История ат-туфайля ибн 'амра
Он был человеком знатного происхождения, писал стихи и являлся вождем своего племени. Он прибыл в Мекку, и курайшиты стали предостерегать его от встречи с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует. Они сказали: «Слова его подобны колдовству, он разлучает отца с сыном, брата с братом и мужа с женой, и мы боимся, что тебя и твоих соплеменников постигнет то же, что и нас!» — и они продолжали предостерегать его, пока он не решил, что будет входить в Запретную мечеть не иначе, как заткнув уши. Он заткнул уши ватой и вошел в мечеть. Встав поблизости от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он все же услышал что-то из сказанного им, и его слова понравились ему. Тогда он сказал себе: “Я человек разумный и могу отличить прекрасное от безобразного. Клянусь Аллахом, я выслушаю слова этого человека! Если слова его хороши, я соглашусь с ними, а если окажутся они отвратительными, то я откажусь от них!” Он вынул вату из ушей и услышал слова, прекрасней которых никогда не слышал. Он последовал за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а когда тот вошел в дом, вошел вслед за ним и рассказал ему о том, что с ним случилось, после чего сказал: “Расскажи мне о своем деле”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал ему об исламе, и он принял его»[568].
Напоминать людям слова Корана и изречения из сунны Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, — это то, чем не может пренебрегать человек, призывающий окружающих к исламу и покорности Аллаху.
Глава восемнадцатая
Чудеса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и неопровержимые свидетельства его пророчества
Одной из важнейших составляющих мудрого призыва к исламу людей писания и других неверующих является разъяснение им тех непреложных доводов, которые указывают на то, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует — истинный посланник Аллаха ко всему человеческому роду.
Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, было даровано множество разнообразных знамений и ясных доказательств его правдивости. Они многочисленнее и величественнее тех знамений, которые давались предшествующим пророкам. Дарованные ему знамения делятся на два вида: те, которые уже имели место и запечатлены в достоверных сообщениях подобно чудесам Мусы и Исы, и те, которые останутся среди людей вплоть да наступления Судного Часа. К последним относятся Священный Коран, религиозное знание и вера, пребывающие в его последователях, принесенный им совершенный религиозный закон, знамения, которые являет Всевышний время от времени праведникам из его общины, победа, которую одерживает его религия посредством своих неоспоримых доводов, описание его качеств, содержащееся в писаниях предшествующих ему пророков и многое другое[569], перечисление чего в данном кратком труде невозможно.
Доказывая истинность пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, мы затронем лишь два аспекта:
1. чудеса ниспосланного ему Корана;
2. чудесные явления физического плана, явленные Господом через него.
Чудеса Корана
Приступая к изложению этой темы, нужно, прежде всего, дать определение понятию «чудо». В данном случае под чудесами (араб. аль-му'джиза) понимаются сверхъестественные явления, производимые Аллахом руками пророков, повторение которых не под силу людям и джиннам, как всем вместе, так и каждому по отдельности, целью которых является доказательство правдивости пророков и сообщаемых ими сведений[570].
Слово Аллаха, ниспосланное Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует — Благородный Коран — является самым великим из всех знамений и чудес. Он останется чудом на века и эпохи, никто и никогда не смог и не сможет составить нечто, подобное ему[571]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждому пророку даровалось из знамений[572] то, благодаря чему люди начинали верить в него; что же касается меня, то мне были дарованы откровения, которые ниспосылались мне Аллахом, и я надеюсь, что в День воскресения у меня окажется больше последователей, чем у любого из них»[573].
Эти слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не означают, что Коран является единственным дарованным ему чудом и что чудес иного плана у него не было. Смысл хадиса состоит в том, что Коран — величайшее из всех чудес, которым Аллах почтил именно Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и никого другого наряду с ним. Каждый пророк получал от Всевышнего некое присущее именно ему чудо, при помощи которого он доказывал свое отличие от простых людей и совершение которого было им не под силу. Причем чудо каждого из пророков соответствовало особенностям того народа, к которому он был послан. В народе египетского фараона широчайшее распространение имело колдовство — именно поэтому Мусе, мир ему, был дан посох, при помощи которого он одержал верх над всеми колдунами Египта. Муса сделал то же, что и колдуны, то есть так же, как они, бросил свою палку на землю, однако его посох, превратившись в змею, проглотил то, что бросили они. Такого рода чудо было дано только Мусе и никому другому.
Во времена Исы, мир ему, особого расцвета достигло искусство врачевания, поэтому его руками были содеяны чудеса, которые повергли в изумление всех врачевателей. Оживление умерших, исцеление слепых и прокаженных — все эти чудеса весьма напоминали врачевание, однако совершить подобное было не под силу ни одному из врачей.
Арабы, в среду которых был отправлен Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, были тончайшими мастерами красноречия и риторики, слыли непревзойденными знатоками ораторского искусства. По этой причине Всевышний сделал чудом Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, отличавшим его от других пророков, Благородный Коран[574], к которому «не подберется ложь ни спереди, ни сзади, ниспосланный от Мудрого, Достохвального»[575].
Однако чудо Корана принципиально отличается от всех других чудес тем, что является постоянным доводом, на который не оказывает влияние смена времен и эпох. Срок знамений, дававшихся другим пророкам, ограничивался периодом их жизни, и сегодня остались лишь сообщения о них. Что же касается Корана, то он продолжает оставаться неопровержимым доводом Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и каждый, кто слушает его, будто бы слышит его от самого посланника Аллаха. Постоянство действия Корана как довода и является причиной слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Я надеюсь, что в День воскресения у меня окажется больше последователей, чем у любого из пророков»[576].
Коран является ясно изложенным знамением Аллаха. Его непревзойденность заключается во многих аспектах: его речи, стиле, структуре, предельном соответствии слов смыслу, содержащихся в нем повелениях и сообщениях и многом другом. Каждый из ученых осветил тот аспект, который открыл для его сердца Аллах[577]. Мы коротко упомянем лишь о четырех из многочисленных аспектов непревзойденности Корана.