Никто никогда бы не терял надежды на Его рай».
Аллах Всевышний сказал:
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ
(4) «Малики йяумиддин» -Властелин (царь) Дня воздаяния
Некоторые чтецы читали: «Малики йяумиддин», а другие – «Маалики йяумиддин» (ставя алиф после мим), и оба чтения верны, а также переданы в семи способах чтения путем «мутаваатыр» (в каждом звене цепочки передачи имеется четыре и более передатчиков). Буква «лям» читается с кясрой («малики») или сукуном («малки»), также читается: «малиики», а Нафи‘ удлинял кясру буквы «кяф»: «Маликии» и оба чтения были найдены верными с точки зрения смысла и оба они являются верными и прекрасными.
Абу Бакр ибн Абу Давуд передал в «Масахифе» (№104) на это счет странное
и малоизвестное сообщение о том, что Ибн Шихаба (аз-Зухри) достигло сообщение, что посланник Аллаха, да благос -ловит его Аллах и приветствует, Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, Му‘а -вия, его сын Йазид ибн Му‘авия читали: «Маалики йяумиддин».
Ибн Шихаб сказал: «Первым, кто начал читать: «Малики йяумиддин» – это Марван».
Я (ибн Касир ) говорю: Марван знал достоверность своего чтения,
и это знание не дошло до Ибн Шихаба. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Через многочисленные цепочки, которые привел в своем «Таф- сире» Ибн Мардавайх, передано, что посланник Аллаха, да благос- ловит его Аллах и приветствует, читал: «Маалики йяумиддин». (Здесь) «маалик» взято от слова «мульк» (владение),
как Всевышний Аллах сказал: (إِنَّا نَحْنُ نَرِثُ الْأَرْضَ وَمَنْ عَلَيْهَا وَإِلَيْنَا يُرْجَعُونَ)
«Воистину, Мы унаследуем землю и тех, кто на ней, и они вернутся к Нам!»
(Марьям-40).И Он сказал: (قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ)
«Скажи: прибегаю к защите Царя людей».
(Здесь) «малик» взято из слова «мульк» (власть, царство),
как сказал Всевышний Аллах: (لِمَنْ الْمُلْكُ الْيَوْمَ لِلَّهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ)
«Кому же принадлежит царство сегодня?
Аллаху, Единственному, Всемогущему» (Прощающий-16)
и Его Слова: (قَوْلُهُ الْحَقُّ وَلَهُ الْمُلْكُ)
«Его Слово является истиной. Ему одному будет принадле -жать царство» (Скот-73).
الْمُلْكُ يَوْمَئِذٍ الْحَقُّ لِلرَّحْمَنِ وَكَانَ يَوْمًا عَلَى الْكَافِرِينَ عَسِيرًا
«В тот день царство будет истинным и будет принадлежать Милостивому,
и день тот будет тяжким для неверующих» (Различение-26).
Особое выделение наличия власти в День воздаяния не отрицает того, что эта власть не распространяется на другие времена, ибо выше было приведено повествование того, что Он является Господом миров, а это имеет широкое значение: в ближнем и вечном мирах.
Слово «власть» было связано с тем Днем лишь потому, что в (тот День) Там никто не будет претендовать на что-либо, и никто не будет говорить, кроме как с Его позволения.
Всевышний Аллах сказал:
(يَوْمَ يَقُومُ الرُّوحُ وَالْمَلَائِكَةُ صَفًّا لَا يَتَكَلَّمُونَ إِلَّا مَنْ أَذِنَ لَهُ الرَّحْمَنُ وَقَالَ صَوَابًا)
«В тот день, когда Дух (Джибриль) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду» (Весть-38).
И Всевышний сказал: (وَخَشَعَتْ الْأَصْوَاتُ لِلرَّحْمَنِ فَلَا تَسْمَعُ إِلَّا هَمْسًا)
«Их голоса перед Милостивым будут смиренны,
и ты услышишь только тихие звуки» (Та ха-108).
