавистным
из людей для Аллаха является непримиримый в спорах[131]».
Слово Аллаха:
﴿وَإِذَا تَوَلَّى سَعَى فِى الأرْضِ لِيُفْسِدَ فِيهَا وَيُهْلِكَ الْحَرْثَ وَالنَّسْلَ وَاللَّهُ لاَ يُحِبُّ الْفَسَادَ ﴾
Когда он уходит, то стремится распространять нечестие на земле,
Уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия
– этот аят показывает, что подобный человек склочный языком, плох делами,
в его словах ложь, его убеждения неверны, а деяния мерзки.
Слово سَعَى « сяаа» (стремиться) здесь означает намериться.
Это же слово использовано в рассказе о Фараоне: ﴿ثُمَّ أَدْبَرَ يَسْعَي﴾
а потом отвернулся и принялся усердствовать.(79:22-26)
Слово سَعي используется также в слове Аллаха:
﴿يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ إِذَا نُودِىَ لِلصَّلَوةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْاْ إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ﴾
О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день,
то устремляйтесь к поминанию Аллаха.(62:9) т.е.
вознамерьтесь совершить пятничный намаз в сердце, ведь буквальное
стремление или поспешность при ходьбе на молитву воспрещено в Сунне пророка:
«إذَا أَتَيْتُمُ الصَّلَاةَ فَلَا تَأْتُوهَا وَأَنْتُمْ تَسْعَوْنَ، وَأْتُوهَا وَعَلَيْكُمُ السَّكِينَةُ والْوَقَار»
«Если вы идёте на молитву, то не устремляйтесь, а идите спокойно с почтением[132]».
У лицемера нет никакого стремления, кроме как распространить порчу на земле
и уничтожать посевы, из которых всходит урожай, а также скот.
Всё это продукты питания человека, без которых ему не прожить.
Муджахид сказал: «Когда люди распространяют порчу на земле,
Аллах лишает землю осадков, таким образом, погибают всходы и скот».
﴿وَاللَّهُ لاَ يُحِبُّ الْفَسَادَ﴾ Но ведь Аллах не любит нечестия
– т.е. Он не любит эти действия, и не любит их результаты.
Слово Аллаха: ﴿وَإِذَا قِيلَ لَهُ اتَّقِ اللَّهَ أَخَذَتْهُ الْعِزَّةُ بِالإِثْمِ﴾
Когда ему говорят: «Побойся Аллаха!» – гордыня подталкивает его на грех – т.е.
когда этому нечестивцу делают наставление и говорят: «Побойся Аллаха и перестань
делать так, возвращайся к истине и воздержись», тогда его гордыня и гнев
подталкивают на грех, т.е. на всё, что содержит в себе грех[133].Этот аят схож с другим аятом:
﴿وَإِذَا تُتْلَى عَلَيْهِمْ ءَايَـتُنَا بَيِّنَـاتٍ تَعْرِفُ فِى وُجُوهِ الَّذِينَ كَفَرُواْ الْمُنْكَرَ يَكَادُونَ يَسْطُونَ بِالَّذِينَ يَتْلُونَ عَلَيْهِمْ ءَايَـتُنَا
قُلْ أَفَأُنَبِّئُكُم بِشَرٍّ مِّن ذلِكُمُ النَّارُ وَعَدَهَا اللَّهُ الَّذِينَ كَفَرُواْ وَبِئْسَ الْمَصِيرُ ﴾
Когда им читают Наши ясные аяты, ты видишь на их лицах отрицание.
Они готовы наброситься на тех, кто читает им Наши аяты. Скажи:
«Не поведать ли вам о том, что хуже этого? Это – Огонь, который Аллах обещал тем, которые не уверовали. Как же скверно это место прибытия!»(22:72)
именно поэтому Аллах сказал: ﴿فَحَسْبُهُ جَهَنَّمُ وَلَبِئْسَ الْمِهَادُ﴾
Довольно c него Геенны! Как же скверно это ложе!
– т.е. достаточно как наказание за это.
Слово Аллаха: ﴿وَمِنَ النَّاسِ مَن يَشْرِى نَفْسَهُ ابْتِغَآءَ مَرْضَاتِ اللَّهِ﴾