Разъяснение девятого сомнения
Если же ты скажешь: "Могилопоклонники, а также и другие из тех, кто имеет ложные убеждения относительно живых грешников говорят: мы не поклоняемся им и не поклоняемся никому, кроме Одного Аллаха, и не совершаем им ни намаз, ни уразу, ни Хадж».
Я скажу тебе: "Это невежество относительно смысла "поклонение", так как поклонение заключается не только в том, что ты перечислил, но его фундамент и основа – это убеждение человека.
А как раз это ложное убеждение и имеется в сердцах этих людей. Более того, они сами же и говорят о самих себе – "имеющий убеждение". Они совершают деяния, о которых ты уже слышал из мольбы, взываний, поиска заступничества через мертвых, просьбы о помощи, клятв, обетов и многого другого.
А ведь ученые упоминают, что тот, кто оденется в одежды неверных, сам становится неверным[118], и кто произнесет слова неверия, становится неверным, а что же сказать относительно тех, которые дошли до таких крайностей в убеждениях, словах и делах?!
Если же ты скажешь: "А каково тогда постановление всех этих обетов[119] и жертвоприношений?"
Я скажу тебе: "Каждый разумный человек знает, что имущество дорого для человека. Люди прилагают усилия для его сбора, даже если придется при этом прибегнуть к запретному. Люди пересекают земли, пустыни, путешествуют с одного края земли к другому – и все это для приобретения имущества. Поэтому никто из людей не отдает своего имущества просто так, но отдает имущество только тогда, когда надеется на приобретение чего-то большего взамен или отведения вреда.
Исходя из этого, становится ясно, что выделяющий часть своего имущества в форме обета для нужд могилы, делает это только потому, что надеется на получение чего-то взамен, и это убеждение является ложным. Если бы этот человек знал о ложности этих убеждений, то не отдал бы даже дирхама, ведь имущество дорого для его обладателей.
Сказал Аллах: "Он дарует вам вашу награду и не попросит у вас вашего имущества. Если же Он попросит у вас его и проявит настойчивость, то вы поскупитесь, и Он выведет наружу вашу злобу (или зависть)" (47: 36-37).
Является обязательным разъяснить этому человеку, что своими действиями он растрачивает свое имущество попусту, и что его трата не принесет ему пользы и не отведет от него вреда. А посланник Аллаха сказал: "Поистине, обет не приходит с добром, и является лишь выведением (добра или поклонения) от скупого "[120]. Также обязательным является вернуть ему его имущество.
Что касается того, кто эти обеты принимает, то ему запрещено этим заниматься, потому что это пожирание имущества людей без права, без взаимной выгоды, а Всевышний сказал: "И не пожирайте имущество друг друга без права" (2: 188).
Это его действие запрещено еще и потому, что в этом - одобрение многобожия и ложного убеждения, и довольство принимающего имущество этим всем, а постановление того, кто доволен многобожием известно: "Поистине, Аллах не прощает придавания Ему сотоварищей" (4: 48).
Поэтому его заработок подобен заработку колдунов и прелюбодеек. Запрещено ему это также и потому, что в этом введение в заблуждение того, кто отдает имущество, и внушение ему того, что этот "уали" принесет ему пользу и отведет вред.
Поэтому, какое одобрение порицаемого может быть хуже, чем принимать обеты для мертвых? И какой обман может быть больше? И какое довольство величайшим грехом может быть глубже? И какое превращение порицаемого в одобряемое может быть удивительнее, чем это?
Также и в древности – обеты идолам и истуканам были именно из этого рода. Дающий обет имел убеждение достижения пользы от этого идола или отведения вреда. Для этого они выделяли часть своего имущества. Они делили его так, как считали правильным, затем несли его прислужникам этих идолов, которые, в свою очередь, забирали его, внушая им правильность их убеждений. То же самое касается и жертвоприношений, которые они приносили на пороге мавзолея этого идола.
Все это как раз то, для уничтожения, аннулирования и запрета чего, Всевышний послал посланников к людям.