Им уготованы великие мучения.
Ас-Суди сказал, чтоخَتَمَ اللَّهُ «хатамаЛлах» - т.е. Аллах запечатал их (сердца).
Катада сказал: «Сатана одолел их, когда они повиновались ему,
и Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало.
Они не видят верного пути, не слышат, не понимают и не разумеют».
Ибн Джарир сказал, что некоторые сказали, что слова
خَتَمَ اللَّهُ عَلَى قُلُوبِهِمْ«Аллах запечатал их сердца»
являются повествованием их высокомерия и отказа слушать истину,
к которой их призывают. Однако Ибн Джарир сказал, что это недостоверно,
ибо Всевышний Аллах сообщил, что Он Сам запечатал их сердца и слух.
Замахшари много высказался, подтверждая мнение, которое отверг Ибн Джарир,
и истолковывая этот аят с пяти точек зрения, однако все они слабые.
Его (Замахшари) на это подтолкнуло лишь его муътазилитское мнение о том,
что недостойно Аллаха запечатывать их сердца и препятствовать достижению ими истины.
Но если бы только он подумал об аяте: «Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца» и «Мы отворачиваем их сердца и взоры, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии» (Скот-110)
и похожих по смыслу аятах, которые являются доказательством тому, что Всевышний Аллах запечатал их сердца и поставил преграду между ними и наставлением на верный путь лишь в качестве соответствующего наказания за их упорство в ложном, и оставление истины.
И это является прекрасной справедливостью со стороны Всевышнего, и никак не скверным (деянием). Если бы (Замахшари) охватил это знанием, то не сказал бы то,
что сказал. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Куртуби сказал: «Община единогласна в том, что Аллах описал Себя качеством запечатывания сердец неверных в наказание за их неверие,как, например,:بَلْ طَبَعَ اللَّهُ عَلَيْهَا بِكُفْرِهِم
«О нет, это Аллах запечатал их сердца за их неверие» (Женщины-155)».
И он упомянул хадис: «О переворачивающий сердца , укрепи наши сердца
в Твоей религии» (Муслим №2654), а также хадис Хузайфы в достоверном сборнике:
«Перед сердцами один за другим будут представать испытания (и оставлять след),
как циновка(оставляет след на боку или испытания будут следовать друг за другом,
как стебли в циновке).Какое бы сердце не погрузилось в него, в нем останется черное пятно. Какое бы сердце не отвергло его, в нем останется белое пятно. Так что,(в конце концов),останутся два вида сердец: белое, как гладкий камень, и ему не повредит смута, пока существуют небеса и земля; и другое – пепельно-черное(сердце),похожее на искривленный кувшин, которое не знает благого, и не отвергает порицаемого[5]»
Ибн Джарир сказал, что истиной является то, что достоверно передано с похожим смыслом Абу Хурайрой от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Если верующий совершает грех, то у него на сердце появляется черное пятно.
Если он кается, перестает (совершать его), упрекает(себя),его сердце очищается.
Но если он увеличивает (свои грехи),то(черное пятно)будет увеличиваться.
И это окутывание, о котором сказал Всевышний Аллах:
كَلَّا بَلْ رَانَ عَلَى قُلُوبِهِمْ مَا كَانُوا يَكْسِبُونَ
«Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели» (Обвешивающие-14)».
Этот хадис передали, (кроме Ибн Джарира) Тирмизи (№3334), Насаи в «‘Амаль» (413),
Ибн Маджа (№4244) от Абу Хурайры по другим цепочкам.
Тирмизи сказал, что это хороший, достоверный хадис.
Знай, что полная пауза находится (между) словами Всевышнего:
عَلَى سَمْعِهِمْ «‘аля сам‘ихим» Аллах запечатал их сердца и слух.
وَعَلَى أَبْصَارِهِمْ «ва ‘аля абсорихим»: А на глазах у них – покрывало
Ибо печать бывает на сердце и слухе, а покрывало бывает на глазах.
Как передал Судди от Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас‘уда
и людей из числа сподвижников, что о словах Всевышнего Аллаха:
خَتَمَ اللَّهُ عَلَى قُلُوبِهِمْ وَعَلَى سَمْعِهِمْ«Аллах запечатал их сердца и слух»
они говорили: «И они не разумеют, не слышат». Они говорили (далее):
«А на глаза у них наброшено покрывало, и они не могут видеть».
Ибн Джарир передал от Ибн ‘Аббаса, что он сказал:
«Аллах запечатал их сердца и слух. А на их глазах – покрывало».
Он передал также от Ибн Джурайджа, что тот сказал:
«Печать – на сердце и слухе, а покрывало – на глазах».
Всевышний Аллах сказал: فَإِنْ يَشَأْ اللَّهُ يَخْتِمْ عَلَى قَلْبِكَ
«Если бы Аллах пожелал, то наложил бы печать на твое сердце» (Совет-24).
И Он сказал также: خَتَمَ عَلَى سَمْعِهِ وَقَلْبِهِ وَجَعَلَ عَلَى بَصَرِهِ غِشَاوَةً
«(Аллах) запечатал его слух и сердце
и бросил на его взор покрывало»(Коленопреклоненные-24).
После того, как Всевышний Аллах описал в четырех аятах качества верующих,
и в этих двух аятах качества неверных, Он стал разъяснять положение лицемеров, которые пока зывают свою «веру» и скрывают свое неверие, и их состояние похоже на состояние мно гих людей. Аллах много раз упоминал об их многочисленных качествах, каждое из которых является лицемерием, как например, Он ниспослал о них суру «Отречение» и суру
«Лицемеры», и упомянул о них в суре «Свет» и других сурах для того,
чтобы ты сторонился их, и чтобы их сторонился тот, кто обманут ими.
Всевышний Аллах сказал:
وَمِنْ النَّاسِ مَنْ يَقُولُ آمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَا هُمْ بِمُؤْمِنِينَ
(8) Среди людей есть такие, которые говорят:
«Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие.
يُخَادِعُونَ اللَّهَ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَمَا يَخْدَعُونَ إِلَّا أَنفُسَهُمْ وَمَا يَشْعُرُونَ
(9) Они пытаются обмануть Аллаха и верующих,