Всевышний также сказал: (يَوْمَ يَأْتِ لَا تَكَلَّمُ نَفْسٌ إِلَّا بِإِذْنِهِ فَمِنْهُمْ شَقِيٌّ وَسَعِيدٌ)
«Когда этот день наступит, ни один человек не заговорит без Его соизволения.
И среди них будут несчастные и счастливые» (Худ-105).
Ад-Даххак передал от Ибн ‘Аббаса,
что он говорил: (يَوْمِ الدِّينِ) ««Йяумуддин»– это день,
в котором никто не будет обладать властью вместе с Ним,
как они обладали (определенной) властью в этом мире».
Он сказал: (يَوْمِ الدِّينِ) ««Йяумуддин» - это день расчета для творений,
и это День воскресения, в котором Он воздаст им за их деяния:
если они творили добро, то добром, а если они творили зло, то злом.
Кроме лишь тех, кого Он простит».
То же сказали и другие люди из числа сподвижников,
их последователей и предшественников, и это явно.
Ибн Джарир передал от некоторых мнение, что(مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ) «малики йяумиддин»
означает, что Он способен установить этот День.
Ибн Джарир стал доказывать слабость этого мнения. Однако между обоими мнениями нет противоречия, и сторонники обоих мнений признают верность другого мнения
и не отрицают друг друга. Однако явный контекст, свидетельствует, что первое мнение подобно словам Всевышнего: (الْمُلْكُ يَوْمَئِذٍ الْحَقُّ لِلرَّحْمَنِ وَكَانَ يَوْمًا عَلَى الْكَافِرِينَ عَسِيرًا)
«В тот день царство будет истинным и будет принадлежать Милостивому,
и день тот будет тяжким для неверующих» (Различение-26).
А второе мнение подобно словам Всевышнего: (وَيَوْمَ يَقُولُ كُنْ فَيَكُونُ)
«В тот день Он скажет: «Будь!» – и это сбудется» (Скот-73).
А лучше всего об этом известно Аллаху.
И Аллах действительно является Царем («малик»),
как Он сказал: (هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ)
«Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого» (Сбор-23).
В обоих «Сахихах» от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передано,
что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, самым униженным именем перед Аллахом является (имя) того, кто назван «Маликуль-амляк» (Царь царей). Нет Царя, кроме Аллаха».
Там же от Абу Хурайры (Бухари №4812, Муслим №2788 от Ибн ‘Умара) передано,
что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах свернет в День воскресения небеса и возьмет их Своей Десницей, а затем скажет: «Я – Царь, а где же цари земель (тираны)? Где же высокомерные гордецы?»
В Великом же Коране сказано: (لِمَنْ الْمُلْكُ الْيَوْمَ لِلَّهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ)
«Кому же принадлежит царство сегодня?
Аллаху, Единственному, Всемогущему» (Прощающий-16).
Что же касается именования в этом мире других, кроме Него,
именем «малик» (царь),то это именование является метафорой, подобно тому,
как Всевышний Аллах сказал: (إِنَّ اللَّهَ قَدْ بَعَثَ لَكُمْ طَالُوتَ مَلِكًا)
«Аллах назначил вам царем Талута (Саула)» (Корова-247).
Или (وَكَانَ وَرَاءَهُمْ مَلِكٌ)«Перед ними находился царь (тиран)» (Пещера-79) или (إِذْ جَعَلَ فِيكُمْ أَنْبِيَاءَ وَجَعَلَكُمْ مُلُوكً)
«Когда (Он) создал среди вас пророков, сделал вас царями» (Трапеза-20).
В обоих «Сахихах» сказано: «Подобно королям на тронах».
Слово Аллаха: (دينِ) «Дин» - это воздаяние и расчет,
как сказал Всевышний: (يَوْمَئِذٍ يُوَفِّيهِمْ اللَّهُ دِينَهُمْ الْحَقَّ)
«В тот день Аллах воздаст им в полной мере по их истинному счету» (Свет-25).
