Разъяснение одиннадцатого сомнения
Если же ты скажешь: "Но ведь это явление заполонило собой города, и объединились вокруг этого жители поселений низменностей и возвышенностей. Это явление покрыло собой земли на востоке и западе, Йемене, Шаме, на юге и Адене так, что не осталось ни одной земли из земель мусульман, кроме как присутствие этих могил и мавзолеев на ней обязательно.
Люди имеют относительно них свои убеждения, возвеличивают их, дают им обеты, взывают их именами, клянутся ими, делают обходы вокруг могил, зажигают на них светильники, бросают на них цветы и опрыскивают их благовониями, одевают на них покрывала, и совершают им все, что только могут из видов поклонения и того, что в этом смысле из возвеличивания, смиренности, униженности и проявления немощности перед этими "аулия".
Более того – это мечети мусульман! В большинстве из них непременно присутствует могила, или же рядом с мечетью, или же мавзолей, к которым направляются совершающие намаз в своих намазах и делают там то, о чем я говорил выше.
И не лезет в голову разумного человека то, что все это является настолько мерзким, насколько ты это описал, и при всем этом ученые Ислама, к слову которых прислушиваются люди во всех уголках земли, молчат!"[125]
Тогда я скажу тебе: "Если ты хочешь беспристрастности, и оставил следование за предками, и узнал, что Истина это то, на что указывает довод, а не то, на чем сошлись поколения за поколением, то знай, что эти вещи, о порицании которых мы ведем этот разговор, и к разрушению которых мы стремимся, исходят от простонародья, религия которых – это слепое следование за отцами безо всякого довода, без различения между почетным и низким.
Растет среди них ребенок и с самого его детства люди в его городе или деревне повторяют ему имя "уали", к которому они взывают в тяжкие моменты жизни. Он видит как они дают этому "уали" обеты и возвеличивают его. Родители возят его к этой могиле, обтирают его землей с этой могилы, делают обходы вокруг этой могилы с ребенком на руках. Исходя из этого, в сердце ребенка с самого детства укрепляется возвеличивание того, что возвеличивают все вокруг. Самым почетным для него становится то, что почитают окружающие его люди.
Растет в этом ребенок, стареет в этом старик, и никто не слышит и слова порицания в свою сторону. Более того, видит тех, кто описан знанием, и окружен почетом, назначен судьей, или муфтием, или преподавателем, или правителем, все они также возвеличивают и почитают эти традиции, принимают имущество людей в виде обетов, едят мясо животных, принесенных в жертву у могил, и думают люди, что это и есть религия Ислам, а традиции эти – ее основа.
Что же касается того, кто требовал знания и дошел до уровня самостоятельности в нем, и ознакомился со знанием Корана, Сунны и асаров, тот прекрасно понимает, что молчание ученого, и даже всего мира о каком-либо порицаемом явлении не является доводом на его разрешенность.
Приведу тебе пример: а это эти налоги, о которых известно из религии каждому то, что они запрещены. Но, несмотря на это, они имеются в каждой земле и даже стали обычным явлением, порицание которого не воспринимается никем[126].
Дошло до того, что руки налоговиков добрались до священных земель Мекки. Они собирают налоги с тех, кто хочет совершить свою религиозную обязанность – Хадж. Эти люди совершают на запретной земле каждое запретное действие, а в это время лучшие из людей, а также ученые и правители молчат об этом и не выявляют своего порицания и закрывают на это глаза.
Как ты считаешь – является ли молчание этих ученых, более того, целого мира, доводом на разрешенность этих налогов?! Не скажет этого никто, кто обладает хотя бы малейшим знанием[127].
И даже приведу тебе еще один пример: эта запретная земля Аллаха, лучшее место на земле по единогласному мнению ученых – установили на ней невежественные и заблудшие правители черкесы[128] эти четыре михраба в запретной мечети Мекки, которые разделили поклонение людей, и собрали в себе столько вреда, о котором знает Один лишь Аллах. Эти четыре михраба разделили поклонение мусульман и превратили их в различные течения и религии так, что это нововведение усладило очи Иблиса и превратило мусульман в посмешище шайтанов[129].
Что касается людей, то все они молчали об этом, более того, ученые всех краев земли согласились с этим, и видел это каждый, у кого есть глаза и слышал каждый, у кого есть уши[130].
Является ли это молчание доводом на позволительность этого?!
Не скажет этого никто, у кого есть хотя бы частичка знания.
То же самое можешь сказать и о молчании людей относительно действий этих могилопоклонников.