Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха».
(Хадис не имеет других повествований и источников кроме этого)
Есть мнение, что Негус (Наджаши) молился в направлении Иерусалима до того,
как его застала весть об изменении Кыблы в сторону Каабы.
Так передаёт Куртуби от Катады Куртуби также сказал, что когда Негус умер,
пророк (да благословит его Аллах и приветствует) помолился за него.
Некоторые считают, что это является доказательством на погребальную молитву
за отсутствующего усопшего.Здесь существует три мнения по поводу этого:
1)То, что земля была свёрнута для пророка
(да благословит его Аллах и приветствует) и он увидел Негуса.
2) То, что за Негуса было некому совершить молитву, и тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) помолился за него. Это мнение предпочёл ибн Араби.
3) То, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует)
помолился для привлечения других царей (к Исламу). Аллах знает лучше.
Аль-Хафиз ибн Мардавайх передаёт от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах),
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«مَا بَيْنَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ قِبْلَةٌ لِأَهْلِ الْمَدِينَةِ وَأَهْلِ الشَّامِ وَأَهْلِ الْعِرَاق»
«То, что между востоком и западом является Кыблой
для жителей Медины, Шама и Ирака[24]».
Тирмизи и ибн Маджах передали такое повествование:
«مَا بَيْنَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ قِبْلَة» «То, что между востоком и западом – Кыбла».
Ибн Джарир сказал: «Смысл слов Аллаха:﴿إِنَّ اللَّهَ وَاسِعٌ عَلِيمٌ﴾
Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий– т.е. Аллах охватывает
все Свои создания,Своей щедростью, достатком и предпочтением.
А слово Аллаха: ﴿عَلِيمٌ﴾Знающий – Он хорошо осведомлёноб их деяниях, Он не является отрешённым от них.И ничто не охватывает Его знания, а Он охватывает знанием всё.»
Аллах сказал далее:
وَقَالُواْ اتَّخَذَ اللَّهُ وَلَدًا سُبْحَـانَهُ بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ كُلٌّ لَّهُ قَـانِتُونَ
(116) Они сказали: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив,
Ему принадлежит то, что на небесах и на земле. Ему одному все покоряются.
بَدِيعُ السَّمَـواَتِ وَالارْضِ وَإِذَا قَضَى أَمْرًا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ
(117) Он – Творец небес и земли. Когда Он принимает решение,
то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается.
Этот аят и предыдущий содержат опровержение христианам и подобным им из числа иудеев и язычников арабов, которые считали, что ангелы являются дочерями Аллаха,
и объявил их лживыми (да проклянёт их Аллах за их ложные измышления).
Всевышний Аллах сказал: ﴿سُبْحَـانَهُ﴾Пречист Он!
– Он пречист оттого, что Ему приписывают. ﴿بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ﴾
Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле –т.е. дело не обстоит так,
как они считают, наоборот, Ему принадлежит царство небес и земли и того, что в них.
Он распоряжается ими, Он их Творец и Дающий им удел, Он также Подчиняющий их и Предопределяющий им судьбу. Он поворачивает их как пожелает, и все являются Его рабами и Его собственностью. Так как же может быть у Него сын от них, ведь рождённый происходит от двух подобных ему существ. Пречист Аллах оттого, что они измышляют и возносят на Него. У Него нет сотоварища или подобия в Его величии. Нет у Него супруги, так как же у Него может быть сын?Как об этом сказал Всевышний Аллах:
﴿بَدِيعُ السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ أَنَّى يَكُونُ لَهُ وَلَدٌ وَلَمْ تَكُنْ لَّهُ صَـاحِبَةٌ وَخَلَقَ كُلَّ شَىْءٍ وهُوَ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلِيمٌ ﴾
Он – Первосоздатель небес и земли. Как может быть у Него сын,
если у Него нет супруги? Он сотворил всякую вещь и ведает обо всем сущем. (6:101)
﴿وَقَالُواْ اتَّخَذَ الرَّحْمَـنُ وَلَداً لَقَدْ جِئْتُمْ شَيْئاً إِدّاً تَكَادُ السَّمَـوَاتُ يَتَفَطَّرْنَ مِنْهُ وَتَنشَقُّ الارْضُ وَتَخِرُّ الْجِبَالُ هَدّاً أَن دَعَوْا لِلرَّحْمَـنِ وَلَداً وَمَا يَنبَغِى لِلرَّحْمَـنِ أَن يَتَّخِذَ وَلَداً إِن كُلُّ مَن فِى السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ إِلاَّ آتِى الرَّحْمَـنِ عَبْداً
لَّقَدْ أَحْصَـهُمْ وَعَدَّهُمْ عَدّاً وَكُلُّهُمْ ءَاتِيهِ يَوْمَ الْقِيَـمَةِ فَرْداً﴾
Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Этим вы совершаете ужасное злодеяние. Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться,
А горы готовы рассыпаться во прах от того, что они приписывают Милостивому сына.
Не подобает Милостивому иметь сына! Каждый, кто на небесах и на земле,
Явится к Милостивому только в качестве раба. Он знает их число и пересчитал их.
Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве. (19:88-95)а также:
﴿قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ اللَّهُ الصَّمَدُ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَّهُ كُفُواً أَحَدٌ﴾
Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный.
Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему». (112:1-4))
В этих аятах Аллах заявляет, что Он является высшим властителем,
у которого нет сотоварища и подобия, и о том, что всё остальное является Его творением.
Так как же может быть у Него сын?
Аль-Бухари сообщил в разделе тафсира суры «аль-Бакара» (Корова ) от ибн Аббаса о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал от Своего Господа:
«قَالَ اللهُ تَعَالَى: كَذّبَنِي ابْنُ آدَمَ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ ذلِكَ، وَشَتَمَنِي وَلَمْ يَكُنْ لَهُ ذلِكَ، فَأَمَّا تَكْذِيبُهُ إِيَّايَ فَيَزْعُمُ أَنِّي
لَا أَقْدِرُ أَنْ أُعِيدَهُ كَمَا كَانَ، وَأَمَّا شَتْمُهُ إِيَّايَ فَقَوْلُهُ لِي وَلَدًا فَسُبْحَانِي أَنْ أَتَّخِذَ صَاحِبَةً أَوْ وَلَدًا»
«Всевышний Аллах сказал: «Оболгал меня сын Адама, тогда как , не подлежало ему делать этого. Он обругал меня, не имея на это права. Его ложь, возведенная на Меня
В том, что Я не способен воскресить его. А ругает он Меня тем, что говорит,
будто бы Я имею сына, пречист Я оттого, чтобы иметь супругу или сына[25]».
В двух Сахихах передаётся,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«لَا أَحَدَ أَصْبَرُ عَلَى أَذًى سَمِعَهُ مِنَ اللهِ: إِنَّهُمْ يَجْعَلُونَ لَهُ وَلَدًا وَهُوَ يَرْزُقُهُمْ وَيُعَافِيهِم»
«Нет никого терпеливее Аллаха над услышанными издевательствами.