Также Аллах сказал: (أَئِنَّا لَمَدِينُونَ)
«Неужели мы подвергнемся воздаянию и расчету?» (Стоящие в ряд-53).
Аллах Всевышний сказал:
إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ
(5) « Иййяака на‘буду ва иййяака наста‘ийн »
-Тебе одному мы поклоняемся и лишь Тебя одного молим о помощи
Чтецы семи способов и большинство (ученых)
читало слово (إيَّاكَ) «иййяяка» с удвоенным «йя».
‘Амр ибн Фааид читал ее без удвоения: «ийяяка», однако это отвергаемое чтение,
противоречащее большинству правильных мнений, ибоَ «ийяа» – это свет солнца.
Некоторые читали: «аййяяка», а другие: «хаййяяка».
Все читали: (نَسْتَعِينُ) «наста‘ийн»,
кроме Йахйи ибн Васаба и аль-‘Амаша, которые ставили туда кясру: «ниста‘ийн» согласно диалекту племен Бану Асад, Раби‘а и Бану Тамим.
«‘Ибаада» имеет словарное значение – покорность, смирение.
В Шариате это означает совершенную любовь, покорность и страх.
Слово إيَّاكَ «иййяяка»
является здесь причастием страдательного залога («маф‘ууль»),
которое поставлено впереди глагола ( نَعْبُدُ «на‘буду», نَسْتَعِين «наста‘ийн»)
и повторено дважды для ограничения значения и придания ему важности.То есть:
«Мы не поклоняемся никому, кроме Тебя, и не уповаем ни на кого, кроме Тебя».
А это является совершенством повиновения,
и вся религия имеет отношение к этим двум значениям.
Как сказали некоторые предшественники: ««Фатиха» - тайна Корана,
и ее тайной являются эти слова: (إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِين)
«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного мы молим о помощи».
Первая часть выражения (إِيَّاكَ نَعْبُدُ) «иййяяка на`буду»
( Тебе одному мы поклоняемся),
является отречением от придания Аллаху сотоварищей,
а вторая часть (وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ) « ва иййяяка наста`иин»
( и только у Тебя одного мы молим о помощи)
– отречением от (всякой) мощи и силы и упованием на Аллаха,
Всемогущ Он и Велик. Этот смысл имеется и в других аятах Корана:
فَاعْبُدْهُ وَتَوَكَّلْ عَلَيْهِ وَمَا رَبُّكَ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ
«Посему поклоняйся Ему и уповай на Него,
ибо Господь твой не находится в неведении о том, что вы совершаете» (Худ-123).
قُلْ هُوَ الرَّحْمَنُ آمَنَّا بِهِ وَعَلَيْهِ تَوَكَّلْنَا
«Скажи: «Он – Милостивый!
Мы уверовали в Него и уповаем только на Него» (Власть-29).
رَبُّ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ فَاتَّخِذْهُ وَكِيلًا
«Господь востока и запада – нет божества, кроме Него.
Сделай же Его своим Попечителем и Хранителем» (Закутавшийся-9).
После упоминания об Аллахе в третьем лице
(بِسْمِ اللَّهِ «Именем Аллаха … مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ Властелин Дня воздаяния»)
речь перешла в прямую (то есть, с обращением к Аллаху,
как ко второму лицу: (إِيَّاكَ نَعْبُدُ) «Тебе одному мы поклоняемся»),
как будто (раб Аллаха) после восхваления Его стал ближе к Нему и предстал перед Всевышним. В этом содержится доказательство тому, что первая (по счету) сура является повествованием от Аллаха с восхвалением Самого Себя прекрасными качествами и указанием Его рабам восхвалить Его этими словами. И поэтому молитва того,
кто не скажет этого, будучи способным на это, не является действительной.
Как сказано в хадисе двух «Сахихов» (№756 Бухари, №394 Муслим) от ‘Убады ибн Самита,
от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Нет молитвы для того, кто не читал Открывающую Писание».
В хадисе Муслима (№395) от Абу Хурайры сказано,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Всевышний Аллах сказал: