А затем читай то что необременительно тебе из Корана».
Они сказали: «Он велел ему прочесть то, что необременительно,
и не обязал его читать «Фатиху» или другую суру.
2) Мнение заключается в том, что обязательно читать суру «Фатиха» в молитве,
и что молитва другой сурой не засчитывается. Это мнение остальных имамов: Малика, Шафии, Ахмада ибн Ханбаля и их сподвижников, а также большинства ученых.
Они привели в доказательство вышеупомянутый хадис, когда посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто совершил молитву и не прочел Мать Корана, у того молитва будет недостаточной, неполноценной» (Муслим №395).
Они также привели в доказательство хадис в двух «Сахихах» (Бухари №756, Муслим №394)
от ‘Убады ибн Самита, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет молитвы для того, кто не прочел «Открывающую Книгу»,
а также в «Сахихе» Ибн Хузаймы (№490), Ибн Хиббана (№1789) от Абу Хурайры,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не засчитывается молитва того, кто не прочел Мать Корана».
И хадисов на эту тему - множество. Дискуссия на эту тему длительна,
и мы указали источник (имамов), да смилуется над ними Аллах
.
Кроме того, Шафии и группа ученых считали,
что обязательно читать «Фатиху» в каждом рак‘ате молитвы.
Другие сказали, что обязательно читать ее лишь в большинстве рак‘атов.
Аль-Хасан и большинство басрийских ученых считали, что обязательно читать «Фатиху» лишь в одном рак‘ате молитв, ссылаясь на абсолютность (то есть неограниченность смысла) хадиса: «Нет молитвы тому, кто не прочел в ней «Открывающую Книгу».
Абу Ханифа, его сподвижники, Саври, Авза‘и считали, что не обязательно ее чтение,
и засчитывается чтение другой суры, основываясь на словах Аллаха: (فَاقْرَءُوا مَا تَيَسَّرَ مِنْهُ)
«Читайте из него (Корана) то, что необременительно».
А лучше всего об этом известно Аллаху.
Ибн Маджа (№839) передал хадис от Абу Са‘ида (аль-Худри)
, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Нет молитвы для того, кто не прочел в каждом рак‘ате (суру)
«аль-Хамду» и (еще)одну суру в обязательной или другой молитве».
Однако есть сильные сомнения в достоверности этого хадиса.
Все это проверено в книге «Ахкам аль-Кабир». А лучше всего об этом известно Аллаху.
Обязательно ли чтение «Фатихи» для стоящего позади имама.
Здесь имеется три мнения ученых.
Первое мнение: обязательно ее чтение для него так же, как оно обязательно и для имама, согласно общности вышеприведенных хадисов.
Второе мнение: стоящему позади имама вовсе необязательно чтение ни «Фатихи»,
ни другой суры, ни в молитве с чтением вслух, ни в молитве с чтением про себя, согласно хадису в «Муснаде» Имама Ахмада ибн Ханбаля (3/339) от Джабира ибн ‘Абдуллаха,
что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«У кого есть имам, то чтение имама является его чтением».
Однако в цепочке этого сообщения имеется слабость. Малик (1/84) передал его от Вахба ибн Кайсана
с собственных слов Джабира. Этот хадис передан различными недостоверными путями,
а лучше всего об этом известно Аллаху.
Третье мнение: Чтение для стоящего позади имама обязательно в молитве,
с чтением про себя согласно вышеприведенным доказательствам, и необязательно с чтением вслух согласно хадису Муслима (№404) от Абу Мусы аль-Аш‘ари,
что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Имам поставлен лишь для следования ему. И если он возвеличит Аллаха,
то возвеличьте и вы. Если он будет читать Коран, то молчите»
и далее упомянута остальная часть хадиса.
Подобным же образом его передали остальные авторы «Сунанов»: Абу Давуд (№973), Тирмизи, Насаи (2/142), Ибн Маджа (№847) со слов Абу Хурайры от пророка, да благословит его Аллах и приветствует,
что он сказал: «И если (имам)читает, то молчите».
Его достоверным назвал также Муслим ибн аль-Хаджадж.
Эти два хадиса свидетельствуют о достоверности этого (третьего) мнения.
Этого мнения придерживался Шафии в первом слове, да смилуется над ним Аллах.
А лучше всего об этом известно Аллаху.
Подобное мнение приведено также от Имама Ахмада ибн Ханбаля, да смилуется над ним Аллах. Целью упоминания этого вопроса здесь было разъяснение особенности суры
«аль-Фатиха» в ее отношении к правовым вопросам, которой нет у других сур.
Толкование прошения защиты у Аллаха («исти‘аза») и его предписания
Всевышний Аллах сказал:
خُذْ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنْ الْجَاهِلِينَ
وَ إِمَّا يَنزَغَنَّكَ مِنْ الشَّيْطَانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ إِنَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
«Прояви снисходительность, вели творить добро, и отвернись от невежд.