Разъяснение второго сомнения
Если же ты скажешь: "Становятся ли те, кто имеет такие убеждения относительно могил, праведников (аулия), грешников и падших людей – многобожниками подобно тем, кто имеет такие же убеждения относительно идолов?"
Я скажу тебе: «Да. Эти делают то же, что делали те. Одни равны в этом другим, более того, те, о ком мы говорим, превзошли первых многобожников в убеждении, подчинении и рабстве, поэтому нет причины разделять одних от других»[87].
РАЗЪЯСНЕНИЕ ТРЕТЬЕГО СОМНЕНИЯ
Если же ты скажешь: "Но ведь эти могилопоклонники говорят: мы не совершаем многобожия, и не делаем Аллаху равных, а наше обращение к умершим праведникам (аулия) и убеждение относительно них не является многобожием!!!"
Тогда я отвечу тебе: "Да, "говорят своими языками то, чего нет в их сердцах!" (3: 167). Но это лишь по причине их невежества относительно истинной сущности многобожия!!!
В действительности же, их возвеличивание этих "аулия", и принесение им жертвоприношений и есть многобожие, ведь Всевышний Аллах говорит: "Совершай намаз Твоему Господу и приноси жертву" (108: 2) – т.е. никому другому, кроме Него, как на это указывает выставление вперед фразы "Твоему Господу", тогда как в основе она должна быть в конце предложения[88].
И говорит Всевышний: "И мечети принадлежат Аллаху, не взывай же наряду с Ним ни к кому!" (72: 18).
И из того, что мы поведали тебе выше, ты уже узнал, что даже показуху Всевышний назвал многобожием, не говоря уже о том, о чем мы ведем разговор сейчас.
То, что они делают для своих умерших праведников (аулия) – именно это и есть дела многобожников. Поэтому, совершая эти деяния, эти люди становятся многобожниками, и не помогут им их слова: "мы не придаем Аллаху сотоварищей!" – потому что их дела указывают на ложность этих слов[89].
РАЗЪЯСНЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО СОМНЕНИЯ
Если же ты скажешь: "Но ведь они не знают того, что эти дела превращают их в многобожников!"
Я скажу тебе: "В книгах фикха, в главе «вероотступничества», ученые явно заявляют о том, что высказавший слово неверия становится неверующим, даже если не подразумевал смысла этого слова[90].
К тому же, это указывает на то, что эти люди изначально не познали истинной сути Ислама, а также сущности единобожия, поэтому они являются неверующими в основе, изначально не вошедшими в Ислам[91].
Ведь, воистину, Всевышний обязал Своих рабов уединять Его в поклонении: "Чтобы вы не поклонялись никому, кроме Аллаха" (11: 2), и быть искренним в нем: "И не было им приказано ничего, кроме как поклоняться Аллаху искренне перед ним в вере" (98: 5). А что касается того, кто взывает к Аллаху ночью и днем, скрыто и явно, со страхом и надеждой, а затем взывает наряду с Ним еще к кому-либо, тот совершает многобожие в поклонении.
Это потому что взывание с мольбой является одним из видов поклонения, и Всевышний назвал его таковым в Своих Словах: "Поистине те, которые возгордились от поклонения Мне, зайдут в Ад униженными", после Слов: "Взывайте ко Мне и Я отвечу вам" (40: 60).
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПЯТОГО СОМНЕНИЯ
Если же ты скажешь: "Если они являются многобожниками, значит сражение с ними обязательно, и обязательно совершать относительно них то, что совершал посланник Аллаха относительно многобожников!"
Тогда я отвечу тебе: "Этого мнения придерживается целая группа обладателей знания[92]. Они говорят: вначале необходимо призвать этих людей к единобожию, и разъяснить им то, что их божества, от которых они ждут пользы и отведения вреда, не способны помочь им перед Аллахом ничем.
Также необходимо донести до них то, что эти божества такие же рабы, как и сами эти люди, и что это убеждение относительно этих их божеств – многобожие.
Они должны узнать, что вера человека в то, с чем пришли посланники не будет действительной, пока они не оставят эти свои убеждения и не покаются от них. Также как вера их не будет действительной, пока они не воплотят единобожие в жизнь - как в убеждениях, так и на делах.
И это обязанность обладателей знания – разъяснить, что убеждения этих людей, из которых в дальнейшем исходят обеты, жертвоприношения, обходы вокруг могил – запретное многобожие. А также разъяснить, что действия этих людей, это как раз именно то, что делали многобожники относительно своих идолов.
А после того, как ученые разъяснят эти положения правителям, те, в свою очередь, обязаны послать к людям призывающих к искреннему единобожию[93]. Тот из людей, кто возвратится от многобожия и согласится с единобожием, защитит этим свои кровь, имущество и семьи. Тот же, кто станет упорствовать, то Всевышний сделал дозволенным относительно него то же, что сделал дозволенным своему посланнику относительно многобожников.